Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:37, реферат
Проблема повышения качества профессионального обучения на протяжении многих лет находится в центре внимания педагогической науки и практики. И в настоящее время не утратила своей актуальности.
Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.
- выполнение курсовой работы или проекта;
- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
- анализ научной
публикации по заранее
- анализ статистических
и фактических материалов по
заданной теме, проведение расчетов,
составление схем и моделей
на основе статистических
Студент, приступающий к
Видами
заданий для самостоятельной
работы могут быть:
чтение текста
(учебника, первоисточника, дополнительной
литературы); составление плана текста;
графическое изображение
работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.;
решение задач
и упражнений по образцу; решение
вариантных задач и упражнений; выполнение
чертежей, схем; выполнение расчетно-графических
работ; решение ситуационных производственных
(профессиональных) задач; подготовка
к деловым играм; проектирование
и моделирование разных видов
и компонентов профессиональной
деятельности; подготовка курсовых и
дипломных работ (проектов); экспериментально-
Организация
самостоятельной
работы студента.
Технологическая
организация самостоятельной работы
студента может включать в себя следующие
составляющие:
1.Технология отбора целей самостоятельной работы.
Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.
Цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2.Технология отбора содержания самостоятельной работы студента. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
3.Технология конструирования заданий.
Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
4.Технология организации контроля.
Включает тщательный
отбор средств контроля, определение
этапов, разработку индивидуальных форм
контроля.
При выдаче заданий на
Самостоятельная работа может
осуществляться индивидуально
В качестве форм и методов
контроля самостоятельной
Критериями
оценки результатов
-уровень освоения студентом учебного материала;
-умения студента
использовать теоретические
-сформированность общеучебных умений;
-обоснованность и четкость изложения ответа;
-оформление
материала в соответствии с
требованиями.
Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов может содержать:
-изучение квалификационной характеристики специалиста;
-анализ учебного
плана, Государственного
-подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у студентов после изучения дисциплины;
-подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;
-разработка
бланка профессионально-
-определение
качественно-количественных
-определение периодичности контроля;
-разработка вариантов контрольных работ;
-выработка системы информирования студентов об их достижениях;
-создание необходимого
информационно-методического
-определение системы индивидуальной работы;
-внедрение модульной
системы обучения с
Вовлекая студентов
в самостоятельную
-методические
рекомендации для
-учебную и методическую литературу;
-учебные пособия и программы дисциплин;
-тематические словари;
-лекции;
-консультации (текст, фонозапись, видеозапись);
-разработка
лабораторно-практических
-расчетно-графических работ;
-планы семинарских занятий;
-творческие работы студентов;
-видеофильмы;
-тестовые задания,
контрольные вопросы для
Работа
с источниками
информации, а также
условия эффективности
самостоятельной работы
студента.
Для эффективности самостоятельной работы студента необходимо выполнить ряд условий:
1. Обеспечение
правильного сочетания
2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
3. Обеспечение
студента необходимыми
4. Контроль над
организацией и ходом
Первое условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы.
Большую роль здесь
играет правильное определение трудоемкости
различных видов
Второе условие – это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т.п.).
Третье условие - это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, следует рекомендовать переход на электронные издания лекционных материалов преподавателей. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник – Internet.
Особо следует выделить
Дистанционное обучение может
быть использовано во всех
формах обучения (очная, заочная,
экстернат, обучение с
По существу – это
Одним из вариантов внедрения
новых технологий может стать
создание и использование
Самостоятельная деятельность