Сенсорная афазия: история, причины, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Афазия – системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи.

Содержание

Введение
Глава I Афазия, как вид нарушения речи
1.1 История изучения афазии
1.2 Причины возникновения афазии
1.3 Классификация афазии
1.4 Обследование лиц с афазией
1.5 Коррекционно-педагогическая работа при афазии
Вывод по I главе
Глава II Сенсорная афазия
2.1 Акустико-гностическая сенсорная афазия
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по преодолению сенсорной афазии
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

sensornaya afazia.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

 

 

                          Министерство образования московской области

                           Московский государственный областной  университет

                             Факультет специальной педагогике  и психологии

                                                    Кафедра педагогики

 

 

 

                                                КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему:

 

 

                                             по основной специальности 

                                                  032800 «Логопедия»

 

 

Выполнил:                                                                       Студент:  Давиденко П.В.

                                                                                                      

                                                                                                        

                                                                                                            3 курс,32 группа

                                                                                                         ___________________

                                                                                                               (курс,группа)

 

                                                                                                                Логопедия

                                                                                                        __________________

                                                                                                                (отделение)

 

                                                                                                          ___________________

                                                                                                                  (подпись)

 

 

 

Научный руководитель                                                                       Бетанова С.С.

                                                                                                         ___________________

                                                                                                                   (Ф.И.О)

 

                                                                                                              ______________

                                                                                                                   (подпись)

 Допущен  к защите

    Зав.кафедрой                                                                                 

                                                                                                                _____________

                                                                                                                     (подпись)

 

Дата защиты ______________                                            Оценка  _______________

 

 

 

                                                                     Москва

                                                                       2010

 

                                                        Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………….….……3

Глава I………Афазия, как вид нарушения речи……………………………4

      1.1………История  изучения афазии………………………………….….…4

         1.2………Причины возникновения афазии….……………………..…7

        1.3………Классификация афазии..………………………………………..…9

        1.4………Обследование лиц с афазией…………………………………13

        1.5…Коррекционно-педагогическая работа при афазии……15

Вывод по I главе……………………………………………………………………..…..27

 

   Глава II……Сенсорная афазия……………………………………………….….28

        2.1………Акустико-гностическая сенсорная афазия………….…28

        2.2………Коррекционно-педагогическая  работа по 

                     преодолению сенсорной афазии………………………….…31

 

Список  используемой литературы…………………………………………….35

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Афазия  – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями  головного мозга. Афазия – одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. Представления об афазии на основании новых данных дали возможность уточнить определение. Афазия – системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии: фонетику, лексику, грамматику. Афазия включает четыре составляющие: 1) нарушение собственно речи и вербального общения: 2) нарушение других психических процессов; 3) изменение личности; 4) личностную реакцию на нарушение.

 В основе  любой фонемы афазии лежит  та или иная первично нарушенная  нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Большой вклад в понимание нарушения речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Афазия, как вид нарушения речи.

              1.1История изучения афазии

 

Отдельные работы с описанием афазии существовали еще в клинической литературе XYII века. Однако интенсивное изучение этого расстройства началось с конца XIX века. Термин «афазия» ввел французский врач Труссо в 1864 году. В развитии учения об афазии можно выделить три этапа. На первом этапе (вторая половина XIX века – начало XX века) классиками неврологии были выделены две главные формы афазии: моторная (афазия П. Брока (1861)) и сенсорная (афазия К. Вернике (1874)). В 1861 г. французский врач П. Брока продемонстрировал мозг больного афазией с обширным размягчением в области левой средней мозговой артерии, захватывающим задние отделы третьей лобной извилины. Брока считал, что получил доказательство локализации центра устной речи в лобных отделах мозга. В 1874 г. Вернике описал 10 больных с поражением височных отделов коры головного мозга слева с нарушением понимания речи и своеобразными расстройствами экспрессивной речи, письма и чтения. Это дало ему основание связать развитие сенсорной афазии с локализацией патологического очага в задней трети верхней височной извилины.

В течение  последующих десятилетий появилось описание еще ряда форм афазии, в основе которых лежали уже не моторные и сенсорные расстройства, а нарушение более сложных процессов. Открытия Брока и Вернике положили начало дискуссии ученых двух направлений: «локализационистов» и «антилокализационистов». Первые привязывали сложные психические функции к определенным участкам мозга (Лихтгейм, 1855; Либманн, 1905). Они стояли на прогрессивных позициях. Однако среди «локализационистов» были и парадоксальные узколокализационистские направления. Так, Клейст локализовал не толь ко целые функции — счет, письмо, чтение — в отдельных областях мозга, но и «личное и общественное Я», «любовь к Родине» и т. п. Несомненно, что ранние работы Клейста и других узких «локализационистов» породили бурные выступления «антилокализационистов», ряд которых также высказывал рациональные возражения. Но среди них, в свою очередь, были и ортодоксальные взгляды, например, П. Мари считал больных с афазией дементными, душевнобольными. Крупнейший афазиолог Гольдштейн считал, что нарушения сложных функций нельзя соотносить с отдельными участками коры и что мозг человека работает как единое целое. Он связывал нарушение сложных психических функций при заболеваниях головного мозга с изменениями интеллектуальной деятельности, с поражением глубинных «инстинктов», с нарушением «абстрактной установки» и «категориального поведения».

Так была выделена проводниковая афазия, единственным симптомом которой считалось  нарушение повторения слов, обусловленное  «перерывом путей» между сенсорными и моторными центрами. Далее была выделена транскортикальная афазия сенсорной и моторной форм, при которой при сохранности повторной речи нарушается спонтанная. Позже появилась сенсорная и моторная субкортикальная, при которой наблюдался «перерыв путей» от моторного и сенсорного корковых центров к низлежащим образованиям мозга. Следующая выделенная форма афазии – амнестическая, при которой сохранны сенсорные и моторные компоненты речевого процесса, но нарушен «центр памяти на слова», что приводит к нарушению называния предметов.

Второй  этап – с 40-х годов XX столетия –  так называемый «настоящий этап»  развития афазиологии. Бурное развитие физиологии, психологии, неврологии, нейрохирургии  и др. обусловило возникновение новой  науки – нейропсихологии, которая легла в основу развития учения об афазии. Основоположником нового учения об афазии стал А. Р. Лурия, которому принадлежит наиболее распространенная в настоящий момент классификация данного нарушения. Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А. Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина о системной организации функций и «обратной афферентации», а также нейропсихологических и психологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов. В 1947 г. А. Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамической, поэтапной локализации высших корковых функций. Им разработаны методы изучения нарушений психической деятельности, различных познавательных процессов человека. Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности.

Третий  этап – дело будущего (согласно А. Р. Лурия). Продолжились и продолжаются в настоящий момент исследования в области афазии (Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель, П. А. Овчарова, В. В. Оппель, Е. Н. Правдина-Винарская, В. М. Шкловский и др.). За последние годы возрос интерес к проблеме межполушарной ассиметрии и, в частности, к вопросу о связи речи с правым полушарием. Была показана роль правого полушария в реализации интонационно-мелодической стороны речи. В настоящее время проблема локализации речи, в том числе участия правого полушария в возникновении афазии, остается открытой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Причины возникновения афазии

 

 

Причинами афазии являются разнообразные органические поражения речевых систем головного  мозга в период уже сформировавшейся речи:

  • травмы головного мозга,
  • воспалительные процессы мозга,
  • опухоли мозга,
  • сосудистые заболевания,
  • нарушение мозгового кровообращения (инсульт).

При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях  коры левого полушария. Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от: обширности очага поражения и его локализации; характера нарушения мозгового кровообращения; состояния непострадавших отделов мозга, выполняющих компенсаторные функции. Различные патологические процессы, следствием которых явилась афазия, неизбежно откладывают отпечаток на ее характер, возникновение и обратное развитие, что необходимо учитывать при анализе афазического расстройства. Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного нарушения. Так при афазии, вызванной ростом опухоли, в отдаленный период – различные симптомы, нередко корковые. Это может привести к нарушению интеллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики, несвойственным афазии, вызванной очаговым поражением мозга. При сосудистом заболевании афазия может быть различной в зависимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется большей связью с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, т.к. травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Значительно реже встречаются детские афазии. Сходство детской афазии с афазиями у взрослых в том, что: и в первом, и во втором случае имеет место  распад уже сформировавшейся речи; в какой-то мере схожи причины  нарушения (травмы, воспалительные процессы, опухоли мозга), лишь за исключением нарушения мозгового кровообращения (инсульт), встречающегося в детском возрасте крайне редко; при детской афазии и афазии у взрослых раннее развитие протекало нормально; афазии у детей школьного возраста проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых. Отличие детской афазии от афазии у взрослых в следующем: даже самые тяжелые афатические синдромы у детей быстро поддаются обратному развитию; у дошкольников не может быть того многообразия афазий, что у взрослых, так как речь не достигла должного уровня.

Информация о работе Сенсорная афазия: история, причины, классификация