Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:57, курсовая работа
Афазия – системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи.
Введение
Глава I Афазия, как вид нарушения речи
1.1 История изучения афазии
1.2 Причины возникновения афазии
1.3 Классификация афазии
1.4 Обследование лиц с афазией
1.5 Коррекционно-педагогическая работа при афазии
Вывод по I главе
Глава II Сенсорная афазия
2.1 Акустико-гностическая сенсорная афазия
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по преодолению сенсорной афазии
Список используемой литературы
Схожесть детской афазии с алалиями у детей проявляется в нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций; характере логопедической работы. Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи; коррекционно-педагогическая работа при алалии – воспитание речи, при афазии – восстановление речи.
1.3. Классификация афазии.
Существуют
различные классификации
1. Акустико-гностическая (сенсорная);
2. Акустико-мнестическая;
3. Семантическая;
4. Афферентная моторная;
5. Эфферентная моторная;
6. Динамическая.
Все формы афазии объединяет общее свойство: во всех случаях имеет место глубокая патология речи как сложнейшей психической функции, тесно связанной с другими высшими психическими процессами, а также и непосредственно с личностью человека. На первое место выступает нарушение коммуникативной функции речи. Расстройства речи типа афазий сравнительно редко выступают в изолированной форме. Это объясняется тем, что данные расстройства являются лишь одним из симптомов сложного комплекса различных других дефектов, возникающих после того или иного поражения мозга, и поэтому они сопровождаются двигательными, чувствительными, а нередко и интеллектуальными нарушениями. Особенно сложными в этих случаях могут быть расстройства движений, которые чаще всего сопровождают афазию. Это – своеобразные формы двигательных нарушений, носящих в клинике название «апраксия». Апраксия – нарушение целенаправленного действия. Данные расстройства движения не обусловлены параличом или парезом, а также нарушением координации или заболеванием костно-мышечной системы. В этих случаях при целостности органов движения и способности их производить утрачивается необходимая последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного акта. Движения утрачивают свою целенаправленность. Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков. Апраксическими расстройствами в значительной степени обусловлена моторная афазия. В этих случаях нет параличей или парезов мышц, осуществляющих акт речи. Однако, в силу утраты последовательности движений органов артикуляции, речь становится полностью невозможной или резко ограниченной.
В настоящее время выделяют следующие виды апраксии: моторная, идеоторная, конструктивная, апраксия пространственных соотношений, графическая, оральная.
Моторная – самая грубая форма апраксических нарушений. Нарушены действия и по подражанию, и спонтанные. Забываются самые простейшие обиходные действия.
Идеоторная апраксия характеризуется сохранностью подражательных при нарушении элементарных действий, чаще их последовательности.
При конструктивной апраксии – невозможность конструктивных действий ни по письменной, ни по устной инструкции.
Апраксия пространственных соотношений проявляется в невозможности ориентировки на местности.
При графической утрачивается способность воспроизводить графическое изображение букв.
Оральная апраксия – нарушение привычных движений языка при образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию. Апраксии мешают восстановлению речи.
1.4. Обследование лиц с афазией
Для организации эффективного восстановительного обучения необходимым представляется комплексное обследование лиц с афазией, осуществляемое специалистами разных профилей – нейропсихологами, логопедами, врачами. Рассматриваемый вариант обследования представляет одну из многочисленных модификаций нейропсихологической диагностической системы А. Р. Лурия, предложенную Т. Г. Визель.
Принципиально важное значение для определения тактики диагностического обследования имеет предварительная беседа. Она строится так, чтобы исследователь в каждом конкретном случае мог сделать вывод о том, на что в дальнейшем следует обратить особое внимание. На основании беседы составляют предварительную общую характеристику лица с афазией, в которой отражены:
1) уровень осознанности ситуации беседы;
2) ориентация в окружающем;
3) состояние способности вербального выражения мысли;
4) наличие
или отсутствие речевого
5) объем паралингвистических средств общения (жест, мимика, интонация);
6) критичность к своему состоянию.
После беседы переходят к выявлению состояния движений и действий, а, именно, обследуют:
1) кинестетический кистевой и пальцевый праксис (воспроизведение отдельных кистевых и пальцевых поз);
2) кинетический (динамический) праксис (воспроизведение серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асимметричное постукивание);
3) конструктивный
праксис (конструирование из
4) реципрокную координацию (проба Озерецкого, позволяющая выявить состояние межполушарных двигательных координаций). Далее проводят обследование зрительного, сомато-сенсорного гнозиса (стереогноз) и акустического гнозиса.
В сфере зрительного выявляют состояние предметного гнозиса, лицевого, оптико-пространственного, цветового, пальцевого. В исследование стереогноза входят: определение места прикосновения на теле (с закрытыми глазами); узнавание предмета на ощупь («Волшебный мешочек»). Определение состояния акустического гнозиса предусматривает выявление способности узнавания неречевых шумов, знакомых мелодий.
В диагностической системе особое внимание уделено исследованию речевой функции. Собственно логопедическая часть обследования направлена на выявление состояния импрессивной и экспрессивной форм речи. В исследование импрессивной стороны речи входит изучение:
1) понимания речи (ситуативный и неситуативный диалог);
2) соотнесения названия с предметом (показ предметов и частей тела по названиям);
3) понимания сложно построенной речи (объяснение логико-грамматических конструкций).
Исследование экспрессивной речи содержит изучение:
1) автоматизмов порядковой речи (порядковый счет до 10, дни недели, месяцы, оканчивание знакомых пословиц, фраз с жестким контекстом, чтение упроченных стихов, пение со словами хорошо известных песен);
2) аффективно окрашенных автоматизмов («ах ты, черт!», «не знаю!», «как же так?!» и др.;
3) соотношения объемов произвольной (по заданию) и непроизвольной речи;
4) повторения звуков и слогов, слов и фраз;
5) называния предметов, действий и состояния спонтанной речи, а также – спонтанной речи в монологе (пересказ, рассказ, импровизация);
6) глобального и аналитического чтения букв, слогов, фраз, текстов;
7) письма букв, слов, фраз, текстов (списывание, диктант, самостоятельное письмо).
При обследовании состояния интеллекта лиц с афазией внимание направлено на изучение:
1) категориального мышления (классификация, исключение лишнего, извлечение аналогий, объединение предметов по сходству);
2) аналитико-синтетического мышления (причинно-следственные отношения, арифметический счет, арифметические задачи);
3) понятийного мышления (антонимы, синонимы, метафоры).
Обследование памяти проходит по следующим направлениям:
1) модально-специфическая
оперативная память (
2) долговременная (память на события в своей биографии в преморбидном периоде жизни, на общеизвестные исторические события и даты).
1.5. Коррекционно-педагогическая
работа при
Теоретической основой восстановительного обучения при афазии являются современные представления в психологии о высших психических функциях как функциональных системах, их системной и динамической локализации, о при жизненном их формировании, их общественно-историческом происхождении и опосредованном строении. На основании этих теоретических позиций психологами, физиологами, неврологами и логопедами был разработан и практически применен путь перестройки функциональных систем методом восстановительного обучения. Этот путь имеет два направления в практической работе:
1-ое
– нарушенное звено в
2-ое
– создание новых
Основа эффективности восстановления речи при афазии – правильно разработанные принципы восстановительного обучения, которые сформулировала Л. С. Цветкова на основании идей А. Р. Лурия. Условно принципы можно разделить на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Психофизиологические: принцип квалификации дефекта, от чего зависит применение адекватных методов; использование сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении; создание новых функциональных систем на основе афферентаций (звеньев), не принимавших ранее прямого участия в отправлении пострадавшей функции; опора на разные уровни организации психических функций, в том числе и речи; опора при обучении на всю психическую сферу человека в целом и на отдельные сохранные психические процессы.
К психологическим принципам относятся: принцип учета личности; принцип опоры на сохранные формы деятельности; принцип организации деятельности; принцип программированного обучения; принцип системного воздействия на дефект (не только на речь, но и на другие психические функции); принцип учета социальной природы человека.
Психолого-педагогические принципы следующие:
Задачи
восстановительного обучения при афазии
Л. С. Цветковой названы социально-
1) восстановление речи как психической функции, а не приспособление лица с афазией к своему дефекту;
2) восстановление
деятельности речевого общения,
3) восстановление, прежде всего, коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон;
4) возвращение лица с афазией в нормальную речевую среду, а не в упрошенную, то есть – возвращение к профессиональной деятельности.
Информация о работе Сенсорная афазия: история, причины, классификация