Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:33, реферат
Конец XX – начало XХI столетия отмечен в Беларуси повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями речи, которым характерен высокий уровень проявления "проблемности".
• формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушениями речи;
• осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;
• распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;
• изучить опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом семьи каждого ребенка, характером его воспитания. Информация о семьях детей должна быть многоплановой. Как правило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями является основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. [4]
Формы работы с родителями, воспитывающих детей
с нарушениями речи:
индивидуальные
• беседы. Важнейший принцип проведения — двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.
Методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения:
1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.
2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.
От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.
4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия: реализация индивидуального подхода. Педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.[3]
• анкетирование позволяет выявить уровень наблюдательности родителей, адекватность позиции по отношению к ребенку и его речевому дефекту, преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и др.
• посещение педагогами семьи: к таким посещениям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы. В процессе посещения семьи целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребенка, средствами общениями родителей с ним, организовать обсуждение актуальных для данной семьи проблем воспитания ребенка. Педагог должен объяснить родителям важность соблюдения дома режима дня, идентичного порядку дня в саду, необходимость речевого общения, расширения представлений об окружающем. Во время посещения семьи также необходимо выяснить характер некоторых трудностей ребенка в саду. В таких случаях целесообразно выяснить у родителей, что ребенок делает сам в семье, как использует помощь взрослых. Педагог дает родителям необходимые советы по воспитанию трудолюбия, культурно-гигиенических навыков. Во время последующих посещений нужно выяснить, как родители выполняют эти рекомендации.
• посещение родителями занятий в детском саду: в ходе посещения занятий раскрывается методика по какому-либо разделу работы.
• подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные дни: при встрече с родителями ребенка уточняется характер заданий для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды деятельности. [4]
коллективные
• родительские собрания: родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушивают отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета.
• «круглые столы» обсуждаются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
• консультации. На общих консультациях обсуждаются интересующее родителей проблемы охраны здоровья детей, вопросы по развитию речи ребенка и др.
Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров. Тематика: «Работа по развитию речи в семье», «Ознакомление детей с природой» и т.д.
• конференции. Цель: распространение опыта родителей по воспитанию и обучению в семье. Проводятся 1-2 раза год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. Здесь родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям (воспитание трудолюбия, развитие речи). На родительских конференциях создается теплая, дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов.
• дни открытых дверей: родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретится и побеседовать с педагогами. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составит представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяет родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специальном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях – наоборот, мобилизировать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье. [4]
наглядно-информационные
• выставка детских работ, оформление информационных стендов производят на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или подделками, которые хранятся в группе.
• проведение утренников, праздников в детском саду также производят на родителей положительное впечатление, т.к они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления.
• выставки новой педагогической и научно-популярной литературы отечественных и зарубежных издательств.
• в уголках для родителей содержится полезная для них информация. Это позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в саду. Как правило, здесь содержатся педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет («Дэфекталогія», «Дошкольное воспитание» и др.). Здесь же также могут размещаться интересные пособия, дневники, записи родителей по воспитанию детей в семье.
В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат. [4]
При моделировании взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьей необходимо учитывать следующие этапы:
•диагностический:
— ознакомительная работа с родителями;
— сбор анамнестических сведений о ребенке;
— анкетирование родителей;
• планово-прогностический:
— планирование работы с родителями;
— проведение обзорного собрания для родителей.
• деятельностный:
— работа по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях;
— работа по заданию психолога;
— консультативно-информационная работа с родителями;
— участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы.
• итогово-аналитический:
— проведение (в течение года) специалистами ДОУ открытых занятий для родителей с целью выявления динамики развития детей;
— обсуждение итогов коррекционной работы за год.
Раздел 3
Проведение коррекционно-воспитательной работы
в домашних условиях.
Условия для проведения коррекционно-воспитательной работы в домашних условиях:
1. мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
2. формирование у детей потребности в речевом общении;
3. поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
4. побуждение детей к активному применению речи;
5. контроль за речью детей со стороны взрослых;
6. соблюдение единых требований к речи взрослых. [4]
Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей.
Проведение коррекционно-воспитательной работы
в домашних условиях:
систематически и аккуратно выполняйте с ребенком домашнее задание;
занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;
соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. [3]
Не рекомендуется родителям:
1. самостоятельно ставить звуки детям;
2. ругать или наказывать детей за неправильное произношение;
3. требовать правильного произношения (если звук не поставлен);
4. акцентировать внимание на дефекте, подсмеиваться над ребёнком, дразнить его, сравнивать с другими детьми. [7]
Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:
— отличать правильное произношение от дефектного;
— осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;
— оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
— узнавать и различать звуки. [3]
Список использованных источников:
1. Спиваковская, А.С. Семейная психология: учеб. пособие – М., 1996.
2. Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. – Гродно, 2006.
3. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитсание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология. Учебное пособие – М:ТЦ Сфера, 2005.
6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Спок, Б. Ребёнок и уход за ним / Б. Спок, С.Дж. Паркер; пер. с англ. О.В. Журавлёв, Т.Н. Журавлёва. – 2-е изд. Минск: Попурри, 2009.