Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Любовь отца к дочери – вселяет в девочку уверенность в себе и девочка, вырастая, становясь девушкой – не комплексует из-за своей внешности, она спокойна и уверена в себе, потому что знает, что её любят и ценят. Она умеет общаться с мужчиной и поэтому легко общается и спокойно чувствует себя в обществе мужчин и потому такие девушки тоже легко выходят замуж.
Отец, своей любовью и заботой о дочерях - воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, а такие дочери обычно легко выходят замуж, и из них - получаются хорошие жены, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети. И такие дочери будут счастливы в семейной жизни, будут счастливы их мужья и дети и еще больше счастливы будут их родители. Если отец не уклоняется от воспитания детей, а наоборот, старательно и главное, правильно воспитывает их, полностью лично отвечает, за то, какие должны быть дети и какие из них получатся в конце-концов люди, то из его детей всегда вырастают хорошие люди, приученные к порядку, уважающие старших, ответственные, трудолюбивые, серьезные люди, которые никогда не станут заниматься дурными делами и из которых получатся хорошие будущие мужья и жены и заботливые родители.
С точки зрения Э.Фромма,
отцовская любовь по сравнению с
материнской – любовь «требовательная»,
условная, которую ребенок должен
заслужить. Отцовская любовь не является
врожденной, а формируется на протяжении
первых лет жизни ребенка. Чтобы
заслужить отцовскую любовь ребенок
должен соответствовать определенным
социальным требованиям и отцовским
ожиданиям в отношении
Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
Негативная черта современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.
Отец оказывает влияние и на личностное развитие ребенка. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующее влияние. Считается, что твердая мужская рука поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали, то есть в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Данные Европы и Америки, свидетельствуют об отсутствии связи между строгостью отца и уровнем развития нравственных качеств сына. Даже есть противоположное явление: у суровых отцов сыновья лишены способности к сочувствию, агрессивны и иногда асоциальны. Самоуважение их снижено, а страх наказания становится движущей силой их поведения.
У девочек, по мнению американского
ученого У. Бронфенбреннера, жесткость
отца может положительно влиять на
развитие моральных качеств, но лишь
в раннем возрасте. Но обычно частые
физические наказания являются следствием
низкого уровня морального развития.
Это отрицательные стороны
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Во второй главе я рассматривала
социально-психологические
Главной психологической
особенностью неполной семьи является
участие отца в воспитании. У каждого
отца существуют свои определённые методы
воспитания ребёнка. У одних они
жестокие и принудительные, у других
они построены на тёплых дружеских
взаимоотношениях. Каждый отец создаёт
благополучные условия для
На сегодняшний день в нашей стране влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка относятся к наиболее часто встречающимся тенденциям. Интеллект и умственная одаренность больше связаны с наличием успешного, активного отца, то высокий уровень творческих способностей отмечают у детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом в современном обществе особую значимость приобретают проблемы связанные с институтом семьи. Многочисленные исследования, СМИ отмечают наличия кризиса семьи: согласно статистическим данным возрастает количество разводов, всё больше встречается неполных семей, возрастает количество проблемных семей. Часть этих проблем усугубляется, если неполную семью возглавляет отец.
Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель.
Наличие отца и его положение
в семье влияют на способности
ребенка, его интерес к учебе (Н.
Редин). По зарубежным данным, мальчик
лучше учится, если он чаще бывает с
отцом и эта зависимость
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ