Семья как объект социально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является - семья как объект социально - педагогической деятельности. Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:
1. Рассмотреть семью как объект социальной работы;
2. Проанализировать социальные проблемы семьи;
3. Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемам семьи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....3
Глава I СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ…………….4

1. Понятие семья………………………………………………...……….4
2. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……..10
Глава II ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЁЙ……………………………………….12
Педагогические особенности деятельности специалиста по
социальной работе семьёй……………….………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

конт по семье.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  педагогической юриспруденции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине «Педагогика»

    Тема  реферата: «Семья как объект социально-педагогической деятельности» 
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                      Исполнитель: студент (ка) гр. _____

Белоногова  Екатерина Александровна

                                                  Руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Екатеринбург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....3

Глава I   СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ…………….4

        
    1. Понятие семья………………………………………………...……….4
      2. Социальные  проблемы семьи и причины их  возникновения……..10

Глава II    ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  СЕМЬЁЙ……………………………………….12

  1. Педагогические особенности деятельности специалиста по

    социальной  работе семьёй……………….………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..15

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Семья́  — социальная группа, обладающая исторически  определённой организацией, члены которой  связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями  по взятию детей на воспитание), общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая  обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве  населения.

     Семья является важнейшей ценностью в  жизни многих людей, живущих в  современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с  момента рождения и до конца жизни  обладает такой характеристикой, как  семейно-брачное состояние. Для ребёнка  семья — это среда, в которой  непосредственно складываются условия  его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для  взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные  и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции  и статус в семье.

     Целью данной работы является - семья как объект социально - педагогической деятельности. Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:

1. Рассмотреть  семью как объект социальной работы;

2. Проанализировать  социальные проблемы семьи;

3. Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемам семьи; 
 
 
 
 
 

      Глава 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

        
    1. Понятие семья 

     Семья - группа лиц, имеющая между собой  предусмотренные законом права  и обязанности. Поскольку отношения  между членами семьи регулируются нормами семейного права, они  называются семейно-правовыми и  базируются на конституционных нормах.

     Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение, восходя к значению территориальной  общности.

     Иногда  для обозначения семьи или  родословной используется латинское  слово «фамилия», которое в русском  языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

     Аспекты семьи

     Выделяют  следующие аспекты семьи:

     Семья как социальный институт, характеризующийся  опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами  и обязанностями, регулирующими  отношения между супругами, между  родителями и детьми.

     Семья экономическая: объединяет лиц, связанных  экономически — общим семейным бюджетом.

     Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

     Биологическая: состоит из родителей и детей.

     Социальный  аспект в определении понятия  семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма  о том, что «семья даёт нам в  миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество».

       На разных исторических этапах  развития семейных отношений  преобладали территориальный и  экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи  входила группа лиц, запирающихся  на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка».  Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.

     Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему  действий и отношений, необходимых  для существования и развития общества. «Семья - малая социальная группа, члены которой соединены  браком или кровным родством, общностью  быта, взаимопомощью, и взаимной и  моральной ответственностью».

       Через семью наиболее полно  выражается единство социального  и природного в человеке, социальной  и биологической наследственности. По своей сущности, семья является  первичным связующим звеном между  природой и обществом, материальной  и духовной сторонами жизнедеятельности  людей.

Формы семьи.

     Выделяют  два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную  нуклеарную (двухпоколенную) семью.

     Семья называется нуклеарной, потому что  демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они  составляют биологический, социальный и экономический центр любой  семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

     Различают также родительскую семью, или семью  происхождения, и прокреационную, или  новообразованную (она создается  взрослыми детьми).

     По  числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и  матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи  мужчина), материальную (глава семьи  женщина) и эквалитарную (оба супруга  в равной степени считаются главой семьи).

     Также современные семьи различаются  и по другим признакам: по числу занятых  членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Функции семьи.

     Социальные  функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

       Семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

     Репродуктивная  функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое  воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных  потребностей, побуждающих людей  противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции  семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние  годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье  иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства  населения в семье должно быть три ребенка.

     В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет  ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

     Выполняя  хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические  связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и  нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку  тем членам семьи, у которых возникают  материальные, финансовые трудности.

     Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

     Назначение  регулятивной функции состоит в  том, чтобы регулировать и упорядочивать  отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его  функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением  членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Информация о работе Семья как объект социально-педагогической деятельности