Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:40, курсовая работа
Подростковый возраст – это сложный возраст, который отличается доминированием интереса подростка к самому себе – эгоцентризм. Особенностью также является – жизнь подростка не столько реальными интересами, сколько отдаленными идеальными, происходит разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Для подростков характерно чувство взрослости по отношению к себе, подросток считает себя взрослым, в то время как семья и окружающие люди не склонны так считать. Это вызывает наибольшие трудности социализации в подростковом возрасте, чем в другие возрастные периоды. Подростки испытывают кризис – глубокое противоречие внутри самого себя, возникает огромная возможность развивать внутреннюю рефлексию, внутренний самоанализ. Большое значение в процессе социализации подростков имеет семья.
ведение 3
Глава 1. Особенности социализации подростков
1.1.Понятие социализации 5
1.2Факторы социализации 11
1.3. Основные проблемы социализации подростка 18
Глава 2.Влияние семьи на социализацию подростков
2.1. Семья как фактор социализации подростков 22
2.2.Эмпирические исследования значения семьи в процессе социализации подростков 32
Заключение 38
Список литературы 40
Судя по эмпирическим данным, психологически семьи в селе Краснополье вполне здоровы, так как девочки видят эталоном мать. 50% мальчиков видят отца, как устойчивый эталон для поведения. Более драматичными выглядят ответы 50% мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ матери. Последнюю группу можно отнести к социально неблагополучным семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни.
Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает
оставаться одним из
основных агентов социализации
подростков. Однако отмечается
не достаточная эффективность
Проблемы, волнующие старшеклассников (%)
Варианты
Приобретение интересной профессии 9%
Личные денежные трудности
Денежные трудности семьи
Отношения с родителями
Отношения между родителями
Отношения со сверстниками
Конфликты с педагогами
Трудности усвоения школьного материала
Чем заняться в свободное время
Личная жизнь
Здоровье членов семьи
Отсутствие фирменных вещей
Будущее
Предстоящие экзамены
Бесспорно логичным
можно признать отношения
с родителями - основной проблемой
в подростковом возрасте. Для
старшеклассников - выбор профессии
всегда трудный жизненный этап,
подкрепленный массовым сокращением
учреждений профессиональной
подготовки с бесплатным
Представляют интересы факторы - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких, денежные трудности семьи. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.
Исходя из признания школьниками важной проблемой - проблему
приобретения профессии, будущего проанализируем, какие требования предъявляют школьники к своей будущей профессии.
Ориентации школьников (%)
Предпочтительные качества будущей профессии
Требует высокой квалификации, новых знаний 8%
Высоко оплачивается
Самостоятельная
С гарантией от безработицы
Не вредна для здоровья
С нерегламентированным рабочим днем 0
Требует предприимчивости, изобретательности 0
Престижная
Связана с разъездами, новыми впечатлениями 0
Не требует физического и умственного 0
напряжения
Интересная
Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники выделяют высокую оплату.
Второе по значимости качество для будущей профессии - интересная.
Третье по наполняемости ответов требование к будущей профессии – престижная.
Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей профессии, но теперь они сошли на второй план. Это не вредна для здоровья и высокая квалификация будущей работы. По-видимому это связано с ухудшением экологической ситуации в мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.
Таким образом, опрашивая подростков-старшеклассников сельской местности просматривается высокий авторитет родителей. Как показывает исследование, более половины подростков обращаются за советом к родителям, что ограждает от некомпетентных советов и рискованных поступков. Пятьдесят пять процентов опрошенных подростков волнуют проблемы семьи, здоровье членов семьи и ее благополучие.
Полученные данные исследования можно использовать социальным педагогам при поиске способа воздействия на ребенка в воспитательных целях, при профориентации подростков.
Заключение.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в нем.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Подростки, вместо контроля со стороны родителей оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.
Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.
Под социализацией
понимают процесс вхождения
Основными трудностями социализации в подростковый период является:
- ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков;
- осознание своего «Я»;
- поиск нравственных ориентиров;
- переоценка смысла жизни.
Семья уже не обладает той самодовлеющей ролью. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации для подростков и выбор круга общения расширяется. Удерживают свой авторитет перед подростками родители справедливостью, демонстрацией своего профессионализма и компетентности.
В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания . Этими моделями служат родители, как один из важнейших факторов социализации.
В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и водит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой, как правило семьей.
В подростковом возрасте резко возрастает роль собственной активности в процессе социализации и становлении идентичности, усиливаются процессы категоризации, подросток активно ищет свою группу идентичности. В этом возрасте вариативность процесса социализации увеличивается, границы формирования индивидуального стиля социализации несколько смягчаются. Если в младшем возрасте взрослые задавали новые ценности и требовали выполнения правил, то сейчас они стабилизируют усвоенные подростком нормы и обеспечивают эмоциональную поддержку.
Основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе, но не смотря на этот факт семья всегда останется главным фактором социализации подростков.
Список литературы:
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология : учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений . – М., 2003. – 544с.
2. Белинская , Е.П. Человек в изменяющемся мире
- социально-психологическая перспектива:
монография. М.: Прометей, 2005.
3. Выготский ,Л.С. Педагогическая психология
:учеб.пособие для вузов . – М., 1996. – 520с.
4. Выготский, Л.С. Проблемы возраста:учеб.пос.для вузов. – М., 1984. – 180с.
5. Голованова, Н.Ф., Буренина, С.Ю. Социализация школьников как педагогическое явление :учеб.пос. для вузов . – М., 1998. – 400с.
6. Дьюи , Дж. Психология и педагогика мышления:учеб. пос. для вузов . – М., 1999.- 240с.
7.Дымнова, Т. Недостает мужского внимания // Воспитание школьников. – 2006. - №7. – С.62.
8. Кон ,И.С. Психология старшеклассников:учеб.пос. – М., 1980.-180с.
9.Конвенция о правах ребёнка :Конвенция ООН. – М.:РИОР, 2008. – 24с.
10. Кравченко, А.И. Введение в социологию:учебник для вузов . – М., 1995.-576с.
11.Костяк,Т.В.Границы формирования
индивидуального стиля социализации детей
и подростков: Психологический институт
Российской академии образования. –Москва,
Россия. – 2009. - №6(8) – режим доступа: www.5ka.su/ref/psychology/0_
12. Марсель ,Г. Трагическая мудрость философии:учеб пос для вузов . – М., 1995.-389с.
13.Марунич, Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями //Воспитание школьников. – 2002. - №5. – С.56-57.
14. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
15. Немов, Р.С. Психология:учебник для вузов. – М. , 1990.-590с.
16.Педагогика : Большая современная энциклопедия. Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.
17.Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М.Бим- Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
18.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М. :Высш.школа, 2004. – 512с.
19.Социальная педагогика : Учеб. для студ. пед. вузов . А.В.Мудрик ; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
20.Старкова, Н. Любите детей такими какие они есть// Воспитание школьников. – 2004. - №3. – С.54-56.
21.Строганова, Л.Помнить о последствиях «свободного» воспитания // Воспитание школьников. – 2006. - №7. – 58-59.
22. Философский словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: www./filosofie/.ru
23. Шапиро ,Б.Ю. Психология семейных отношений:учеб.пособие для вузов. - М., 1992.-312с.
Информация о работе Семья как фактор социализации подростков