Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБ 2.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

1.нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

2.расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда  надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда  говорят о составной, или сложной  нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую  семью (Антонов А.И., Медков В.М.)

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию  семей:

Структурный состав:

    • полная семья (есть мать и отец);
    • неполная семья (есть только мать или отец);
    • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности:

    • гармоничная семья;
    • дисгармоничная семья.

Существуют различные  классификации типов распределения  ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения  семейных ролей:

1.централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

2.автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

3.демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:

1.партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец

2.матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать

3.эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и  преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

В ходе первой главы были проанализированы различные подходы  к определению понятия семья. Семья была рассмотрена как социальный институт и малая группа. А также  была рассмотрена структура семьи  и её общее описание.

Из всех представленных характеристик  мною было выделено общее определение  согласно которому семьёй является малая  группа, основанная на браке и кровном  родстве,  члены которой объединены совместным проживанием и  ведением  домашнего  хозяйства, эмоциональной  связью и взаимными обязанностями  друг к другу.  Так  же  семья  рассматривается как социальный  институт,  то  есть  устойчивая  форма  взаимоотношений между  людьми, в рамках которой осуществляется  основная  часть  повседневной жизни  людей.

В моей работе значимым является деление, которое отражает сущностную характеристику семейных проблем, возглавляемых  отцами – это классификация Ф.Е. Личко: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

 

2 ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ  ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОЗГЛАВЛЯЕМЫХ ОТЦОМ

 

2.1 Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье

 

Семья оказывает огромное влияние на социализацию ребенка. Семейные условия воспитания, ступень, которое  семья занимает в обществе, род  занятий ее членов, материальное обеспечение  и уровень образованности родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного  воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия  с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Однако многое в психическом  развитии и личностном становлении  ребенка зависит не только от наличия  одного либо двух родителей. Принципиально  важно как складываются отношения  между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой  форме поддерживаются связи с  родителем, который по той или  иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного  воспитания, отмечают, что полная семья  сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает  предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в  себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться  каждому одинокому родителю.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними  детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это  так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными  либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения  брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного  их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности  неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В  зависимости от того, кто из родителей  занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

Родительский дом испокон  веков называется отчим, в этом выражении  заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и  формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье  не просто отца, а, прежде всего мужчины  является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния  в неполных семьях проявляется в  виде: нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных); недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек; затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная  с раннего детства, встретились  оба типа мышления: и мужской, и  женский.

Наличие мужчины в семье  влияет не только на характер умственного  развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что  чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта  зависимость отмечается даже при  равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать  этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических  успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка  к учебе.

Другой важной психологической  проблемой, связанной с воспитанием  ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых  психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит  отцу.

Уже в первые месяцы жизни  ребенка отец по-разному играет с  мальчиком и девочкой, тем самым  начинает формировать их половую  идентичность. Первые пять лет жизни  играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и  в установлении в будущем гетеросексуальных  отношений у девочки.

Выделяют следующие потребности ребенка, необходимые для его нормального развития:

·       потребность  в теплых, близких, стабильных отношениях;

·       потребность  в физической защите, в адекватных и устойчивых жизненных условиях;

·       потребность  в знаниях, опыте соответственно возрасту и уровню развития ребенка;

·       потребность  в адекватных ограничениях, структурированности  повседневной жизни, а также обязанностях согласно возможностям ребенка;

·       потребность  в признании индивидуальности, наличия  частных интересов;

·       потребность  проживания в стабильном обществе, в получении поддержки со стороны последнего.

 

    1.  Роль отца в семье и тенденции отцовства в Республике Беларусь

 

Отцовская любовь – это  обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально – экономической  функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь.

Когда ребенок растет и  развивается, он становится способным  воспринимать вещи такими, как они  есть, учится давать им имена, обходиться с людьми. Постепенно его переживания  кристаллизируются и объединяются в одном переживании: я любим. Для большинства детей в возрасте до 8-10 лет проблема почти исключительно  в том, чтобы быть любимым за то, что они есть. Ребенок младше этого  возраста еще не способен любить: он радостно принимает и благодарен тому, что он любим. «С указанной поры в развитии ребенка появляется новый фактор: это новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь» (Фромм Э., 1990).

Таким образом, многие авторы указывают на огромное влияние отца на ребенка, которое формируется  в их привязанности друг к другу  с как можно более раннего  начала их общения.

Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с ребенком, но и с  предварительным обучением. Было установлено, что чем увереннее чувствовал себя мужчина задолго до рождения ребенка, чем выше он оценивал свои навыки и умения, тем раньше и  активнее он включался в воспитание ребенка. Мужчина подключается к  воспитательному процессу, поскольку  считает себя готовым и умеющим  заниматься детьми. Поэтому, чтобы активизировать участие отца в воспитании ребенка, необходимо просто обучить мужчин элементарным навыкам пеленания, одевания, приготовления  пищи для маленького ребенка. А обязанность  системы образования – обеспечить возможность такого обучения, чтобы  отец мог без страха и неуверенности  подойти к своему младенцу.

Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный  отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель. « Отцовское чувство практически лишено биологического компонента» (Кочубей Б.И., 1987). Поэтому, чтобы быть ребенку настоящим отцом, нужно просто хотеть и уметь им быть и чтобы в этом были заинтересованы как мать, так и сам ребенок.

Наличие отца и его положение  в семье влияют на способности  ребенка, его интерес к учебе (Н. Редин). По зарубежным данным, мальчик  лучше учится, если он чаще бывает с  отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу. Таким образом, прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в  семье благоприятно влияет на школьные успехи сына. А грубость, авторитарность, жесткость отца вызывают у мальчика чувство неуверенности в себе, тревоги, заставляя тем самым  избегать риска. Такой школьник боится трудного материала, особенно неправильно  его понять, что проявляется в  страхе перед математическими и  физическими задачами.

С дочерью отношения еще  более сложные, так как часто, даже при неплохих способностях, отца бессознательно внушают девочкам правила  женского поведения, убеждение в  том, что наука, карьера – для  мужчин, а забота женщины – дом  и быт, поэтому такие девочки  удовлетворены собой, учатся с «натяжкой», но это их не беспокоит.

Описанные варианты влияния  отца на умственное развитие и успеваемость ребенка относятся к наиболее часто встречающимся тенденциям. В истории известно немало гениев, потерявших отца еще в раннем возрасте. И, если интеллект, умственная одаренность  больше связаны с наличием успешного, активного отца, то высокий уровень  творческих способностей отмечают у  детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без  отца, нередко выше, чем у детей  из полных семей.

 

Отец в семье необходим  и роль отца огромна. Отец олицетворяет собой авторитет власти, силы, порядка и ответственности за всё. Отец внушает своим сыновьям понятие честности, мужественности, твердости воли, справедливости и ответственности - без этих качеств мужчина не способен быть настоящим мужчиной.

Любовь отца к сыну –  делает мальчика спокойным и уверенным в себе. Сыновья, вырастая – не комплексуют, не боятся трудностей жизни, уверенно себя чувствуют и ведут в обществе, независимы и самостоятельны, обладают чувством собственного достоинства – то есть из них вырастают личности. А личности всегда и во все времена были интересны женщинам, поэтому такие мужчины – легко создают семьи.

Информация о работе Семейное воспитание