Сенсорное развитие детей третьего года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:01, реферат

Описание работы

Ранний возраст - период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Содержание

Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1. Роль воспитателя в сенсорном развитии
1.2. Развивающая предметная деятельность для сенсорного развития детей
1.3. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
1.4. Развитие речи
2. Работа с родителями
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сенсорное развитие.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

ТЕМА: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»  

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    1. Сенсорное развитие детей третьего  года жизни

    1.1. Роль воспитателя в сенсорном  развитии

    1.2. Развивающая  предметная деятельность для  сенсорного развития  детей

    1.3. Игры с игрушками, направленные  на сенсорное развитие детей

    1.4. Развитие речи

    2. Работа с родителями

    Заключение

    Список  литературы

    Приложение 1. Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    Ранний  возраст - период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

    Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей  сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и  восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.

    В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами  действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей, потому что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста.

    В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

    Следует отметить, что совершенствование  и развитие сенсорных процессов  непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

    Исходя  из вышеизложенного, я решила систематизировать  и обобщить материал по сенсорному развитию детей раннего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни 

    Для детей третьего года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

    Ребенок в этом возрасте продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления  о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.

    Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

    Познавательная  потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов. 

    1.1. Роль воспитателя в сенсорном развитии 

    Важная  особенность работы с детьми раннего  возраста - низкая эффективность вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются  беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка.

    С маленькими детьми нельзя проводить  фронтальные занятия, построенные по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или демонстрирует нужные способы действия, а ребята усваивают их. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять активность детей. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

    Основная  задача воспитателя здесь состоит  не в том, чтобы научить ребенка  правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

    Наиболее  эффективными способами развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Не нужно требовать от ребенка точного воспроизведения образца действий. Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое»).

    Взрослому необходимо развивать умение детей  сравнивать, сопоставлять предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина).

    Сенсорное развитие ребенка происходит в ходе специальных игр – занятий, в  процессе практических действий с предметами.

    Обогащение  сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий  по группировке похожих предметов  одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.

    В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются  сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины.  

    1.2. Развивающая предметная деятельность для сенсорного развития детей

    Опыт  работы с детьми раннего возраста приводит к выводу: к организации  предметно-развивающей среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. «Группа - наш второй дом», - вот идея, которой нужно руководствоваться при оформлении помещения для пребывания малышей.

    При организации предметно-развивающей  среды группы необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

    Помещение группы должно быть зонировано. При зонировании нужно учитывать основные направления развития ребенка третьего года жизни:

    - развитие двигательной активности;

    - развитие речи;

    - развитие процессуальной игры;

    - развитие предметной деятельности.

    Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором кухонной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть свое место в группе. И, что немаловажно, эти игрушки должны соответствовать нормам СанПиНа, легко мыться.

    Для развития предметной деятельности и  сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных  по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по-другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

    Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца), предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.

    Так же необходимо формировать интерес  к конструированию. Детям интересно  действовать с деталями строительного  материала различными способами: постукивать  деталью о деталь, накладывать  одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

    В групповой комнате должно быть место  для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости  которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти  столики отдельно. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте, для игр с песком еще нужны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка; для игр с водой - рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой и песком на детей надевают непромокаемые фартуки.

    Необходимо  также создать условия для  экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

Информация о работе Сенсорное развитие детей третьего года жизни