Семья как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Подростковый возраст – это сложный возраст, который отличается доминированием интереса подростка к самому себе – эгоцентризм. Особенностью также является – жизнь подростка не столько реальными интересами, сколько отдаленными идеальными, происходит разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Для подростков характерно чувство взрослости по отношению к себе, подросток считает себя взрослым, в то время как семья и окружающие люди не склонны так считать. Это вызывает наибольшие трудности социализации в подростковом возрасте, чем в другие возрастные периоды. Подростки испытывают кризис – глубокое противоречие внутри самого себя, возникает огромная возможность развивать внутреннюю рефлексию, внутренний самоанализ. Большое значение в процессе социализации подростков имеет семья.

Содержание

ведение 3

Глава 1. Особенности социализации подростков
1.1.Понятие социализации 5
1.2Факторы социализации 11
1.3. Основные проблемы социализации подростка 18

Глава 2.Влияние семьи на социализацию подростков
2.1. Семья как фактор социализации подростков 22
2.2.Эмпирические исследования значения семьи в процессе социализации подростков 32

Заключение 38

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Семья как фактор социализации подростков.docx

— 74.54 Кб (Скачать)

Судя  по  эмпирическим  данным, психологически семьи в селе Краснополье вполне здоровы, так  как девочки видят эталоном мать. 50%  мальчиков  видят  отца,  как устойчивый эталон для поведения.  Более  драматичными   выглядят   ответы   50% мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни  ни образ отца, ни  образ матери. Последнюю  группу  можно  отнести  к  социально  неблагополучным  семьям, стартовые условия которых  не отвечают нормам жизни. 

Семья в новых  для  России  социально-экономических  условиях  продолжает

оставаться  одним  из  основных  агентов  социализации  подростков.   Однако отмечается не достаточная эффективность выполнения ею  своей  функции.  Этот результат  связан с резким изменением социального  положения в государстве. В последние  годы, в результате отсутствия в  стране четкой государственной концепции  развития общества, социальной  нестабильности  и  неопределенности жизненных  перспектив,  социализация  подростков  претерпевает  существенные качественные изменения. Интересно  проследить  содержательную  сторону  этих изменений.

Проблемы, волнующие старшеклассников (%)

Варианты                          

Приобретение интересной профессии            9%

Личные денежные трудности                          9%

Денежные трудности семьи                             9%         

Отношения с родителями                                 27%

Отношения между родителями           

Отношения со сверстниками            

Конфликты с педагогами               

Трудности усвоения школьного  материала

Чем заняться в свободное  время      

Личная жизнь                         

Здоровье членов семьи                                        9%

Отсутствие фирменных  вещей           

Будущее                                       18%

Предстоящие экзамены                                        18%

 Бесспорно  логичным  можно  признать  отношения  с родителями -  основной  проблемой   в   подростковом возрасте. Для  старшеклассников - выбор профессии   всегда  трудный жизненный этап,  подкрепленный  массовым   сокращением   учреждений   профессиональной  подготовки с бесплатным образованием. Поэтому многие отметили «будущее» и «экзамены», считая что именно от их результатов будет зависеть и выбор профессии, и учебного заведения.

Представляют интересы факторы  - обеспокоенность школьников старших  классов  здоровьем  своих  близких, денежные трудности семьи.  Если раньше родители пытались ограничить своих детей от  бытовых  и  материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь  семьи,  участвуют  в обсуждении  финансовых  и  иных  забот  родителей.  Соответственно  приходит понимание  возможной  потери   родителями   здоровья,   трудоспособности   и катастрофических последствий  такого положения для семьи. 

Исходя из признания школьниками  важной  проблемой  -  проблему

приобретения  профессии, будущего проанализируем,   какие   требования   предъявляют школьники  к своей будущей профессии.

Ориентации школьников (%)

Предпочтительные качества будущей профессии 

Требует высокой квалификации, новых знаний  8%

Высоко оплачивается                                              35%

Самостоятельная                                                      7%        

С гарантией от безработицы                         0

Не вредна для здоровья                                            8%

С нерегламентированным рабочим  днем                0

Требует предприимчивости, изобретательности    0

Престижная                                                                  15%  

Связана с разъездами, новыми впечатлениями        0

Не требует физического  и умственного          0

напряжения                                 

Интересная                                                                    21%

Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей  отчетливостью  проявились новые  тенденции  в  развитии  общества,  изменения  в   его   ценностях   и направленностях.   В   соответствии   с   переоценкой   ценностей,   которая наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к  труду  школьники выделяют высокую оплату.

Второе по значимости качество для будущей  профессии  -  интересная.

Третье по наполняемости  ответов требование к будущей  профессии – престижная.

Четвертые и пятые  места  отданы  традиционно  важным  качествам  будущей профессии, но теперь они  сошли на второй план. Это  не вредна для здоровья  и  высокая квалификация будущей работы. По-видимому это  связано  с  ухудшением  экологической  ситуации  в мире, многочисленные  публикации  по  этому  вопросу  в  средствах  массовой информации формирует у нового поколения  новое экологическое сознание.

   Таким образом,  опрашивая подростков-старшеклассников сельской местности просматривается высокий авторитет родителей. Как показывает исследование, более половины подростков обращаются за советом к родителям, что ограждает от некомпетентных советов и рискованных поступков. Пятьдесят пять процентов опрошенных подростков волнуют проблемы семьи, здоровье членов семьи и ее благополучие.

    Полученные данные исследования можно использовать социальным педагогам при поиске способа воздействия на ребенка в воспитательных целях, при профориентации подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в нем.

   Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Подростки, вместо контроля со стороны родителей  оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.

   Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

   Под социализацией  понимают процесс вхождения индивида  в социум, усвоения ценностей  общечеловеческой культуры (норм , образцов  поведения) для нормального функционирования  в обществе (адаптация),  построения  собственного социального опыта  (индивидуализация).

       Основными трудностями социализации в подростковый период является:

- ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков;

- осознание своего «Я»;

- поиск нравственных  ориентиров;

- переоценка смысла жизни.

   Семья  уже  не  обладает  той самодовлеющей ролью. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь  на  место  запрета  и  принуждения  приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать  гораздо  труднее,  чем  власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации для подростков и выбор круга общения расширяется. Удерживают свой авторитет перед подростками родители  справедливостью, демонстрацией своего профессионализма и компетентности.

   В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания . Этими моделями служат родители, как один из важнейших факторов социализации. 

   В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и водит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой, как правило семьей.

   В подростковом возрасте резко возрастает роль собственной активности в процессе социализации и становлении идентичности, усиливаются процессы категоризации, подросток активно ищет свою группу идентичности. В этом возрасте вариативность процесса социализации увеличивается, границы формирования индивидуального стиля социализации несколько смягчаются. Если в младшем возрасте взрослые задавали новые ценности и требовали выполнения правил, то сейчас они стабилизируют усвоенные подростком нормы и обеспечивают эмоциональную поддержку.

    Основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе, но не смотря на этот факт семья всегда останется главным фактором социализации подростков.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Андриенко, Е.В. Социальная  психология : учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений . – М., 2003. – 544с.

2. Белинская , Е.П. Человек в изменяющемся мире - социально-психологическая перспектива: монография. М.: Прометей, 2005. 
3. Выготский ,Л.С. Педагогическая психология :учеб.пособие для вузов . – М., 1996. – 520с.

4. Выготский, Л.С. Проблемы  возраста:учеб.пос.для вузов. – М., 1984. – 180с.

5. Голованова, Н.Ф., Буренина, С.Ю. Социализация школьников как педагогическое явление :учеб.пос. для вузов . – М., 1998. – 400с.

6. Дьюи , Дж. Психология и  педагогика мышления:учеб. пос. для вузов . – М., 1999.- 240с.

7.Дымнова, Т. Недостает мужского внимания // Воспитание школьников. – 2006. - №7. – С.62.

8. Кон ,И.С. Психология  старшеклассников:учеб.пос. – М., 1980.-180с.

9.Конвенция о правах  ребёнка :Конвенция ООН. – М.:РИОР, 2008. – 24с.

10. Кравченко, А.И. Введение  в социологию:учебник для вузов . – М., 1995.-576с.

11.Костяк,Т.В.Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков: Психологический институт Российской академии образования. –Москва, Россия. – 2009. - №6(8) – режим доступа: www.5ka.su/ref/psychology/0_object22436.html

12.  Марсель ,Г. Трагическая  мудрость философии:учеб пос для вузов . – М., 1995.-389с.

13.Марунич, Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями //Воспитание школьников. – 2002. - №5. – С.56-57.

14. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

15.  Немов, Р.С. Психология:учебник для вузов. – М. , 1990.-590с.

16.Педагогика : Большая современная энциклопедия. Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

17.Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М.Бим- Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

18.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М. :Высш.школа, 2004. – 512с.

19.Социальная педагогика  : Учеб. для студ. пед. вузов . А.В.Мудрик ; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

20.Старкова, Н. Любите детей такими какие они есть// Воспитание школьников. – 2004. - №3. – С.54-56.

21.Строганова, Л.Помнить о последствиях «свободного» воспитания // Воспитание школьников. – 2006. - №7. – 58-59.

22.  Философский словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: www./filosofie/.ru

23.  Шапиро ,Б.Ю. Психология семейных отношений:учеб.пособие для вузов. - М., 1992.-312с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Семья как фактор социализации подростков