Семья как объект социально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является - семья как объект социально - педагогической деятельности. Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:
1. Рассмотреть семью как объект социальной работы;
2. Проанализировать социальные проблемы семьи;
3. Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемам семьи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....3
Глава I СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ…………….4

1. Понятие семья………………………………………………...……….4
2. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……..10
Глава II ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЁЙ……………………………………….12
Педагогические особенности деятельности специалиста по
социальной работе семьёй……………….………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

конт по семье.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

     Семья как социальная общность является первичным  элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у  ребенка представление о социальных связях и включает в них его  с рождения. Отсюда следующая важнейшая  функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает  смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей  в обществе, их интеграции в различные  социальные структуры. Эта функция  тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи  как воспроизводительницы человеческого  рода, а также с хозяйственно-экономической  функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального  обеспечения и ухода за ними.

     Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

     Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

     Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

     Эмоциональная функция предполагает получение  эмоциональной поддержки, психологической  защиты, а также эмоциональная  стабилизация индивидов и их психологическая  терапия.

     Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

     Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный  контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Социальные проблемы  семьи и причины  их возникновения 

     Проблемы  семьи представляют интерес, как  для специалистов, так и для  неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей  качества жизни населения и благополучия общества.

     Социальные  проблемы семьи отражают тесную зависимость  семьи от общества. Семья выполняет  важные социальные функции в обществе и по этой причине государство  и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать  необходимые условия, проводить  социальную работу, направленную на совершенствование  семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

     Было  бы утопией считать, что высокий  уровень жизни и социальных услуг  решит проблемы семейно-брачных  отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных  отношений. Статистика показывает, что  в демократическом обществе при  любом уровне жизни распад семей  составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений  в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести  резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст  составляет 19-21 год. Статистика также  показывает, что 40% молодых семей  в возрасте до 24 лет распадается  через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний  день составляет 76-78% ежегодно. Таким  образом, распад семей является самой  серьезной социальной проблемой.

     Наряду  с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят  следующие причины: 

     - Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое  место среди причин распада  семей и в советский период. Но тогда по этой причине  разваливалось до 50% семей, сегодня  по этой причине распадается  80% семей.

     - Неблагоприятные жилищные и бытовые  условия. (В советский период эта  причина занимала 4-е место среди  социальных причин)

     - Несогласие с традиционным распределением  ролей в семье. Исторически  так сложилось, что основная  нагрузка по ведению домашнего  хозяйства выполняется женщинами.  Социальная проблема заключается  в том, что женщина наряду  с мужчиной и наравне с ним  участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право  для женщин участвовать в общественном  производстве наравне с мужчиной  обернулось для нее не только  победой, но и поражением, так  как прибавило женщине новые  проблемы.

     - Низкий уровень культуры семейно-брачных  отношений

     - Повышение взаимной требовательности  супругов друг к другу (Эту  причину специалисты обычно называют  в последнюю очередь).

     Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом  анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины  тесно взаимосвязаны.

     Наряду  с негативными явлениями в  семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и  положительные тенденции в росте  самосознания супругов.

     Надо  отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных  отношений является и низкий уровень  социальных услуг, социальной работы с  семьями. 
 
 
 
 
 

Глава 2        ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  СЕМЬЁЙ.

  1. Педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе семьёй
 
 

      Социальная  работа с семьей - это особым образом  организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся  в социальной защите и поддержки  извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием  которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании  нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня  представляет собой многофункциональную  деятельность по социальной защите и  поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного  социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

     Социальная  работа с семьей состоит из:

     1. Социальная защита семьи - это  многоуровневая система преимущественно  государственных мер по обеспечению  минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально  функционирующей семьи в ситуации  риска в интересах гармоничного  развития семьи, личности и  общества. Важная роль в социальной  защите семьи отводится самой  семье: укрепление родительских  уз; формирование устойчивости против  пропаганды секса, наркотиков, насилия,  агрессивного поведения; поддержания  в норме психологического здоровья  семьи и др.

     В настоящее время в России сложились  четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

  • Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  • Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  • Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.
  • Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

     2. Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

     Важную  роль в социальной поддержки семей  в условиях развития рыночных отношений  играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

  1. сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
  2. предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
    1. содействие в открытии предприятий семейного типа;
    1. профессиональная ориентация детей и подростков;
    2. выплата пособий по временной не занятости;
  1. консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
  1. оказание помощи в кадровом обеспечении;
  2. социально - психологическая работа с клиентами.

     Социальная  поддержка необходима семьям со сниженной  активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она  приобретает особое значение в тех  регионах, территориях, где мало или  практически отсутствуют женские  вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

     Социальное  обслуживание семьи представляет собой  деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс  предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных  самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для  удовлетворения потребностей их нормального  развития, существования.

     Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться  волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система  социальных услуг, бесплатно предоставляемых  преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в  учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, семья является одним из самых  древних социальных институтов. Она  возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель  самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она  эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает  из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет  их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство  общества в жизнь семьи разрушала  ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

     Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.

     Практика  становления профессии «социальный  работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий  семей в социализации подрастающего  поколения, а также на возможности  семьи реально использовать накапливающийся  научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Информация о работе Семья как объект социально-педагогической деятельности