Семья как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Подростковый возраст – это сложный возраст, который отличается доминированием интереса подростка к самому себе – эгоцентризм. Особенностью также является – жизнь подростка не столько реальными интересами, сколько отдаленными идеальными, происходит разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Для подростков характерно чувство взрослости по отношению к себе, подросток считает себя взрослым, в то время как семья и окружающие люди не склонны так считать. Это вызывает наибольшие трудности социализации в подростковом возрасте, чем в другие возрастные периоды. Подростки испытывают кризис – глубокое противоречие внутри самого себя, возникает огромная возможность развивать внутреннюю рефлексию, внутренний самоанализ. Большое значение в процессе социализации подростков имеет семья.

Содержание

ведение 3

Глава 1. Особенности социализации подростков
1.1.Понятие социализации 5
1.2Факторы социализации 11
1.3. Основные проблемы социализации подростка 18

Глава 2.Влияние семьи на социализацию подростков
2.1. Семья как фактор социализации подростков 22
2.2.Эмпирические исследования значения семьи в процессе социализации подростков 32

Заключение 38

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Семья как фактор социализации подростков.docx

— 74.54 Кб (Скачать)

Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим  и к их воспитанию как к своим  безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности  уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели воспитания в семье могут  быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие подросткам гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными  на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.) ,[14].

Важнейшей характеристикой семейного  воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система  приемов и характер взаимодействия с подростками. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется  стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью подростка и наказаний.

В ряде семей это проявляется  в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания подростков, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же подросток сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется  стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический  стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична) [13].

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность подростка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка подростка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у подростка персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников и пр.).

 Эффективность реализации функций  семьи в процессе стихийной  социализации подростка и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с подростком создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены  имеют возможность и стремятся  удовлетворять в нем потребности  в укрытии, поддержке и эмоциональной  безопасности, в качественных эмоциональных  отношениях, в идентификации с  семейными ценностями, т.е. когда  семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств.

Так, исследования эстонского ученого  М. Хейдметса показали, что немалую  роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную» территорию в жилище, т.е. место, которое он считает  своим, что признают другие члены  семьи. Это не обязательно может быть отдельная комната, но угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным столом, свое кресло перед телевизором и т. д. В семьях, где у подростка (особенно начиная с возраста 9-10 лет) не было в квартире «своего места», т. е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где подростки имели персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию «укрыться» в своей нише стимулирует стремление к взаимодействию.

Станет ли жилище домашним очагом - зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и  т.п. Немаловажно и то, насколько  члены семьи любят и имеют  возможность заниматься дома какой-либо деятельностью - шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как  относятся к занятиям друг друга  члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общее телесмотрение в одних семьях имеет совместный характер, а в других - фактически индивидуальный.

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринимается таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи - «закрытая система», которую не обсуждают с посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений, а с другой - именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать различные праздники, на которые приглашают гостей [14].

Итак, семья  -  важнейший микрофактор социализации подростков. Однако  семья  уже  не  обладает  той  самодовлеющей  ролью,  на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет  уже

не является абсолютным, теперь  на  место  запрета  и  принуждения  приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать  гораздо  труднее,  чем  власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации  и  выбор круга общения расширяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Эмпирические  исследования значения семьи  в процессе социализации подростков

Исследование проводилось  в  Краснопольской СОШ среди подростков-старшеклассников. Опрошены девятые, десятые и одиннадцатые классы. Период поведения опроса –  конец третьей  учебной четверти. Исследование проводилось в пять этапов:

  1. теоретический анализ литературы,
  2. составление анкеты,
  3. опрос – анкетирование,
  4. обработка полученных данных,
  5. изложение выводов исследования.

Как показывает исследование, сегодня авторитет матери как  советчицы очень велик,  38% советуются  именно  с матерью по важным для  себя вопросам. Отец также является советчиком у четверти опрошенных.  С таким же успехом  эту  роль  будет  играть  в  жизни  ребенка  старший брат или сестра, что не снижает  роль  семьи  как  института  социализации ребенка.

Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).

Варианты                       

Мать                                         37,5%

Отец                                          25%

Старший брат (сестра)            12,5%

Друг (подруга)                   0%

Кто-либо еще (бабушка, дядя и  0%

др.)                    

Ни с кем не советуются           25%      

 

Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 34%  выбирают  в  качестве первоочередного  советчика  мать. 30%  мальчиков  считают   возможным обращаться за помощью  и советом  также  к  отцу.  Как  выяснилось,  фактором повышения  авторитета родителей для детей  является их занятость  коммерческой деятельностью.  Дети  с  большей  готовностью  полагаются  на   их   советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными  к  новым  условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует  также  обратить  внимание  на  весьма  высокий  процент   детей,

предпочитающих не обращаться за советом ни  к  кому,  полагаться  только  на себя. Это вызвано тем, что авторитет родителей по разным причинам упал в глазах детей. Нужно  отметить, что и за помощью друзей они также не обращаются. Что ограждает  подростков от  некомпетентных  советов  сверстников, которые  могут   привести подростка к рискованным  поступкам. 

Другой  опрос  устанавливающий  место  семьи  в  системе социализирующих  факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя  как образца для подражания.

Самоидентификация детей  с дифференциацией по полу (%)

Желание быть похожим    Девочки  Мальчики

На отца                                   0%       50%

На мать                                   100%      0%

На обоих в равной                 0%      0%

мере                

Ни на отца, ни на                    0%      50%

мать           

По исследованиям видно, что высокий  авторитет  матери и в данном опросе также не падает, и все опрошенные девочки желают быть похожей на мать, чего не скажешь  о мальчиках. Лишь половина опрошенных видят отца в этой роли. Особую тревогу  вызывает тот факт, что вторая половина юношей  отвергают обоих родителей  как пример для подражания, можно  предположить, что в  данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. Только  в  этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где  дети  растут  в условиях психологического комфорта, здоровыми  физически и нравственно.

Отслеживая самоидентификацию  с родителями дифференцируя  детей  по  полу, оказывается,  что  и  здесь  наблюдаются  большие  отклонения  от  нормы.  В подростковой психологии существует  устоявшаяся  точка  зрения  относительно значимости для  подростков-мальчиков присутствие  в семье авторитетного  отца, образца  для подражания. Сравнивая детей, выросших  с  отцами  и  без  отцов, исследователи обнаружили, что  отец  очень  важен  для  правильного  развития подростка.  Дети  выросшие  без  отца,  часто   имеют   пониженный   уровень притязаний, у них выше уровень тревожности  и  чаще  возникают  невротические  симптомы, они хуже налаживают  контакты  со  сверстниками.  Отсутствие  отца отрицательно  сказывается  на  учебе  и  на  самоуважении  детей,   особенно мальчиков. Им труднее  дается  усвоение  мужских  ролей  и  соответствующего стиля  поведения,   что   ведет   к   гипертрофии   грубости,   драчливости.

Материальные трудности  сужают  круг  внутрисемейного  общения,  от  которого зависят  воспитательные  возможности.  Лишенная  мужской  поддержки,   часто  психологически травмированная женщина-мать,  имитируя  отцовскую  строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об  эмоциональном  благополучии ребенка.  В  случае  же  чрезмерной  опеки  ребенок   вырастает   пассивным, физически  и морально  слабым  или  же  начинает  бунтовать,  зависимость  от матери, часто сопровождается чувством  враждебности  к  ней.  Эти  и  другие факторы,  ограничивающие  эффективность  родительского  воспитания,  сегодня стали предметом изучения и внимания общества.

Информация о работе Семья как фактор социализации подростков