Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБ 2.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

Любовь отца к дочери –  вселяет в девочку  уверенность в себе и девочка, вырастая, становясь девушкой – не комплексует из-за своей внешности, она спокойна и уверена в себе, потому что знает, что её любят и ценят. Она умеет общаться с мужчиной и поэтому легко общается и спокойно чувствует себя в обществе мужчин и потому такие девушки тоже легко выходят замуж.

Отец, своей любовью и  заботой о дочерях - воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, а такие дочери обычно легко выходят замуж, и из них - получаются хорошие жены, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети. И такие дочери будут счастливы в семейной жизни, будут счастливы их мужья и дети и еще больше счастливы будут их родители. Если отец не уклоняется от воспитания детей, а наоборот, старательно и главное, правильно воспитывает их, полностью лично отвечает, за то, какие должны быть дети и какие из них получатся в конце-концов люди, то из его детей всегда вырастают хорошие люди, приученные к порядку, уважающие старших, ответственные, трудолюбивые, серьезные люди, которые никогда не станут заниматься дурными делами и из которых получатся хорошие будущие мужья и жены и заботливые родители.

С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с  материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы  заслужить отцовскую любовь ребенок  должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским  ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее  поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения  рода, поскольку в соответствии с  традиционными нормами мужчина  должен воспитать наследника как  продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального  контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается  в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку  возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет  ребенку путь к человеческому  обществу. Отец является для детей  источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально  полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к  отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Негативная черта современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в  чем-то или убедить. Такие отцы могут  временами искренне считать, что  их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка  с первых лет жизни растет уверенность  в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей  в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая  новая или неясная ситуация ассоциируется  у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением  дискомфорта. А поскольку для  ребенка раннего возраста очень  многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает  в тревожном состоянии.

 

 

    1. Особенности неполной семьи возглавляемой отцом-одиночкой

 

Отец оказывает влияние  и на личностное развитие ребенка. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующее влияние. Считается, что твердая  мужская рука поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его  подчиняться нормам поведения в  обществе, вкладывая в его душу заповеди морали, то есть в основе развития нравственности у ребенка лежит  страх отцовского наказания.  Данные Европы и Америки, свидетельствуют  об отсутствии связи между строгостью отца и уровнем развития нравственных качеств сына. Даже есть противоположное  явление: у суровых отцов сыновья  лишены способности к сочувствию, агрессивны и иногда асоциальны. Самоуважение их снижено, а страх наказания  становится движущей силой их поведения.

У девочек, по мнению американского  ученого У. Бронфенбреннера, жесткость  отца может положительно влиять на развитие моральных качеств, но лишь в раннем возрасте. Но обычно частые физические наказания являются следствием низкого уровня морального развития. Это отрицательные стороны мужского поведения, которые способна компенсировать мать в своих поступках. На самом  деле « теплые, дружественные отношения с четким осознанием границ, что можно и чего нельзя, - оптимальные условия для формирования таких качеств, как честность, откровенность, отсутствие эгоизма. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви» (Кочубей Б.И., 1987). Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показало, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, чем вторые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Во второй главе я рассматривала  социально-психологические особенности  неполной семьи, какую роль в воспитании ребёнка играет отец и тенденции  отцовства.

Главной психологической  особенностью неполной семьи является участие отца в воспитании. У каждого  отца существуют свои определённые методы воспитания ребёнка. У одних они  жестокие и принудительные, у других они построены на тёплых дружеских  взаимоотношениях. Каждый отец создаёт  благополучные условия для хорошего проживания своего ребёнка, воспитывает  его на уровне достаточных для  успешных социализаций.

На сегодняшний день в  нашей стране влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка  относятся к наиболее часто встречающимся  тенденциям. Интеллект и умственная одаренность больше связаны с  наличием успешного, активного отца, то высокий уровень творческих способностей отмечают у детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у  детей из полных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом в современном  обществе  особую значимость приобретают  проблемы связанные с институтом семьи. Многочисленные  исследования, СМИ отмечают наличия кризиса  семьи: согласно статистическим данным возрастает количество разводов, всё  больше встречается неполных семей, возрастает количество проблемных семей. Часть этих проблем усугубляется, если неполную семью возглавляет  отец.

Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный  отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель.

Наличие отца и его положение  в семье влияют на способности  ребенка, его интерес к учебе (Н. Редин). По зарубежным данным, мальчик  лучше учится, если он чаще бывает с  отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология./ Г.М. Андреева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-416/
  2. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. М.:1996/ А.И. Антонов М.:1996.- 290c.
  3. Воучел ,Э. Ф. Семья и родство / Э. Ф Воучел 1972.- 173.c.
  4. Земски, М. Семья и личность../ М. Земски, 1986.-240 c.
  5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах:Учеб. Пособие / Я.Л. Коломинский. Мн.:ТетраСистемс, 2000. – 432c./
  6. Лейман, И. И Наука как социальный институт./ И. И Лейман.- Л., 1971.-160 c.
  7. Мид, М. Отцовство у человека — социальное изобретение / М Мид. М.: РОССПЭН, 2004-. 188.c.
  8. Мацковский, М. С. Социология семьи. М., 1983./ М. С. Мацковский., 1983.-195c.
  9. Психология. Словарь . под общ. Ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – 2-е издание, исправленное и дополенное. – М.:Политиздат 1990.– 494с.
  10. Харчёв, А.Г. Брак и семья в СССР. / А.Г. Харчёв. М.: 1964.-230 c.
  11. Харчев, А. Г. Современная семья и её проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М., 1978. – 256 c.
  12. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. / - Л.Б. Шнейдер.М.: 2006.- 768 с.

 

 


Информация о работе Семейное воспитание