Семейное воспитание дошкольников с ТНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:33, реферат

Описание работы

Конец XX – начало XХI столетия отмечен в Беларуси повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традици­онно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармонич­ное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Особое по­ложение занимают семьи, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями речи, которым характерен высокий уровень про­явления "проблемности".

Работа содержит 1 файл

Семейное воспитание.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

 

•          формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушениями речи;

•          осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;

•          распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;

•          изучить опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом семьи каждого ребенка, характером его воспитания. Информация о семьях детей должна быть многоплановой. Как правило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями является основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. [4]

 

Формы работы с родителями, воспитывающих детей
с нарушениями речи:

индивидуальные

•                      беседы. Важнейший принцип проведения — двусторонняя активность беседующих. Учитель-ло­гопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его за­дача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребен­ка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с поста­новки острой проблемы.

Методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько ста­дий формирования правильного общения:

1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уваже­ние к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не от­толкнуть родителей непродуманным вопросом.

2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и вос­питывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осто­рожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.

От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, при­звав объединить усилия для выработки общих требований.

4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении об­щей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, сто­роны уточняют воспитательные возможности друг друга, ста­вят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия: реализация индивидуального подхода. Педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, за­труднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивает­ся к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, на­правленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудни­чества.[3]

•                      анкетирование позволяет выявить уровень наблюдательности родителей, адекватность позиции по отношению к ребенку и его речевому дефекту, преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и др.

•                      посещение педагогами семьи: к таким посещениям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы. В процессе посещения семьи целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребенка, средствами общениями родителей с ним, организовать обсуждение актуальных для данной семьи проблем воспитания ребенка. Педагог должен объяснить родителям важность соблюдения дома режима дня, идентичного порядку дня в саду, необходимость речевого общения, расширения представлений об окружающем. Во время посещения семьи также необходимо выяснить характер некоторых трудностей ребенка в саду. В таких случаях целесообразно выяснить у родителей, что ребенок делает сам в семье, как использует помощь взрослых. Педагог дает родителям необходимые советы по воспитанию трудолюбия, культурно-гигиенических навыков. Во время последующих посещений нужно выяснить, как родители выполняют эти рекомендации.

•                      посещение родителями занятий в детском саду: в ходе посещения занятий раскрывается методика по какому-либо разделу работы.

•                      подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные дни: при встрече с родителями ребенка уточняется характер заданий для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды деятельности. [4]

коллективные

•                      родительские собрания: родителей знакомят с содержанием работы  детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушивают отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета.

•                      «круглые столы» обсуждаются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.

•                      консультации. На общих консультациях обсуждаются интересующее родителей проблемы охраны здоровья детей, вопросы по развитию речи ребенка и др.

Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров. Тематика: «Работа по развитию речи в семье», «Ознакомление детей с природой» и т.д.

•                      конференции. Цель: распространение опыта родителей по воспитанию и обучению в семье. Проводятся 1-2 раза  год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. Здесь родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям (воспитание  трудолюбия, развитие речи). На родительских  конференциях создается теплая, дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов.

•                      дни открытых дверей: родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретится и побеседовать с педагогами. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составит представление об обстановке в детском саду, стиле и методах  педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяет родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специальном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях – наоборот, мобилизировать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье. [4]

 

 

 

 

 

наглядно-информационные

•                      выставка детских работ, оформление информационных стендов производят на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или подделками, которые хранятся в группе.

•                      проведение утренников, праздников в детском саду также производят на родителей положительное впечатление, т.к они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления.

•                      выставки новой педагогической и научно-популярной литературы отечественных и зарубежных издательств.

•                      в уголках для родителей содержится полезная для них информация. Это позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в саду. Как правило, здесь содержатся педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет («Дэфекталогія», «Дошкольное воспитание» и др.). Здесь же также могут размещаться интересные пособия, дневники, записи родителей по воспитанию детей в семье. 

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат. [4]

 

При моделировании взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьей необходимо учитывать следующие этапы:

•диагностический:

— ознакомительная работа с родителями;

— сбор анамнестических сведений о ребенке;

— анкетирование родителей;

• планово-прогностический:

— планирование работы с родителями;

— проведение обзорного собрания для родителей.

• деятельностный:

— работа по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях;

— работа по заданию психолога;

— консультативно-информационная работа с родителями;

— участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы.

• итогово-аналитический:

— проведение (в течение года) специалистами ДОУ открытых занятий для родителей с целью выявления динамики раз­вития детей;

— обсуждение итогов коррекционной работы за год.

Раздел 3

Проведение коррекционно-воспитательной работы
в домашних условиях.

Условия для проведения коррекционно-воспитательной работы в домашних условиях:

1.      мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;

2.      формирование у детей потребности в речевом общении;

3.      поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;

4.      побуждение детей к активному применению речи;

5.      контроль за речью детей со стороны взрослых;

6.      соблюдение единых требований к речи взрослых. [4]

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей.

 

Проведение коррекционно-воспитательной работы
в домашних условиях:

         систематически и аккуратно выполняйте с ребенком домашнее задание;

         занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

         не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

         не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;

         соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

         не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

         вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

         постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

         учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. [3]

Не рекомендуется родителям:

 

1.      самостоятельно ставить звуки детям;

2.      ругать или наказывать детей за неправильное произношение;

3.      требовать правильного произношения (если звук не поставлен);

4.      акцентировать внимание на дефекте, подсмеиваться над ребёнком, дразнить его, сравнивать с другими детьми. [7]

 

Результаты совместной работы родителей и ребенка выра­жаются в наличии следующих умений:

— отличать правильное произношение от дефектного;

— осуществлять слуховой контроль за собственным произно­шением;

— оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

— узнавать и различать звуки. [3]

Список использованных источников:

 

1.      Спиваковская, А.С. Семейная психология: учеб. пособие – М., 1996.

 

2.      Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. – Гродно, 2006.

 

3.      Бачина О.В., Самородова Л.Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

4.      Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитсание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 

5.      Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология. Учебное пособие – М:ТЦ Сфера, 2005.

 

6.      Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 

7.      Спок, Б. Ребёнок и уход за ним / Б. Спок,  С.Дж. Паркер; пер. с англ. О.В. Журавлёв, Т.Н. Журавлёва. – 2-е изд. Минск: Попурри, 2009.

Информация о работе Семейное воспитание дошкольников с ТНР