Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:33, реферат
Конец XX – начало XХI столетия отмечен в Беларуси повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями речи, которым характерен высокий уровень проявления "проблемности".
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»
Выполнили студентки ФСО 309 гр.
Славашевич Ольга
Миковоз Инна
Минск 2011
Введение
Конец XX – начало XХI столетия отмечен в Беларуси повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями речи, которым характерен высокий уровень проявления "проблемности".
Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в Беларуси в плане гуманизации отношения к детям с нарушениями речи, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребёнок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи. Такие дети должны обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Осуществление психологической помощи семьям рассматриваемой категории позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи проблемному ребёнку.
Раздел 1
Роль семьи в становлении личности ребёнка с нарушениями речи
Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. [1]
Задачи воспитания в семье дошкольников с нарушениями речи:
воспитательные:
o формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок;
o закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине.
образовательные:
o семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям;
o формирует чувства любви, доброжелательности, уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;
o вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.
развивающие:
o создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. [1]
Функции воспитания в семье дошкольников с нарушениями речи:
o коррекционно-развивающая;
o компенсирующая;
o реабилитационная.
Цель: восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. [6]
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется следующими факторами.
Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его материальное обеспечение.
Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, более широкие возможности получения образования и т.д.), заставляющими искать новые формы взаимодействия.
Одна из наиболее сложных проблем — различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.
Осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Таким образом, модернизация образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.[3]
Проблемы семей, имеющих детей с нарушениями речи.
Трудности семей, в которых воспитываются дети с нарушениями речи, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью. Такой ребёнок требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физических затрат. Люди из семей этой категории становятся малообщительными, избирательными в общении. Они сужают круг своих знакомых и ограничивают общение с родственниками. Это связано с состоянием ребёнка, а также с личностными установками родителей.
Позиции родителей по отношению к ребенку и его дефекту.
Бенджамин Спок[7], рассматривая семьи, имеющие «проблемных детей», выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребёнку:
1. Родители стыдятся странностей своего ребёнка, излишне оберегают его. Ребёнок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворён собой.
2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые не только расстраивают ребёнка, но и не приносят ему никакой пользы.
3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребёнка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Не замечают проблем в развитии ребёнка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребёнка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребёнка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
5. Воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребёнок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.
Таким образом, неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития ребенка.
Все родители, воспитывающие детей с нарушениями речи характеризуются определенными признаками [6]:
• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
• личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
• социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в её ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребёнка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
• «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка.
Таким образом, помощь детям с нарушениями речи требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи.
Основными проблемами взаимоотношений в семье, воспитывающей дошкольника с нарушениями речи являются:
•воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;
•заниженный уровень требовательности к ребёнку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;
•вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребёнка;
•вынужденная жертвенность матери и её постоянная потребность в опоре;
•постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.
Превалирующим видом родительско-детских отношений в такой семье являются отношения опеки и покровительства. [6]
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребёнка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребёнка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.
Прогностичностъ позиции выражается в её ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребёнку с учетом перспектив его развития.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля воспитания.
Таким образом, неоспоримо, что семья играет первостепенную роль в развитии знаний и представлений об окружающем, формировании навыков самообслуживания, учебных и социальных умений. [2]
Раздел 2
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи.
Главный момент в контексте «семья - специальное дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.
Для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо — как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. [4]
Задачи специального дошкольного учреждения с семьей: