Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Цель исследования – выяснить возможности и условия самостоятельной работы творческого характера как средства оптимизации учебного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧБЕНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Самостоятельная работа как один из активных методов обучения 6
1.2. Значение самостоятельной работы на уроках математики 10
1.3. Классификация и виды самостоятельной работы 14
1.4. Требования к организации и проведению самостоятельных работ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Самостоятельные работы конструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних методов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
Творческие самостоятельные работы, по мнению П.И. Пидкасистого, являются венцом системы самостоятельной деятельности учеников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
В
практике обучения каждый тип самостоятельной
работы представлен большим
Большая
часть перечисленных видов
Наблюдения
за практикой организации
Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:
Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:
Исходя из этого, можно сказать, что самостоятельная работа творческого характера должна быть направлена на развитие учащихся и формирование у них основных приемов учебной деятельности.
Под
самостоятельной работой
В процессе обучения математике применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. v Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
Самостоятельная работа с целью актуализации знаний учащихся
Актуализировать стороны знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед закреплением его.
Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивный характер. Работы воспроизводящего характера в курсе математики это типовые примеры и задачи с заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формируют условия задач, определяют данные и их искомые, а затем воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией.
Например, с целью подготовки к изучению вычисления приёма вида 30-6, целесообразно предложить следующею систему заданий.
1.
Замена числа суммой по
50=40+10; 70=_+_; 40 = _ + _;
2. Заполни окошки
60 + _ =65; _+8=78;
3. Реши удобным способом
(50+10)-7
(80+10)-7
Данная работа должная быть проверена с целью определения уровня подготовленности учащегося к восприятию нового материала. Работа репродуктивно вариативного характера требует от учащегося выполнения различных преобразований, обобщений. Опирали не ранее приобретенные знания и умения. Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знание углубляется, сфера их применения расширяется, они становятся более современными, а мнения учащихся достигают уровня продуктивной деятельности.
Представим систему подготовительных занятий на примере той же темы 30-6.
40-8 34+5 44+3 80-9 56+20
70-8 90-6 45+50 30-6 72+10
(20+10)-6
(30+10)-8
(50+10)-1
(70+10)-3
Самостоятельные работа с целью изучения новых знаний
Введение
нового в математике может проводиться
на различных уровнях
Работа воспроизводящего характера выполняется учащимся всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.
Покажем это на примере изучения вычисления вида 48-3, 48-30.
На доске записаны примеры 48-3, 48-30.
Учитель объявляет тему и делает развернутую запись примера.
48-30=(40+8)-30=(40-30)+
Далее говорит:
- Посмотрите, на доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными словами, которая поможет вам объяснить способ решения. Надо
...-это....
Получим пример....
Удобно....
Вычислю...
Даю ответ...
- Ребята, самостоятельно разберите первое решение данного примера.
Ученикам дают время для обдумывания. После чего учащиеся объясняют такой способ решения примера. Опрос целесообразно начинать по желанию и со слабых учащихся. В конце учитель делает обобщение на ответ учащегося, т.е. звучит образный алгоритм решения примера. Аналогичная работа проводится при решении примера вида 41-3
Работы
реконструктивно-
Здесь учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания для этого необходима система целесообразно подготовленных вопросов и заданий позволяющая организовать самостоятельную работу данного вида.
Например, надо вывести вычисления примера вида 30-6. Мы будет исходить из такой подготовки, которая нами представлена в п. 1.
Работы частично-поискового характера отличается от продуктивных большей самостоятельностью учащихся. При таком виде работ целесообразно предлагать учащимся какой-нибудь вспомогательный материал.
Для примера рассмотрим знакомство с вычислением вида 47+5.
- Ребята, сейчас вы будите учиться решать пример вида 47+5. У вас на столах пучки палочек разного цвета как удобно посчитать, сколько всего палочек. Детям даётся время на обдумывание. После обсуждения учитель делает обобщение и предлагает учащимся самостоятельно записать решение. Далее следует проверка и самостоятельное решение примера.
Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащегося
Информация о работе Самостоятельные работы по математике как средство оптимизации учебного процесса