Роль театра в культурно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Специфика подготовки к спектаклю в детском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить роль театра в культурно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии ребёнка………………………………………………………………………………5
2. Театрализованная игра – стимул для развития детского творчества и приобщения детей к искусству…………………………………………………….8
3. Специфика подготовки к спектаклю в детском коллективе…………………10
Заключение………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………………………..16Цель работы - изучить роль театра в культурно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

КВД.docx

— 37.51 Кб (Скачать)

        Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать  опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными  нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных  образов.

        Поскольку положительные  качества поощряются, а отрицательные  осуждаются, то дети в большинстве  случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение  взрослыми достойных поступков  создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему  контролю над своим поведением.

        Но многие темы, сюжеты, предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной  характеристики положительных и  негативных персонажей. Дети, наряду с  положительными героями, могут подражать  и отрицательным, что бывает довольно часто. 
 
 
 

        2.Театрализованная игра – стимул для развития детского творчества и  приобщения детей к искусству 

        В театрализованных играх развиваются различные  виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.3

        Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники  знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном  руководстве у детей формируются  представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль  готовит творческий коллектив (все  вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных  театрализованных игр дети чувствуют  и осознают, что театр дарит  радость и творцам и зрителям.

        Игра-драматизация или  театрализованная игра ставит перед  ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой  помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать  необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические  действия исполнителей ролей при  этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).[2, с.115]

          Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В таких играх  дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то  из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.4

              Роль педагога в  организации и проведении таких  игр очень велика. Она заключается  в том, чтобы поставить перед  детьми достаточно четкие задачи и  незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без

внимания  ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на

происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить  индивидуальный подход к каждому ребенку.[1, с.245] 

                      3.Специфика подготовки к  спектаклю в детском коллективе. 

        В ходе подготовки к  спектаклю рекомендуется соблюдать  несколько основных правил (по Э.Г.Чуриловой)5: 1) не перегружать детей; 2) не навязывать своего мнения; 3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других; 4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

                  Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе. Материалом для сценического воплощения обычно служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста. Э.Г.Чурилова выделяет 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

        1. Выбор пьесы  или инсценировки и обсуждение  ее с детьми.

        2. Деление пьесы  на эпизоды и пересказ их  детьми.

        3. Работа над отдельными  эпизодами в форме этюдов с  импровизированным текстом.

        4. Поиски музыкально-пластического  решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. 

        5. Работа над эпизодами по тексту пьесы. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

        6. Работа над выразительностью  речи и подлинностью поведения  в сценических условиях; закрепление  отдельных мизансцен.

        7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

        8. Репетиция всей  пьесы целиком с элементами  костюмов, реквизита и декораций.  Уточнение темпо-ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

        9. Премьера спектакля.  Обсуждение со зрителями и  детьми.

        10. Повторные показы  спектакля. Подготовка выставки  рисунков детей по спектаклю,  стенда или альбома с фотографиями.

        Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным и  авторским сказкам, педагог проводит беседу о жизни и быте русских  людей много лет назад, во что  они одевались, чем питались, какие  обычаи соблюдали, как общались между  собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм  тоже требуют предварительной работы: рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных  произведений, знакомые фильмы.

        Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают  каждый эпизод, дополняя друг друга, придумывают  им название.

        Третий этап —  это работа над отдельными эпизодами  в форме этюдов с импровизированным  текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо, не принуждая, вовлекать  в этот процесс всех членов коллектива. Детям мешает сравнительно небольшой  словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они  действуют более естественно  и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

        Четвертый этап —  знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком  или в отрывках будут звучать  в спектакле.

        Яркие музыкальные  образы, помогают детям найти соответствующее  пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под  музыку, затем они двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

        Пятый этап — постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это дозволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, может наметить по 2—3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

        Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок  в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого  человека. Основываясь на личном эмоциональном  опыте и памяти, он может вспомнить  ситуацию в своей жизни, когда  ему пришлось пережить чувства, похожие  на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или  свои конкретные образцы поведения. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку  

действительно было, например, страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным.

        Седьмой этап — репетиция  отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций  других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить  детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

        Восьмой этап — самый  непродолжительный по времени. Репетиции  всей пьесы целиком. Если до этого  дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие  кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория  и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, уточняется темпо-ритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

        Девятый этап — премьера спектакля — это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Сразу после премьеры ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

        Заключительный этап — повторные показы. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но

пытаются  действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент  творческой импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э.Г.Чурилова). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль театра в культурно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Специфика подготовки к спектаклю в детском коллективе