Самооценка младших школьников: пути ее формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Без самооценки, т.е. оценки самим индивидом тех действий, которые он
совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях
проявляются, поведение не может быть саморегу­лирующимся.
Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения – нераз­рывно связанные процессы.
Психическая саморегуляция непременно предполагает само­оценку, согласно и
посредством которой определяется не только приемлемость или желательность
какого-либо поступка, но и сте­пень успешности, с которой он совершается и
может быть совер­шен.

Содержание

Введение. 3
1. Самооценка младших школьников. 4
2. Факторы становления самооценки школьника. 11
3. Развитие одаренности и самооценка. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

средством воздействия учителя на учащихся, яв­ляется, таким образом, гораздо

более сложным, мощным и тон­ким орудием, чем это обычно предполагается.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д.

Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е.

действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны безусловно

соответствовать действительным знаниям  детей. Однако педагогический опыт

показывает, что в оценке  знаний учащихся требуется большой такт. Важно не

только, какую оценку поста­вил учитель ученику, но и то, что он при этом

сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не

следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, кото­рые достигают

высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной

форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого,

старательного ребен­ка.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся

(независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических

особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

    

     

2. Факторы становления самооценки школьника

 

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое

представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые

влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

     а) Влияние школьной оценки

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника.

Дети, ори­ентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников

отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками,

наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка

успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой

личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная

самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и

низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамику

самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.

Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется

за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им

предложить оценить свою работу, большинство оценит выпол­ненное задание более

высоким баллом, чем оно того заслуживает.

При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое:

«Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогда не

ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре». «Я же не

хуже всех, у меня тоже может быть четыре».

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, при­обрести более

высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей,

считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает

почти в 3 раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения,

резко сни­жается.

Как переживают такую тяжелую учебную ситуацию младшие школьники?

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной

неполноценности и даже безна­дежности. Даже в тех случаях, когда дети

компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях,

«приглушенное» чув­ство неполноценности, ущербности, принятие позиции

отстающего приводят к негативным последствиям.

     б) Чувство компетентности

Успеш­ная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять

различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового

аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности

в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и

возникает чувство неполноцен­ности, его личностное развитие искажается.

Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая

качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в

пер­вую очередь, на ум и знания.

Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности

необходимо создание в классе атмосферы психологиче­ского комфорта и

поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством,

стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто

поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои

положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный

эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Они оценивают только конкрет­ную работу, но не личность, не сравнивают детей

между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на

индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они

не захваливают хороших учеников, осо­бенно тех, которые достигают высоких

результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в

учении слабого, но старательного ребенка.

     в) Влияние семейного воспитания

Становление самооценки младшего школьника зависит не толь­ко от его

успеваемости и особенностей общения учителя с клас­сом. Большое значение

имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят

родителей — под­держание престижа(разговоры дома вращаются вокруг

вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя

се­годня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей

волнуют не учебные, а быто­вые моменты его школьной жизни («В классе из окон

не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует —

школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формаль­но. Достаточно

равнодушный вопрос: «Что было сегодня в шко­ле?» — рано или поздно приведет к

соответствующему ответу: «Ничего особенного».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он

претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний,

завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и

вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их

представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная

внешность, незаурядная профессия, материальное бла­гополучие и популярность.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое

ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и

постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем

успеваемости, ко­торый складывается в начале обучения.

     г) Появление и влияние рефлексии

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притя­зания родителей, то

позже он в большей или меньшей мере начи­нает ориентироваться на результаты

своей деятельности, свою ре­альную успеваемость и место среди сверстников. К

концу младшего школьного возраста появляется рефлек­сия и, тем самым,

создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

Самооценка ста­новится, в целом, более соответствующей действительности,

сужде­ния о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются

значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей

с завышенной и заниженной самооцен­кой изменить ее уровень крайне сложно.

    

     

3. Развитие одаренности и самооценка

 

Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-

концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных

и объективных оценок окружающих нас людей. Р.Бернс считает, что Я-концепция

играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласованности

личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

К.Тэкэкс обращает внимание на то, что роль родителей в обретении ребенком

положительного Я, основы личного сознания бытия незаменима, а позаботиться о

физическом развитии, интеллектуальном росте или о совершенствовании его

особого таланта могут и другие люди.

Школа оказывает существенное влияние на формирование Я-концепции ученика. В

современной школе ценится умение соответствовать нормам и правилам,

заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость.

Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает

испытывать давление со стороны.

Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он

начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это

чувство заставляет думать о себе как о ''странном''. Возникает чувство

отчуждения, к которому мак восприимчивы одаренные дети. Ученик с высоким

уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои

возможности.

Р.Бернс считает, что школа, прежде всего, главный ценностью считает

проявления вербального интеллекта, на другие способности практически не

обращается внимания и ничего не делается для их развития. Такого рода таланты

остаются невостребованными в школе, и если ученик не обладает

интеллектуальным даром, то он ощущает себя неспособным ни к какой

деятельности, что практически обрекает его на неудачу и неуспех. Многие

учителя до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах

оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие

творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня

самовосприятия.

Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают

его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его

позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать

свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном

случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к

утрате многих резервов развития.

В становлении личности существенную роль играет самооценка. Самооценка

находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в

процессе формирования личности.

Отмечено, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой

деятельности ребенка. Были изучены стили рисунков детей. У детей с высокой

самооценкой рисунки оказались оригинальными, с юмором, проявлялся творческий

подход и оригинальность. Дети со средним уровнем самооценки в своих работах

были более скованы, менее выразительны. Школьники с низкой самооценкой

рисовали маленькие фигурки, в рисунках ощущалась их неуверенность,

закомплексованность. В рисунках были выявлены отчетливые различия в

восприятии себя и окружающих.

Процесс обучения для детей становится процессом постоянного сравнения себя с

другими, оценивания себя. Важной задачей на данном этапе является развитие у

ребенка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения

использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно

отзываться на оценку личностных качеств.

В исследовании А.В.Захаровой отмечается: ''Необходимо учить детей

самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности, умения и личные

качества, как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого

человека; точнее, адекватнее и стабильнее оценивать свои знания и умения,

проявляющиеся как в учебной, так и в трудовой деятельности. Большие

возможности для формирования у ребенка этих способностей представляет также

любая художественная деятельность ребенка, имеющая творческий характер''.

Для успешности деятельности необходимы поддержка, благожелательная атмосфера.

Но результаты деятельности должны оцениваться реально, объективно. Отмечено,

что для формирования у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно

сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведет к результативной

деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных

особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно.

М.Э.Боцманова и А.В.Захарова подчеркивают, что недостаточные знания ребенка о

себе, их неполнота, несоответствие действительности ведет к тому, что ребенок

становится уязвимым перед внешними отрицательными оценками, что может стать

блокиратором активности, формирует негативное отношение к себе.

Психологи особо подчеркивают факт влияния мнения окружающих на процесс

становления самооценки ребенка. Под воздействием оценочных суждений

родителей, педагогов, ровесников ребенок начинает определенным образом

относиться к достижениям в деятельности (в первую очередь, учебной), к самому

себе как личности.

Психологи отмечают, что дети с разным уровнем самооценки обладают различными

личностными качествами.

Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны

активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность.

Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к

критике.

Заниженная самооценка ведет к пессимистическому восприятию окружающего мира и

самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны и ранимы,

замкнуты. Критика со стороны может привести к еще более угнетенному

состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Неуверенны в своих

способностях.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм,

Информация о работе Самооценка младших школьников: пути ее формирования