Семейное воспитание дошкольников с ТНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:33, реферат

Описание работы

Конец XX – начало XХI столетия отмечен в Беларуси повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традици­онно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармонич­ное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Особое по­ложение занимают семьи, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями речи, которым характерен высокий уровень про­явления "проблемности".

Работа содержит 1 файл

Семейное воспитание.doc

— 155.50 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили студентки ФСО 309 гр.

Славашевич Ольга

Миковоз Инна

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Введение

Конец XX – начало XХI столетия отмечен в Беларуси повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традици­онно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармонич­ное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Особое по­ложение занимают семьи, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями речи, которым характерен высокий уровень про­явления "проблемности".

Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в Бела­руси в плане гуманизации отношения к детям с нарушениями речи, опре­деляют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребёнок. Прак­тика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень по­требности в оказании им помощи.  Такие дети должны обучаться и воспиты­ваться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциаль­ной среды в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная воз­никшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Осуществление психологической помощи семьям рассматриваемой категории позволяет через оптимизацию внутрисе­мейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциро­ванной и адресной помощи проблемному ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

Роль семьи в становлении личности ребёнка с нарушениями речи

Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого об­щества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. В семье происходит пер­вичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реали­зуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. [1]

 

Задачи воспитания в семье дошкольников с нарушениями речи:

      воспитательные:

o   формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок;

o   закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине.

      образовательные:

o   семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям;

o   формирует чувства любви, доброжелательности, уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

o   вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

      развивающие:

o   создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. [1]

 

Функции воспитания в семье дошкольников с нарушениями речи:

o   коррекционно-развивающая;

o   компенсирующая;

o   реабилитационная.

 

Цель: восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. [6]

 

 

 

 

 

 

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.

      Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образовательного учрежде­ния, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его мате­риальное обеспечение.

      Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, более широкие возможности по­лучения образования и т.д.), заставляющими искать новые фор­мы взаимодействия.

Одна из наиболее сложных проблем — различия в позици­ях педагогов и родителей по вопросам речевого развития де­тей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от ра­боты по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умени­ями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и за­трудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной свя­зи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

На протяжении многих лет система дошкольного образова­ния существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.

Осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволя­ют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществ­ляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Таким образом, модернизация образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудниче­ство семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспита­ния детей с нарушениями речи.[3]

Проблемы семей, имеющих детей с нарушениями речи.

Трудности семей, в которых воспитываются дети с нарушениями речи, существенно отличаются от тех забот, кото­рые волнуют обычную семью. Такой ребёнок требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных   и физических затрат. Люди из семей этой категории становятся малообщительными, избирательными в общении. Они сужают круг своих знакомых и ограничивают общение с родственниками. Это связано с состоянием ребёнка, а также с личностными  установками роди­телей.

 

Позиции родителей по отношению к ребенку и его дефекту.

Бенджамин Спок[7], рассматривая семьи, имеющие «проблемных детей», выделяет следующие виды отношений ро­дителей к своему ребёнку:

1.   Родители стыдятся странностей своего ребёнка, излишне оберегают его. Ребё­нок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворён собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые не только рас­страивают ребёнка, но и не приносят ему никакой пользы.

3.  Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребёнка, отка­зывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4.  Не замечают проблем в развитии ребёнка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребёнка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребёнка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5.  Воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребёнок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Таким образом, неправильный стиль общения со стороны роди­телей, может усугубить имеющуюся проблему развития ребенка.

 

Все родители, воспитывающие детей с нарушениями речи характеризуются определен­ными признаками [6]:

• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, ус­талость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;

• личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовле­творенность;

• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

• социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затраги­вают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к измене­ниям в её ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребёнка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

• «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка.

Таким образом, помощь детям с нарушениями речи тре­бует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздейст­вий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родите­лями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наи­более трудных  в психологическом плане моментов  в жизни семей, оказание кон­сультативной  и психологической помощи.

 

Основными проблемами взаимоотношений в семье, воспитывающей дошкольника с нарушениями речи являются:

•воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

•заниженный уровень требовательности к ребёнку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;

•вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребёнка;

•вынужденная жертвенность матери и её постоянная потребность в опоре;

•постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

Превалирующим видом родительско-детских отношений в такой семье являются отношения опеки и покровительства. [6]

 

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным тре­бованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

      Адекватность пози­ции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребёнка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе до­биться от своего ребёнка; знание и учет его возможностей и склонностей ­– важнейшее условие успешности развития.

      Гибкость родительской позиции рас­сматривается как готовность и способность изменения стиля общения, спосо­бов воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными из­менениями условий жизни семьи.

      Прогностичностъ позиции выражается в её ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение об­щего подхода к ребёнку с учетом перспектив его развития.

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознатель­ному поиску наиболее эффективного стиля воспитания.

 

Таким образом, неоспоримо, что семья играет первостепенную роль в развитии знаний и представлений об окружающем, формировании навыков са­мообслуживания, учебных и социальных умений. [2]

 

Раздел 2

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

Главный момент в контексте «семья - специальное дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.

Для педагогов важ­но, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо — как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. [4]

 

Задачи специального дошкольного учреждения с семьей:

Информация о работе Семейное воспитание дошкольников с ТНР