Самостоятельная работа студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Проблема повышения качества профессионального обучения на протяжении многих лет находится в центре внимания педагогической науки и практики. И в настоящее время не утратила своей актуальности.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Работа содержит 1 файл

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

- выполнение  курсовой работы или проекта;

- исследовательская  работа и участие в научных  студенческих конференциях, семинарах  и олимпиадах;

- анализ научной  публикации по заранее определенной  преподавателем теме;

- анализ статистических  и фактических материалов по  заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей  на основе статистических материалов. 

      Студент, приступающий к изучению  учебной дисциплины, получает информацию  обо всех видах самостоятельной  работы по курсу с выделением  базовой самостоятельной работы  и дополнительной самостоятельной  работы, в том числе по выбору. Объем и виды самостоятельной  работы устанавливаются в учебном  плане, а также в рабочих  программах дисциплин. Нормативы трудоемкости самостоятельной работы студента определяются методической комиссией по специальности и утверждаются проректором по учебно-методической работе. 
 
 
 
 
 
 
 

Видами  заданий для самостоятельной  работы могут быть: 
 

  1. Для овладения  знаниями:

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры  текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская  работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;

  1. Для закрепления и систематизации знаний:

работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная  работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление  плана и тезисов ответа; составление  таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая  обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению  на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.; 

  1. Для формирования умений:

решение задач  и упражнений по образцу; решение  вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических  работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов  и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и  дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская  работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники и др. 
 
 
 

Организация самостоятельной  работы студента.  
 

Технологическая организация самостоятельной работы студента может включать в себя следующие составляющие: 

1.Технология отбора целей самостоятельной работы.        

  Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Цели самостоятельной  работы должны соответствовать структуре  готовности к профессиональному  самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2.Технология отбора содержания самостоятельной работы студента. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3.Технология  конструирования  заданий.

Задания для  самостоятельной работы должны соответствовать  целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой  дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4.Технология  организации контроля.

Включает тщательный отбор средств контроля, определение  этапов, разработку индивидуальных форм контроля. 
 

       При выдаче заданий на самостоятельную  работу рекомендуется использовать  дифференцированный подход к  студентам. Перед выполнением  студентами самостоятельной внеаудиторной  работы преподаватель проводит  инструктаж по выполнению задания,  который включает: цель задания,  его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные  требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа  преподаватель предупреждает студентов  о возможных типичных ошибках,  встречающихся при выполнении  задания. Инструктаж проводится  преподавателем за счет объема  времени, отведенного на изучение  дисциплины.

      Самостоятельная работа может  осуществляться индивидуально или  группами студентов в зависимости  от цели, объема, конкретной тематики  самостоятельной работы, уровня  сложности, уровня умений студентов.

      В качестве форм и методов  контроля самостоятельной работы  студентов могут быть использованы  семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.  

 Критериями  оценки результатов самостоятельной  работы студента являются:

-уровень освоения  студентом учебного материала;

-умения студента  использовать теоретические знания  при выполнении практических  задач;

-сформированность общеучебных умений;

-обоснованность  и четкость изложения ответа;

-оформление  материала в соответствии с  требованиями. 
 
 

Программа действий преподавателя по созданию необходимых  и достаточных условий для  самостоятельной деятельности студентов  может содержать:

-изучение квалификационной  характеристики специалиста;

-анализ учебного  плана, Государственного образовательного  стандарта;

-подготовка  перечня умений, которые должны  быть сформированы у студентов  после изучения дисциплины;

-подготовка  письменных контрольных задач  для «входного» контроля;

-разработка  бланка профессионально-ориентированных  задач для самостоятельной деятельности; группировка задач в блоке  задания на семестр;

-определение  качественно-количественных критериев  выполнения задания; 

-определение  периодичности контроля;

-разработка  вариантов контрольных работ;

-выработка системы  информирования студентов об  их достижениях;

-создание необходимого  информационно-методического обеспечения;

-определение  системы индивидуальной работы;

-внедрение модульной  системы обучения с рейтинговой  оценкой учебной деятельности  студентов. 

Вовлекая  студентов  в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать психологические  особенности каждого студента и  создавать учебно-методические комплексы, содержащие:

-методические  рекомендации для самостоятельной  работы студентов (пояснить, как  составить аннотацию, сценарий, как  выполнить требования к записи  лекций преподавателя и т.д.);

-учебную и  методическую литературу;

-учебные пособия  и программы дисциплин;

-тематические  словари;

-лекции;

-консультации (текст,  фонозапись, видеозапись);

-разработка  лабораторно-практических заданий  (работ);

-расчетно-графических  работ;

-планы семинарских  занятий;

-творческие  работы студентов;

-видеофильмы;

-тестовые задания,  контрольные вопросы для проверки  знаний студентов. 
 
 

  Работа  с источниками  информации, а также условия эффективности самостоятельной работы студента. 
 

Для эффективности  самостоятельной работы студента необходимо выполнить ряд условий:

1. Обеспечение  правильного сочетания объемной  аудиторной и самостоятельной  работы.

2. Методически  правильная организация работы  студента в аудитории и вне  ее.

3. Обеспечение  студента необходимыми методическими  материалами с целью превращения  процесса самостоятельной работы  в процесс творческий.

4. Контроль над  организацией и ходом самостоятельной  работы и мер, поощряющих студента  за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме с необходимостью  должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы студента в целом.

Первое  условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только  в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы.

Большую роль здесь  играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных  работ, таких как курсовые проекты  и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой.

Второе  условие – это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться  в  творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт,  студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т.п.).

Третье  условие - это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, следует рекомендовать переход на электронные издания лекционных материалов преподавателей. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник – Internet.

       Особо следует выделить возможности  обеспечения учебной и методической  литературой дистанционное обучение  с использованием информационных  компьютерных технологий, в частности, компьютерных образовательных сред, специально построенных и организованных для размещения учебных материалов с учетом педагогических и дидактических требований.

      Дистанционное обучение может  быть использовано во всех  формах обучения (очная, заочная,  экстернат, обучение с использованием  средств телекоммуникации, почтовой  переписки и др.).  Именно дистанционное  обучение призвано сократить   аудиторную нагрузку и увеличить  долю самостоятельной работы  студента. Для эффективности самостоятельной  работы студента необходимо разрабатывать  и приобретать электронные учебники  и обучающие программы. 

      По существу – это компьютеризация  образовательного процесса, которая  в условиях многоуровневой структуры  образования является активизирующим  фактором самостоятельной работы  студента, когда студент вырабатывает  умение самостоятельно выбирать  источники информации, приобщается  к этике международного общения  с навыками экономии времени,  овладевает искусством объективной  и целевой оценки собственного  потенциала, своих деловых и личностных  качеств.

       Одним из вариантов внедрения  новых технологий может стать  создание и использование электронных  учебников, позволяющих постоянно  обновлять исходную информацию  в виде меняющихся примеров  и статистических данных, изменять  параметры моделей, что способствует  лучшему уяснению их особенностей. Использование электронного учебника  позволит усилить взаимосвязи  учебных дисциплин, а также  взаимосвязь научно-исследовательской  и учебно-методической работы.

       Самостоятельная деятельность студентов  – задача, которую решает преподавательский  коллектив. Задача сложная, интересная, не новая, но с новыми проблемами:

Информация о работе Самостоятельная работа студентов