Сенсорное развитие детей третьего года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:01, реферат

Описание работы

Ранний возраст - период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Содержание

Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1. Роль воспитателя в сенсорном развитии
1.2. Развивающая предметная деятельность для сенсорного развития детей
1.3. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
1.4. Развитие речи
2. Работа с родителями
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сенсорное развитие.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

    Как утверждают специалисты, основной психологической  потребностью детей раннего возраста является острая потребность в тесном общении с взрослыми. Учитывая это, в групповом помещении нужна зона отдыха, в которой ребенок может более тесно пообщаться с взрослыми. В этой зоне возможно разместить диван или пару кресел, мягкий коврик, книги для чтения. Малышам очень нравится, прижавшись к воспитателю, рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки.

    Уголок  ряженья с зеркалом - необходимый  атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и  наряжаются с помощью взрослого  в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья наполняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты (шапочки, ленты и т.д.).

    Такая организация предметной развивающей  среды группы раннего возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.  

    1.3. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей 

    Игрушка располагает большими возможностями  для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша. С одной стороны, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития малыша; с другой стороны сенсорное воспитание имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности. Роль взрослых в сенсорном развитии маленького ребенка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными, и выработать отношение к ним. Поэтому на каждом возрастном этапе необходимо решать особые задачи, при решении которых формируется определенное звено сенсорной культуры.

    Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать у него правильное представление об этих свойствах, от педагогов и родителей требуются определенные усилия и умение владеть специальными приемами работы с детьми.

    Прием 1 «Наложение»

    Зрительно сопоставить предметы по форме, величине и устанавливать их совпадение или несовпадение дети не могут, поэтому им предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить их по форме и величине.

    Прием 2 «Приложение»

    Определить  цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям также сложно. Но если они располагают возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики. Необходимо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: зеленой лягушке нужен зеленый бантик, белому зайчику - белый и т.п. Педагог показывает малышу, как правильно выбрать бантик - приложив его к игрушке.

    Подбор  и группировка предметов по каким-либо свойствам требует от малышей  большой сосредоточенности, умения выделять и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль взрослого состоит не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца. При этом часто создается впечатление, что играют не дети, а взрослый. Это нормально, потому что в какой-то момент окажется, что ребенок способен самостоятельно справиться с поставленной задачей.

    С целью накапливания представлений  о цвете и форме, величине проводится рассматривание игрушек, а затем  предлагаются цветные изображения этих же игрушек и дети учатся узнавать их.

    Побуждение  детей сопоставлять предметы по величине и понимать слова «большой» и  «маленький» является важной задачей, для решения которой можно  использовать интересные игровые приемы. Например, нужно две коробки, маленькая и большая, в каждой прорезаны двери разного размера; в одной маленькая, позволяющая «пройти» только мелким игрушкам, а в другой - большая - для крупных.

    Вначале взрослый вносит коробку с маленькой  дверью и создает проблемную ситуацию. Маленькие игрушки легко проходят в дверь, а большим игрушкам в нее протиснуться невозможно. Тогда педагог говорит детям, что дом с маленькой дверью для маленьких животных, а для больших нужен другой дом - большой с большой дверью. Затем педагог вносит большую коробку с большой дверью и помогает детям организовать вход больших игрушек в домик. После этого достает все игрушки из домиков и вновь организует «заселение» игрушек в домики с учетом того, какие они большие или маленькие. Такая игра проводится с детьми не менее пяти-семи раз. Для закрепления полученных представлений можно три-четыре раза провести занятие с разными воротами: маленькими - для маленьких игрушек, а большими - для больших.

    Интерес представляют игры с пирамидками. Задача подбора колец пирамидки в  значительной степени облегчается, если проводить игру, в процессе которой все игрушки «строятся по росту». Чтобы «построить» игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов, поэтому делать это нужно как можно чаще.

    Детям нравятся и такие действия с игрушками, когда дети надевают на них «украшения». Побуждать детей фиксировать внимание на форму предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.

    Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождество и различия цветов и понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» помогут игры, при проведении которых игрушкам могут «предлагаться» предметы посуды (тарелки, чашки и др.) или билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Например, среди нескольких тарелок есть три зеленые: для лягушки, рыбки с зеленым хвостом и попугая с зелеными перьями; белые же достаются гусю и зайчикам и т.п.

    Сюжетная  игра малышей длится недолго - от 5 до 7 минут. Но эти минуты бесценны для  развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период и решить следующие задачи:                                                                                                                 -вызвать интерес к игровой деятельности;                                                     -сформировать умение принимать воображаемую ситуацию;                  -способствовать овладению простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации;                              -побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие;                                                                                                            -подводить к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой).

    После двух лет малыш начинает обобщать имеющиеся у него представления  об игровых действиях, дети «кормят» не только то животное которое «кормил» взрослый, они совершают это игровое  действие по отношению ко всем игрушкам.

    В этом возрасте развитие игры идет в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребенок покормил белочку, а затем уложил ее спать; при этом он уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает одеялом, качает. 
 
 
 

    1.4. Развитие речи 

    Основное  место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми  сенсорными эталонами и способами  их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

    На  третьем году жизни малыш характеризуется  бурным развитием речи. Ребенок начинает понимать все большее количество названий предметов, действий, многих обращений к нему. Достаточно два – три раза показать предмет и назвать его, чтобы малыш усвоил его название и по заданию взрослого мог показать на него пальцем или принести его. Поэтому совместную со взрослым игру надо как можно активнее использовать для развития речи.

    Одним из условий развития речи ребенка  является воспитание потребности в  речевом общении со взрослым. Это  во многом зависит от умения педагога активизировать ребенка, организовать живое, доступное его пониманию общения, используя различные поводы для его возникновения, прежде всего ситуации действий с предметами обихода и игрушками.

    Наиболее  часто встречающиеся проблемы развития речи детей раннего возраста.                                                                                                                         1. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми.                                    Чтобы решить данную проблему следует постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.                                                                                              2. Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста.                                                                                             Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказы по картинкам, беседы. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.

    Итак, речевая активность детей третьего года жизни развивается в процессе игр-занятий. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний.  
 
 
 

    2. Работа с родителями 

    Важнейшими  условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое  благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так  и родителей.

    В большинстве семей родители стремятся  правильно воспитывать детей, но не у всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний. В одних семьях родители понимают и учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей и соответственно стремятся применять методы воспитания. Такие родители с первых дней могут стать помощниками воспитателя и примером для других. В иных считают, что воспитывать систематически в этом возрасте еще рано. Таким родителям воспитатели стремятся подробнее показать повседневную работу детского сада. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где не только не умеют, но и не хотят воспитывать детей, считая, что этим должен заниматься детский сад. Обязанность воспитателя разъяснить им ошибочность таких взглядов, подсказать, что нужно сделать дома, чтобы ре6бенок рос и развивался правильно.

    Взаимодействие  родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в  пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Педагоги взаимодействуют с семьей, используя разнообразные методы и формы работы.

    Беседа  – это метод получения и  корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

    Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

    Если  беседа возникла стихийно (ее инициаторами явились родители) и воспитатель  не может уделить родителям необходимое  внимание, он договаривается о специальной  встрече с родителями в удобное  для них время. На эту беседу могут быть приглашены и другие родители, для которых тема беседы является актуальной. Но при этом, необходимо учитывать: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связанны с внутренними отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно – обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Информация о работе Сенсорное развитие детей третьего года жизни