Самостоятельные работы по математике как средство оптимизации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить возможности и условия самостоятельной работы творческого характера как средства оптимизации учебного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧБЕНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Самостоятельная работа как один из активных методов обучения 6
1.2. Значение самостоятельной работы на уроках математики 10
1.3. Классификация и виды самостоятельной работы 14
1.4. Требования к организации и проведению самостоятельных работ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

       Цель закрепления запоминание, систематическое изучение, обобщения и практическое применение знаний и умений. Чаще всего на практике мы наблюдаем многократное выполнение аналогичных заданий. Этого, конечно, недостаточно. Закрепление процесс длительный и задания должны предлагаться в определенной последовательности; решение аналогичных заданий; выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия; далее включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. При закреплении самостоятельная работа может носить воспроизводящий характер и реконструктивно-вариативный характер.

     Например  для работ воспроизводящего характера предлагаются задания:

     1. Типы примеров по образу

     30-6 = (20+10) -6=20+(10-6)=20+4=24

     40-3

     70-8

     80-5

     50-9

     2.  Типы заданий подобные тем,  которые разобрали устно.

     3.  Начерти такой же отрезок и.т.д.

     Для работ конструктивно-вариативного характера целесообразно предлагать такие задания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, увидев внутрипредметные связи, и задания творческого характера.

     1. Используя первый пример составить  второй по вычитанию: 

     (70+10)-6           (40+10)-7

     ___---____          ___---____

     2. Придумай задачу, которая решалась  бы так: 30-6

     IV. Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся или проверки определенного уровня усвоения знаний и умений учащегося. Результат проверки – выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер, задания предлагаются аналогичные.

 
 
1.4. Требования к организации  и проведению самостоятельных  работ

     Проведение  самостоятельной работы на уроках математики прочно вошло в практику начальной школы. Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в процессе ее выполнения, но это вовсе не исключает, а наоборот предполагает руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы - это фактически решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель на уроке. Это подготовка детей к изучению нового материала, усвоение новых знаний, формирование вычислительных навыков и т.д. Учитель также может поставить перед собой задачу проверить знания учащихся. В этом случае дается проверочная самостоятельная работа. В процессе самостоятельной работы встречаются различные виды деятельности учащихся: самостоятельная деятельность по образцу, предложенная учителем, применение знаний в аналогичных условиях, творческая деятельность.

     Организуя самостоятельную работу, учитель  обычно предлагает всему классу общее  задание или дифференцирует задания  по вариантам.

     В каждом из вариантов задания чаще всего аналогичны по содержанию и требуют от учащихся использования однородных способов выполнения работы. Например:

     вариант 1                                                вариант 2

     7 - х = 5                                                    8 + х =10

     4 + х = 9                                                   9 - х =4

     Время выполнения такой работы каждым учеником в классе различно. Поэтому учащимся, которые быстро справились с заданием, учитель предлагает индивидуальную работу. В одном случае – это просто увеличение объема работы, то есть предлагается решить еще одно такое же уравнение; в другом случае это задание, требующее других способов решения, или задание на сообразительность. И в том и в другом случае ученик получает индивидуальное    задание и выполняет индивидуальную самостоятельную работу, которая должна строго учитывать индивидуальные особенности ученика: темп его работы, способности к предмету. Можно наблюдать и другую противоположность.   Если в первом случае работа давалась сильным ученикам, то в данном случае учитель предлагает карточки с заданиями слабым ученикам, у которых, по его мнению, есть проблемы в знаниях, а всему классу дает общее задание.

     Из  всего сказанного можно сделать  вывод, что индивидуальные самостоятельные работы обычно выполняют одни и те же ученики, либо сильные,    либо слабые. Ученики же, темп работы которых совпадает с планируемым     учителем, ограничены выполнением только самостоятельной работы. Но в процессе обучения не нужно ограничивать только выполнением самостоятельной работы. Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, изучая и зная их наклонности и способности, нужно планировать на некоторых уроках      проведение индивидуальных самостоятельных работ, подбирая для каждого ученика задание в соответствии с его возможностями. Если такая работа проводится систематически, то в процессе ее выполнения уровень самостоятельности ученика повышается, он может выполнять уже более сложные задания без помощи учителя. Но и в этом случае самостоятельная работа нацелена на усвоение знаний. Кроме этого, данную работу следует использовать как средство развития творческой активности учащихся, инициативы и познавательной  самостоятельности. Одним из средств выполнения этой задачи является использование в самостоятельной работе заданий, одинаковых по содержанию, но разных по способу выполнения. В отличие от обычных заданий, в которых одинаково содержание и одинаков способ выполнения, использование заданий одинаковых по содержанию, но  разных по способу выполнения, дает возможность каждому ученику проявить свою инициативу и возможности, формирует самостоятельность как черту личности, помогает каждому ученику проверить свои силы.

     Важнейшим моментом при разработке системы  заданий для самостоятельной работы детей и методики их проведения является учет возрастных особенностей детей и уровня их подготовленности. Продумывая содержание и последовательность упражнений, нужно помнить о необходимости такого их подбора, при котором было бы обеспечено постепенное, но систематическое повышение трудности заданий, ибо только при этом условии самостоятельная работа будет способствовать развитию детей в процессе обучения.

     Также нужно учитывать особенности  самостоятельных работ различных  видов. Система таких работ должна обеспечить обучение детей общим  приемам подхода к решению любой математической задачи: приемам, направленным на осознание условий задачи, на анализ этих условий; приемам, помогающим раскрыть связь между тем, что известно и тем, что неизвестно, позволяющим наметить путь решения, правильно и точно довести его до конца.

     Для этого, в процессе обучения, задания  для самостоятельной работы должны даваться в такой последовательности, при которой дети постепенно овладевали бы и каждым приемом в отдельности, и умением применять их в совокупности. Важно, чтобы подбор задач и характер заданий обеспечивали такое разнообразие их содержания, которое исключало бы возможность возникновения штампа в решении.

     Так как самостоятельная работа имеет  большое значение при формировании математических умений и навыков, к ее организации предъявляются высокие требования:

  1. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы ее выполнения.
  2. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.
  3. Обеспечивается сочетание различных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
  4. Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии  решений, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
  5. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.
  6. Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

     Итак, мы рассмотрели основные требования к организации самостоятельных работ учащихся, которые необходимо выполнять полностью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Самостоятельная работа должна быть направлена на развитие учащихся и формирование у них  основных приемов учебной деятельности. Учитывая данное значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

  • поэтапность введения  разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
  • обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);
  • разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
  • подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;
  • ознакомление учащихся с источниками получении необходимой для выполнения задания информации;
  • оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;
  • обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;
  • обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.

     Все учащиеся, в процессе изучения математики, должны ощутить ее творческий характер, познакомиться в процессе обучения математике с некоторыми умениями и навыками творческой деятельности, которые им будут ножны в их дальнейшей жизни и деятельности. Для решения этой сложной задачи преподавание математики должно быть построено так, чтобы ученик чаще искал новые комбинации, преобразовывал вещи, явления, процессы действительности, искал неизвестные связи между объектами.

     Для того, чтобы применение самостоятельных  работ было наиболее эффективным, необходима дифференциация обучения. Одним из важных способов дифференциации содержания обучения в условиях обычной школы должно быть решение всевозможных задач, направленных на повышение интереса к обучению, на углубление знаний учащихся, на привлечение их к творческой исследовательской деятельности.

     Самостоятельные работы в школе направлены на проверку знания учащихся основных формул и выполнения заданий по уже известному образцу – алгоритму. Причем, учитель, при составлении самостоятельных работ ориентируется только на проверку знаний конкретной темы и не связывает пройденный материал с ранее пройденными темами, что приводит к обрывочным знаниям и неумению решать комбинированные задания.

     На  основании изучения и анализа  психолого-педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы, заключения:

  1. необходимо применять различные виды самостоятельной работы на уроках математики, что активизирует мыслительную деятельность школьников;
  2. для формирования положительных мотивов на уроках, использовать самостоятельную работу школьников в решении задач;
  3. систематически проводить самостоятельные работы, с целью повышения познавательной активности детей;
  4. использовать дифференцированные задания, задания по выбору самих учащихся. При планировании самостоятельной работы, постепенно усложнять ее содержание.

     Организация самостоятельных работ, направленных на развитие мышления учащихся, в условиях обучения – один из наиболее эффективных методом обучения учащихся математике, так как он отображает все современные принципы обучения.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бантова М.А. Методика устных вычислений / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова // Методика преподавания математики в начальных классах. – 1973. – С.159 
  2. Баранов С.П. Преподавание в начальных классах / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин // Педагогика, 2001. – С. 122.
  3. Белкина Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методов обучения / Е.Л. Белкин // Начальная школа. – 1968. - № 2.
  4. Бутузов И.Д. Самостоятельная работа с элементами заданий / И.Д. Бутузов // Начальная школа. – 1968. - № 2.
  5. Дебашина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения / Е.Ю.Дебашина // Начальная школа. – 2003. - № 7. – С. 101.
  6. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе / Н.Н. Деменева // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С.97.
  7. Зимина С.В. Как развивать интерес к математике // С.В. Зимина / Начальная школа. – 1999. - № 8. – С. 33.
  8. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Книга для учителя / Ф.В. Костылев . – М.: Владос. – 2000. – 104 с.
  9. Линева Г.М. Активизация работы учащихся на уроках математики / Г.М. Линева // Начальная школа. – 1999. - № 8. – 133.
  10. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2004.
  11. Мытницкая С.Н. Мне помогают элементы дифференцирования / С.Н. Мытницкая // Начальная школа. – 2002. - № 1. – С. 75.
  12. Нагибин Ф.Ф. Логика в математике / Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин // Математическая шкатулка. – 1984. – С. 46.
  13. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Л.И.Новиков // Начальная школа. – 2002. - № 1. – С. 73.
  14. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый . – М.: Владос. – т.1. – 1999. – 560 с.
  15. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый . – М.: Владос. – т. 2. – 1999. – 52 с.
  16. Пышкало М.М. Самостоятельная работа на уроках в малокомплектной школе / М.М. Пышкало, М.И. Оморонова, М.Н. Моро, Г.А. Фомичева, Н.Ф. Валгняр. – М.: Просвещение, 2005.
  17. Ребрина О.А. Приемы организации самостоятельных работ по математике / О.А. Ребрина // Начальная школа. – 1985. - № 10 – 42 с.
  18. Рогова Н.Ф. Разноуровневые знания по математике / Н.Ф. Рогова // Начальная школа. – 2003. - № 7 – с. 79.
  19. Тупичкина С.А. Виды самостоятельных работ на уроках математики / С.А. Тупичкина // Начальная школа. – 1996 - № 5 – с. 16.
  20. Хапунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых / Ф.П. Хапунов // Начальная школа. – 2003. - № 1 – с. 70

Информация о работе Самостоятельные работы по математике как средство оптимизации учебного процесса