Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа
Без самооценки, т.е. оценки самим индивидом тех действий, которые он
совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях
проявляются, поведение не может быть саморегулирующимся.
Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения – неразрывно связанные процессы.
Психическая саморегуляция непременно предполагает самооценку, согласно и
посредством которой определяется не только приемлемость или желательность
какого-либо поступка, но и степень успешности, с которой он совершается и
может быть совершен.
Введение. 3
1. Самооценка младших школьников. 4
2. Факторы становления самооценки школьника. 11
3. Развитие одаренности и самооценка. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21
стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно
воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение.
Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные
возможности.
Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического
развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Ряд
авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и
социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к
резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к
себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить
неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и
самоунижения.
Факторы, которые оказывают подобное влияние на самооценку одаренного ребенка
следующие:
завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство
неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты
оказываются ниже, чем ожидалось;
чрезвычайно высокие личные
стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное
отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим
требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;
повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;
ответная реакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая
творческая и интеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой
успеваемостью в школе);
объективные и субъективные сложности
вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой
вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при
которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не
соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);
несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием
двигательных навыков (феномен ''двигательного дисбаланса'').
Данные факторы не только способствуют возникновению заниженной самооценки, но
и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным
образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его
активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.
Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются рядом
факторов. Н.Роджерс выделяет несколько условий формирования адекватной
самооценки и становления творческого потенциала личности. Это психологическая
безопасность, психологическая свобода в понимании К.Роджерса, эмпатическое
понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и
доверия.
Именно эти условия лежат в основе здоровой Я-концепции личности, способной к
саморазвитию, созиданию, реализации своих творческих возможностей. Постоянная
критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание
ребенка с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности;
ведет к появлению негативизма, отрицания, безразличия, внутреннего
напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его
личности в целом.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
3. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника //
Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.
4. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976
5. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и
социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции
''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991. - С.149-159.
6. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого.
- М.: Прогресс, 1991. - 376с.
7. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это
проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.
8. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. -
М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.
9. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -
1990.- № 1. - С. 164-167.
10. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.:
Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
11. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //
Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.
Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.
12. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.:
Знание, 1986. - 80 с.
Информация о работе Самооценка младших школьников: пути ее формирования