Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы развития личности ребенка………………….. 5
Основные теории и направления развития личности в детстве……….. 5
1.2 Влияния семьи на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте…………………………………………... 13
2. Влияния школы на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте………………………………………… 23
2.1. Особенности обучения в начальных классах…………………………. 23
2.2 Новообразования младшего школьного периода……………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 36
Анализ литературных источников показывает, что активное использование в психологии заимствованного из философии понятия рефлексии, не привело к его однозначной, содержательной и структурной определённости. Если теоретические, общепсихологические трактовки рефлексии непосредственно связаны с философским определением этого понятия, то экспериментальные исследования выполнены преимущественно в контексте возрастной психологии и направлены на выделение главных функций рефлексии в онтогенезе. Можно выделить три направления экспериментальных исследований рефлексии в педагогической и возрастной психологии.
Согласно одному из направлений в изучении рефлексии, основанном на выдвинутом С.Л. Рубинштейном требовании к психологическому познанию, необходимо изучать содержание и внутренний смысл психического факта, исходя из контекста реальной жизни и деятельности субъекта. Исследования, выполненные в ракурсе данного понимания рефлексии, раскрывают характер осознанной регуляции поведения, деятельности, психических процессов и состояний человека, определяют содержание рефлексии на разных ступенях онтогенеза.
В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия – это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение [14,стр.56-60].
Интеллектуальная рефлексия определяется как умение субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями интеллектуальной рефлексии являются критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта [14,стр 61].
Рефлексия, по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. Выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей — главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться.
В современной теории учебной деятельности выделяют, как правило, три основные сферы проявления рефлексии (деятельность и мышление; коммуникация и кооперация; самосознание). Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.
Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где громадную роль играет воображение, которое является в дошкольном периоде центральным новообразованием. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.
Недостаточное развитие рефлексии чаще всего связано с неполноценным развитием общения в дошкольном детстве, с бедным содержанием игрового взаимодействия детей и их предметной деятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения .
Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Ведь хорошо известно: когда человек объясняет что-то кому-либо другому, он сам лучше начинает понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию (математическому, грамматическому и др.) необходимо требовать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.
3.Внутренний план действий.
Внутренний план действий - это способность выполнять действия в уме. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта [12,стр.24-29]. С точки зрения классификации психических явлений, внутренний план действий не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство, сплав внимания, мышления, воображения и памяти [12,стр.30].
Несмотря на исключительную важность внутреннего плана действий для человеческой психики, эта способность в условиях традиционно школьного обучения формируется лишь в основном при устном счёте на уроках математике и устном разбор слов и предложений на занятиях русским языком.
Внутренний план действий тесно связан с воображением. Условием для развития внутреннего плана действий является общение с людьми, в ходе которого происходит усвоение социального опыта и средств его осмысления. Как и любое психическое действие становление внутреннего плана действий проходит в своём развитии несколько этапов. Сначала это внешнее, практическое действие с материальными предметами. Затем реальный предмет заменяется его схемой, изображением. На финальном этапе после фазы проговаривания действия с предметом "про себя" следует умственное действие, т. е. действием «в уме».
В своём развитии такую последовательность проходят все умственные действия (счет, чтение, выполнение арифметических операций и т. д.). Наиболее наглядный пример — обучение счету: 1) сначала ребенок учится пересчитывать и складывать реальные предметы, 2) учится проделывать то же самое с их изображениями (например, считает нарисованные кружочки), 3) может дать правильный ответ, уже не пересчитывая пальцем каждый кружок, а совершая аналогичное действие в плане восприятия, лишь переводя взор, но по-прежнему сопровождая счет громким проговариванием; 4) после этого действие проговаривается шепотом и, наконец, 5) действие окончательно переходит в умственный план, ребенок становится способен к устному счету.
Развитие внутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты и т. д. «Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане» [4, с.83].
Помимо устного счёта и разбора предложений развитию внутреннего плана действий у младших школьников способствуют различные игры, в особенности шахматы, «пятнашки», шашки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст является важным периодом становления личности ребенка – здесь закладываются основные ценности, формируется мировоззрение человека. В этот период очень важную роль играет степень участия и степень вовлеченности семьи в жизнь ребенка. В младшем школьном возрасте начинает формироваться самооценка человека, его статус в обществе, в ближайшем окружении и в этот период ребенку очень важна поддержка семьи, родителей.
Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности ребенка в кругу сверстников.
В младшем школьном возрасте ребенок, исчерпав свои возможности развития в рамках семьи, входит в новую для него социальную среду, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности.
В качестве основных новообразований в младшем школьном возрасте выделяют произвольность, внутренний план действия и личностная и интеллектуальная рефлексия. Для успешного обучения в школе у ребёнка должен сформироваться достаточных уровень их развития. При обучении в начальных классах должны учитываться и психические особенности учащихся.
Так как обучение в школе
достаточно сложный в виду
своей новизны вид
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев,Б.Г. О проблемах современного человекопознания,/Б.Г.Ананьев - М.: Наука. – 1997. – С. 432
2.Баранова, В.С. Когнитивно-поведенческий подход в работе с младшими школьниками/ Школьный психолог. - №30, 2004
3.Василькова ,Ю.В.; Василькова ,Т.А. Социальная педагогика. /Ю.В.Василькова. – М., 2003
4. Выготский ,Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Просвещение. - 1984. – 280 с.
5.Гамезо,М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. – М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 1999. – С. 322.
6.Давыдов,В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение. - 2001. – С. 245.
7. Дубровина ,И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М.: Наука. - 2000. – С. 432.
8. Заика, Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников /Вопросы психологии. — 1998. — N 5.
9.Каменская, В.Г. / Детская психология с элементами психофизиологии. . — М.: Наука /2001,С.342.
10. Кидряшкина ,Т.А. Методы исследования внимания: Учеб. пособие. – Челябинск: УЮрГУ. – 1999 – С. 321.
11. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: Творческий центр «Сфера». - 2001. – 462 с.
12.Люблинская ,А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1977. – С.345
13.Монсон, П. Современная западная социология. – М., 1992.С.456.
14. Младший школьник. Запорожец ,А.В. Избранные психологические труды. — М.: Наука.- 1986. – С. 342.
15. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: МГОПУ. - 1995. – С. 231
16.Мудрик, А.В. Социальная педагогика. /А.В.Мудрик– М., 2003,с.435
17.Мухина ,В.С. Возрастная психология./В.С.Мухина – М., 2006, с.312
18.Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992,с.243
19.Обухова ,Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,2003,с.365.
20.Психология детства/ под ред. Реана, А.А. – М., 2003, с. 344.
21.Социология семьи / под ред. Антонова, А.И. – М., 2005,с. 324.
22. Урбанская ,О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя.– М., 2000, с.98.
23.Ушаков ,Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М., 2000
24. Харчев ,А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. – Л.,
М, 2005,с.376.
25. Шведовская, А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ Психологическая наука и образование. - №1, 2006
26. Эльконин
,Д.Б. Психология обучения младшего школьника.
– М., 1998,с.453.
Информация о работе Роль семьи и школы в социализации младшего школьника