Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:
1.нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
2.расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда
надо подчеркнуть наличие в
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)
А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:
Структурный состав:
Функциональные особенности:
Существуют различные
классификации типов
1.централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
2.автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
3.демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:
1.партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец
2.матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать
3.эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
В ходе первой главы были проанализированы различные подходы к определению понятия семья. Семья была рассмотрена как социальный институт и малая группа. А также была рассмотрена структура семьи и её общее описание.
Из всех представленных характеристик
мною было выделено общее определение
согласно которому семьёй является малая
группа, основанная на браке и кровном
родстве, члены которой объединены
совместным проживанием и ведением
домашнего хозяйства, эмоциональной
связью и взаимными обязанностями
друг к другу. Так же семья
рассматривается как
В моей работе значимым является деление, которое отражает сущностную характеристику семейных проблем, возглавляемых отцами – это классификация Ф.Е. Личко: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2 ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-
2.1 Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Семья оказывает огромное влияние на социализацию ребенка. Семейные условия воспитания, ступень, которое семья занимает в обществе, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образованности родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.
Детские психологи, занимающиеся
изучением проблем семейного
воспитания, отмечают, что полная семья
сама по себе не гарантирует успеха
в воспитании ребенка, а лишь создает
предпосылки успешного
Традиционно принято считать,
что неполной называется такая семья,
которая состоит из одного родителя
с одним или несколькими
Неполная семья образуется,
как правило, вследствие расторжения
брака, внебрачного рождения ребенка,
смерти одного из родителей или раздельного
их проживания. В связи с этим
необходимо выделять следующие разновидности
неполных семей: осиротевшие, внебрачные,
разведенные и распавшиеся. В
зависимости от того, кто из родителей
занимается воспитанием детей, выделяют
материнские и отцовские
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде: нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных); недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек; затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский.
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Другой важной психологической
проблемой, связанной с воспитанием
ребенка в неполной семье, является
нарушение половой
Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки.
Выделяют следующие потребности ребенка, необходимые для его нормального развития:
· потребность в теплых, близких, стабильных отношениях;
· потребность в физической защите, в адекватных и устойчивых жизненных условиях;
· потребность в знаниях, опыте соответственно возрасту и уровню развития ребенка;
· потребность в адекватных ограничениях, структурированности повседневной жизни, а также обязанностях согласно возможностям ребенка;
· потребность в признании индивидуальности, наличия частных интересов;
· потребность проживания в стабильном обществе, в получении поддержки со стороны последнего.
Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально – экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь.
Когда ребенок растет и
развивается, он становится способным
воспринимать вещи такими, как они
есть, учится давать им имена, обходиться
с людьми. Постепенно его переживания
кристаллизируются и
Таким образом, многие авторы указывают на огромное влияние отца на ребенка, которое формируется в их привязанности друг к другу с как можно более раннего начала их общения.
Участие отца в воспитании
связано не только с его ранним
контактом с ребенком, но и с
предварительным обучением. Было установлено,
что чем увереннее чувствовал
себя мужчина задолго до рождения
ребенка, чем выше он оценивал свои
навыки и умения, тем раньше и
активнее он включался в воспитание
ребенка. Мужчина подключается к
воспитательному процессу, поскольку
считает себя готовым и умеющим
заниматься детьми. Поэтому, чтобы активизировать
участие отца в воспитании ребенка,
необходимо просто обучить мужчин элементарным
навыкам пеленания, одевания, приготовления
пищи для маленького ребенка. А обязанность
системы образования –
Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель. « Отцовское чувство практически лишено биологического компонента» (Кочубей Б.И., 1987). Поэтому, чтобы быть ребенку настоящим отцом, нужно просто хотеть и уметь им быть и чтобы в этом были заинтересованы как мать, так и сам ребенок.
Наличие отца и его положение
в семье влияют на способности
ребенка, его интерес к учебе (Н.
Редин). По зарубежным данным, мальчик
лучше учится, если он чаще бывает с
отцом и эта зависимость
С дочерью отношения еще более сложные, так как часто, даже при неплохих способностях, отца бессознательно внушают девочкам правила женского поведения, убеждение в том, что наука, карьера – для мужчин, а забота женщины – дом и быт, поэтому такие девочки удовлетворены собой, учатся с «натяжкой», но это их не беспокоит.
Описанные варианты влияния
отца на умственное развитие и успеваемость
ребенка относятся к наиболее
часто встречающимся
Отец в семье необходим и роль отца огромна. Отец олицетворяет собой авторитет власти, силы, порядка и ответственности за всё. Отец внушает своим сыновьям понятие честности, мужественности, твердости воли, справедливости и ответственности - без этих качеств мужчина не способен быть настоящим мужчиной.
Любовь отца к сыну – делает мальчика спокойным и уверенным в себе. Сыновья, вырастая – не комплексуют, не боятся трудностей жизни, уверенно себя чувствуют и ведут в обществе, независимы и самостоятельны, обладают чувством собственного достоинства – то есть из них вырастают личности. А личности всегда и во все времена были интересны женщинам, поэтому такие мужчины – легко создают семьи.