Вопрос № 22
Система
образования в Республике
Беларусь
Образование подразделяется на основное дополнительное.
Включает в себя все виды и формы образовательной
деятельности, осуществляемой государственными
и частными учреждениями образования.
Национальная система образования
включает:
- участников образовательного процесса;
- образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
- учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
- государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).
Основное образование в республике имеет следующие
уровни:
- дошкольное;
- общее образование;
- общее среднее;
- профессионально-техническое;
- среднее специальное;
- высшее;
- послевузовское.
Дополнительное образование направлено на расширение возможностей
в интеллектуальном, эстетическом, нравственном
и физическом развитии личности при получении
основного образования, углублении профессиональной
компетентности, а также на решение задач
кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической
деятельности.
Дополнительное образование может осуществляться
на всех уровнях основного образования,
а также включает: внешкольное воспитание
и обучение; повышение квалификации и
переподготовку кадров.
К учреждениям образования
относятся:
- дошкольные учреждения;
- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования , повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);
- учреждения внешкольного воспитания и обучения;
- социально-педагогические учреждения;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.
Структура
общеобразовательной системы средней школы соответствует трем основным
этапам развития личности ребенка:
- детству – I ступень (1-4 классы);
- отрочеству –II ступень (5-9 классы, при 12-летнем среднем образовании – 5-10 классы);
- юности – III ступень (10-11 классы, при 12-летнем среднем образовании – 11-12 классы).
В соответствии
с положением школа может существовать
в составе 1-4 классов – начальная школа, 1-9(10) классов
(или 5-9(10) классов) – базовая школа; 1-11(12)
классов (или 5-11(12), 10-11(12) классов) – средняя
школа.
Общее среднее образование
включает уровень общего базового образования.
Общее базовое образование (срок обучения
– десять лет) включает ступень общего
начального образования и является обязательной
ступенью. Получение общего базового образования
– условие для завершения общего среднего
образования в учреждениях, обеспечивающих
получение общего среднего, профессионально-технического
и среднего специального образования.
Общее начальное образование
(срок обучения четыре года) является
обязательной ступенью и условием для
обучения в общеобразовательном базовом
учебно-воспитательном учреждении.
Основная цель и
задачи, которые призваны решать
учебные заведения нового типа, обуславливаются
потребностями современного общественного
развития. Это существенное улучшение
качества общего среднего образования,
повышение уровня предпрофессиональной
подготовки молодежи и создание условий
для непрерывного образования и самообразования
личности.
Гимназия, являясь учреждением
образования базовой и старшей ступени
общеобразовательной системы школы (5-9(10)
классы), призвана обеспечить реализацию
требований государственных стандартов
к образованию в сочетании с повышенным
его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной
подготовкой учащихся. Современная гимназия
ориентирована также на развитие у учащихся
социокультурных интересов, принятие
ими общечеловеческих ценностей, формирование
широкого научного кругозора. Во всех
регионах Беларуси сегодня функционирует
более 100 гимназий.
Лицей определяется как
профессионально ориентированное учебное
заведение, обеспечивающее повышенный
уровень общего среднего образования
в сочетании с профильной предпрофессиональной
подготовкой учащихся по направлениям
и специальностям высшей школы.
Основной
целью лицея является создание благоприятных условий для развития
творческого, интеллектуального потенциала
учащихся; освоение им исторических культурных
ценностей, наследия белорусского народа;
подготовка способных юношей и девушек
для продолжения образования в высших
учебных заведениях. Сегодня в стране
более 20 лицеев.
Новым типом
учебного заведения является
также высшее профессиональное
училище. Оно обеспечивает углубленное профессионально-техническое
образование, интегрированное со средним
специальным. Подготовка квалифицированных
рабочих и специалистов в высших профессиональных
училищах осуществляется на ступенчатой
основе. Число ступеней может изменяться
в зависимости от конкретных условий и
требований работодателя к подготовке
кадров.
Новым типом
учебного заведения, ранее не существовавшим в отечественной
системе образования, является колледж – учебное заведение
в системе непрерывного образования, обеспечивающее
углубленное среднее специальное образование,
интегрированное с общим средним и высшим.
Главные задачи колледжа:
- удовлетворение потребностей личности в приобретении среднего специального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности с учетом национально-культурных традиций страны и международного уровня и опыта образования;
- подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профессиям;
- повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, технологии и социально-культурной сферы.
В отличие
от средней общеобразовательной
школы, в учебных заведениях
нового типа учебный процесс
строится на основе отдельных
учебных планов, в которые наряду
с общеобразовательными предметами
введены профилирующие курсы (в лицеях, гимназиях). А также
специальные дисциплины (в колледжах,
высших профессиональных училищах).
Вопрос № 34
Методика
составления плана урока
Основной
и ведущей формой обучения
является урок как главное
звено всей классно-кабинетной, урочно-полиморфной
системы. Другие формы обучения задействуются в учебном
процессе, как правило, в тесной связи
с уроком для более глубокого и полноценного
решения задач обучения.
Четко организованный
урок как форма учебных занятий
имеет самоценное, обучающее, развивающее,
воспитательное значение. Например, продуманная
система логически взаимосвязанных уроков
обучает детей самоорганизации, умениям
и навыкам интеллектуального труда, его
научной организации. Содержательно насыщенная
творческая работа на уроке образует в
сознании и организме ребенка привычное
рабочее состояние. Такое психическое
состояние в условиях урока постоянно
воспроизводится и становится важным
условием продуктивного включения в познавательную
деятельность всех психических процессов.
Вместе с тем напряженная деятельность
на уроке закаляет волю школьников, воспитывает
у них трудолюбие, ответственность, другие
важные нравственные свойства личности.
Процесс
обучения учащихся в школе
протекает под руководством учителя.
Назначение его деятельности
состоит в управлении активной сознательной познавательной
деятельностью учащихся. Учитель ставит
перед учащимися задачи, постепенно усложняя
их и тем самым обеспечивая поступательное
движение мысли ребенка по пути познания.
Учитель же создает необходимые условия
для успешного протекания учения: отбирает
содержание в соответствии с поставленными
целями, продумывает и применяет разнообразные
формы организации обучения, использует
многообразие методов, при помощи которых
содержание становится достоянием учащихся.
Опытные учителя планируют каждый урок так, чтобы
на нем обязательно произошло полное усвоение
учебного материала всеми учащимися. В
этих целях необходимы разнообразные
уроки, соответствующие особенностям
содержания, специфике методов и уровню
развития учащихся. На смену комбинированному
уроку у них приходит занятие по сообщению
новых знаний, отработке навыков и умений,
повторению, закреплению, выполнению творческих
работ.
Управление
процессом обучения предполагает
прохождение определенных этапов
в соответствии с заданной структурой педагогического
процесса и педагогической деятельности:
планирование, организация, регулирование
(стимулирование), контроль, оценка и анализ
результатов.
Этап планирования
в деятельности учителя завершается
составлением календарно-тематических или поурочных
планов, в зависимости от того, какие задачи
предстоит решать: стратегические, тактические
или оперативные. Составлению планов,
планов-конспектов предшествует длительная,
кропотлива работа. Это анализ исходного
уровня подготовленности учащихся, их
учебных возможностей, состояния материальной
базы и методического оснащения, своих
личных профессиональных возможностей;
определение конкретных образовательных,
воспитательных и развивающих задач исходя
из дидактической цели урока и сформированности
класса как коллектива; отбор содержания,
продумывание форм и методов ведения урока;
выбор видов работ, своих действий и действий
учащихся; прогнозирование результатов,
возможных затруднений на пути их получения;
определение места и приемов использования
учебно-наглядных и технических средств
обучения, содержания и организации самостоятельных
работ; отбор приемов стимулирования активности
учащихся форм заданий на дом.
Организация
деятельности учащихся включает
постановку перед учащимися учебной задачи и создание условий для
ее выполнения. При этом используются
такие приемы , как инструктаж, распределение
функций, предъявление алгоритма. Современная
дидактика рекомендует несколько правил
выдвижения познавательных задач:
- познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
- чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи, необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки;
- задача должна содержать информацию, необходимую для развития ума, воображения, осуществления творческих процессов;
- к осуществлению предметной деятельности необходимо расположить (создать учащимся положительную мотивацию);
- нужно научить учащихся решать задачу сначала вместе с учителем, затем – в коллективной работе, постепенно подводя к выполнению самостоятельных индивидуальных действий.
Вопрос № 47
Методы
организации деятельности и формирование
общественного поведения
Культура
поведения обладает большим воспитательным
потенциалом. Она делает человека подтянутым,
сдержанным, способствует формированию
умения подчинять свои действия и поступки
достижению поставленных целей, побуждает
к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению
имеющихся недостатков.
Как и
формирование других личностных качеств, процесс воспитания
культуры поведения и дисциплины включает
в себя:
- развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, относящейся к соблюдению установленных в школе норм и правил поведения;
- организацию разнообразной познавательной деятельности по осмыслению требований дисциплины и пониманию необходимости (взглядов и убеждений) их соблюдения;
- выработку навыков, привычек и культуры дисциплинированного поведения;
- формирование способности к проявлению волевых усилий, необходимых для соблюдения требований дисциплины и культуры поведения.
Развитие
у учащихся потребностно-мотивационной
сферы в области культуры поведения и дисциплины. В педагогическом
отношении для этого весьма важно, чтобы
учителя и классные руководители создавали
такие условия и ситуации, в которых школьники
осознавали бы и эмоционально переживали
внутренние противоречия между достигнутым
и необходимым уровнем культуры поведения
и дисциплины и стремились к их совершенствованию.
существенное значение в этом отношении
имеют поддержание в школе чистоты, санитарно-гигиенической
культуры и образцового внутреннего порядка;
тактичное предъявление требований к
учащимся; высокое качество учебной работы;
разумная организация досуга учащихся;
установление благожелательных, гуманных
отношений между ними и педагогами; тактичный
контроль за поведением.