Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Действенное дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает содержательная организация учебной и внеклассной работы. Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования – замечаниям, записям в дневнике и т.д. Все это необходимо учитывать и заботиться  том, чтобы соблюдение правил поведения было естественным следствием интереса учащихся у овладению знаниями, увлекательности учебных занятий, заботы учителя об улучшении успеваемости.

     Организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил культуры поведения и дисциплины и формированию сознательного отношения к их соблюдению. Воспитание культуры поведения обусловливает необходимость проведения содержательной морально-когнитивной деятельности, развития у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Эта задача решается  прежде всего в процессе и средствами учебной работы, поскольку  изучаемый материал содержит немало положений, фактов и примеров, раскрывающих сущность дисциплинированности и ответственного отношения личности к выполнению своих обязанностей.

     В то  же время большое значение  имеет разъяснение правил поведения  в системе внеклассной работы (беседы, собрания, классные часы и т.д.).  Освоение правил и требований поведения создает у учащихся соответствующие психологические установки в поведении, побуждает их сравнить свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию взглядов и убеждений, которые становятся действенными стимулами развития нравственного сознания и соблюдения правил поведения и дисциплины.

     Выработка  у учащихся навыков и привычек  соблюдения правил общественного поведения и дисциплины. Органической частью воспитания дисциплинированности и культуры поведения является выработка у учащихся практических умений и навыков, связанных с соблюдением правил внутреннего распорядка школы и выполнением своих обязанностей. Для этого, как справедливо утверждал А.С.Макаренко, необходима организация упражнений в «правильном поступке». Эти упражнения осуществляются, когда четко и организованно проводятся учебные занятия, поддерживается надлежащий порядок на уроках и во время внеклассной работы, практикуются так называемые «минутки тишины» и .т.д. Специальные упражнения иногда необходимы, чтобы приучить детей правильно сидеть в классе, поднимать руку при желании обратиться к учителю, спокойно выходить из класса после окончания урока и так же спокойно входить в класс и занимать свое место после перемены.

     В процессе воспитания культуры поведения  у учащихся нередко обнаруживаются те или иные недочеты и отставание в развитии отдельных сторон их морального формирования. В этих случаях необходимо использовать методику выдвижения и решения ведущих воспитательных задач, которая позволяет преодолевать указанные недочеты и «выравнивать»  нравственное  формирование  учащихся. В качестве таких ведущих задач может выступать совершенствование культуры общения, воспитание требовательности к себе, самокритичности и других качеств.

     Осмысливая  методические основы формирования  у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения, как и развития других нравственных качеств, следует обратить внимание на то, что в процессе этой работы возникает необходимость использования всей системы методов воспитания: убеждения, положительных примеров, упражнения, одобрения, осуждения, предъявления требований и др.

    

Вопрос № 58

Трудовое  и экономическое воспитание, его  задачи

 

     Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства, вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками, развивает творческое отношение к труду, способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

     В условиях  общеобразовательной школы решаются  следующие задачи трудового воспитания учащихся:

  • формирование положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
  • развитие познавательного интереса к знаниям, стремление применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;
  • формирование высоких моральных качеств: трудолюбие, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
  • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

     Содержание  трудового воспитания определяется  названными задачами, а также  рядом хозяйственно-экономических факторов: производственными условиями района, области, возможностями школы, ее материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы.

     Содержательную  основу трудового воспитания  школьников составляют следующие виды труда: учебный, общественно полезный, производственный.

     Учебный  труд школьника включает в  себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее  напряженным, требует больших  волевых усилий, терпения, усидчивости.  Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских  и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

     Общественно  полезный труд организуется в  интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

     Производительный труд учащихся предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, в процессе которого они вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий. Участвуя в производственном труде, учащиеся развивают профессиональные интересы, склонности, потребность в труде. Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах района и города, где для организации производственного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

     Под формированием  экономической культуры (воспитания) понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономичекой деятельности. Формирование экономической культуры  неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, оно становится одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшими из них являются:

  • формирование у учащихся экономического мышления
  • воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности
  • овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками к экономии и расчетливости.

     Указанные задачи могут быть решены при формировании экономических знаний о труде и производстве, умений и навыков в организационно-экономической деятельности, познании отношений общественности, предпринимательства, коммерциализации и др.

    Экономическая  культура формируется в процессе изучения почти всех учебных предметов. Но особенно большое внимание возможности развития экономической культуры личности, как это показано в исследованиях Ю.К.Васильева, В.К.Розова, П.Б.Шемякина и др., заложены в таких предметах, как история, география, трудовое обучение, химия, биология. В учебных курсах содержится богатый арсенал экономических знаний и возможностей экономической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и сложившейся практики политехнического образования, общественного полезного и производственного труда упорядочить, обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности в новых социально-экономических условиях.

     В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекции, решение производственных задач, экскурсии, деловые игры, подготовка экономического обоснования решения производственных задач, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений.

     Вызывают  большой интерес приобщение учащихся  к проведению экономического анализа процесса и результатов труда в ученических бригадах, цехах, распределение и использование коллективно заработанных средств и др. Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный процесс, придает ему предметно-жизненную, личностно-ориентированную направленность.

    




Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"