Самооценка младших школьников: пути ее формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Без самооценки, т.е. оценки самим индивидом тех действий, которые он
совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях
проявляются, поведение не может быть саморегу­лирующимся.
Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения – нераз­рывно связанные процессы.
Психическая саморегуляция непременно предполагает само­оценку, согласно и
посредством которой определяется не только приемлемость или желательность
какого-либо поступка, но и сте­пень успешности, с которой он совершается и
может быть совер­шен.

Содержание

Введение. 3
1. Самооценка младших школьников. 4
2. Факторы становления самооценки школьника. 11
3. Развитие одаренности и самооценка. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно

воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение.

Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные

возможности.

Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического

развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Ряд

авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и

социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к

резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к

себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить

неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и

самоунижения.

Факторы, которые оказывают подобное влияние на самооценку одаренного ребенка

следующие:

    

        завышенные стандарты оценки      своей деятельности и чувство

        неудовлетворенности, возникающее в случаях,      когда достигнутые результаты

        оказываются ниже, чем ожидалось;

 

        чрезвычайно высокие личные

        стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное

        отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим

        требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;

 

         

        повышенная чувствительность,      неумение адекватно пережить малейшую неудачу;

 

         

        ответная реакция на неуспех в      школьном обучении (известно, что высокая

        творческая и интеллектуальная      одаренность может сочетаться с низкой

        успеваемостью в школе);

 

        объективные и субъективные      сложности

        вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой

        вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при

        которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не

        соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);

 

         

        несоответствие между высоким      интеллектуальным развитием и развитием

        двигательных навыков (феномен      ''двигательного дисбаланса'').

 

Данные факторы не только способствуют возникновению заниженной самооценки, но

и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей.

    

     

Заключение

 

Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным

образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его

активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.

Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются рядом

факторов. Н.Роджерс выделяет несколько условий формирования адекватной

самооценки и становления творческого потенциала личности. Это психологическая

безопасность, психологическая свобода в понимании К.Роджерса, эмпатическое

понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и

доверия.

Именно эти условия лежат в основе здоровой Я-концепции личности, способной к

саморазвитию, созиданию, реализации своих творческих возможностей. Постоянная

критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание

ребенка с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности;

ведет к появлению негативизма, отрицания, безразличия, внутреннего

напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его

личности в целом.

    

     

Список использованной литературы

 

1.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.

2.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

3.     Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника //

Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.

4.     Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976

5.     Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и

социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции

''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991. - С.149-159.

6.     Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого.

- М.: Прогресс, 1991. - 376с.

7.     Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это

проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

8.     Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. -

М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.

9.     Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -

1990.- № 1. - С. 164-167.

10. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.:

Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

11. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.

Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.

12. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.:

Знание, 1986. - 80 с.

    

 



Информация о работе Самооценка младших школьников: пути ее формирования