Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы развития личности ребенка………………….. 5
Основные теории и направления развития личности в детстве……….. 5
1.2 Влияния семьи на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте…………………………………………... 13
2. Влияния школы на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте………………………………………… 23
2.1. Особенности обучения в начальных классах…………………………. 23
2.2 Новообразования младшего школьного периода……………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 36
Представления о развитии личности ребенка складывались в науке под влиянием гораздо большего количества разнообразных теорий, чем это характерно для познавательных процессов и детского мышления, причем во взглядах представителей разных теоретических систем имелось намного больше различных точек зрения на природу познавательных процессов. Это не могло не сказаться на состоянии теоретических исследований личности ребенка, так как в своей основе они опираются на соответствующие теории личности взрослого человека. Своеобразные представления о том, как появляется, развивается и изменяется личность ребенка, сложились в русле
психодинамического направления (психоанализ и теория черт), социодинамического направления (теория ролей и теория социального научения), интеракционистского (теории социального взаимодействия) и гуманистического (теория самоактуализации и теория поиска смысла жизни).
1. Психоаналитическая теория сводит развитие к формированию внутренних психологических структур личности. В психоанализе начало формирования личности ребенка связывается или с включением в действие основных жизненных биологических потребностей ребенка, с возникновением конфликта между стремлением к их удовлетворению и социально-культурными ценностями (традиционный фрейдизм), или с возникновением первых жизненных неудач в удовлетворении важных потребностей, которые ведут к появлению комплексов неофрейдизм). В том и в другом случаях начало развития личности ребенка драматически связывается с глубокой психологической травмой и сильным эмоциональным переживанием – аффектом, следы которого сохраняются и остаются у ребенка в течение всей его жизни. Дальнейшее развитие ребенка как личности определяется тем, насколько ему удается пережить соответствующую травму и избавиться от комплексов. Весь процесс личностного преобразования в рамках этого подхода изображается как борьба бессознательных влечений, порождаемых или органическими потребностями или комплексами. Личностные новообразования здесь рассматриваются как итог и результат соответствующей борьбы. Роль социально-воспитательных влияний сводится к формированию защитных механизмов личности.
Понимание развития личности в психоаналитической традиции исходит из того, что в большинстве случаев жизни мы не знаем точно или не в состоянии определить, почему люди поступают так, а не иначе. Истоки поведения усматриваются в «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В процессе индивидуального развития ребенка эти три уровня функционирования личности не возникают одновременно. Онтогенетически первым появляется «Оно», присутствующее уже с момента рождения. «Я» развивается в процессе возрастающих усилий ребенка, направленных на удовлетворение его основных потребностей через взаимодействие с окружающими людьми. Спустя несколько лет появляется «Сверх-Я» как своеобразное внутреннее представление социальных норм и ценностей. Практические пути преобразования «Оно», «Я» и «Сверх-Я» сложным образом переплетаются со стадиями детского психосексуального развития.
Личность новорожденного согласно психоаналитической теории состоит из единственного компонента – «Оно». Этот компонент включает в себя все то, что является прирожденным, прежде всего – инстинкты. В число потребностей, составляющих основу «Оно», входят, по Фрейду, потребности в пище, воде, тепле и другие, которые обычно называют органическими или телесными. На следующем этапе развития личность приобретает то, что позволяет ей осознавать природу социального окружения, а так же требования, исходящие от «Оно», чтобы выработать реалистические способы высвобождения заключенной в нем энергии. Этот второй компонент психологического аппарата личности в психоаналитической теории именуется «Я». В принятии жизненно важных решений «Я» ориентируется, с одной стороны, на принципы «Оно», а с другой стороны вынужденно принимать во внимание реальные условия, в которых действует индивид. Основным принципом функционирования структуры «Я» считается принцип реальности – осознание условий и объективных требований реального мира, поиск таких способов удовлетворения потребностей, которые в данных условиях социально и морально приемлемы.
С первых лет жизни ребенок встречается с многочисленными правилами поведения, указывающими на то, что хорошо и что плохо, что морально и что аморально. Система поощрений и наказаний, применяемых родителями и другим взрослыми, позволяет ребенку осознать и усвоить нормы и правила поведения. В течение детских и юношеских лет ребенок приобретает способность судить о том, что хорошо и что плохо, у него вырабатываются собственные суждения, складывается соответствующая система ценностей. Она и составляет третий компонент личности – «Сверх-Я».
2. Социодинамический подход представляет процесс личностного развития как формирование индивидуально типичных форм социального поведения, в частности ролевого. В соответствии с ним ребенок как личность начинает активно формироваться с того момента, когда у него впервые появляется способность к научению, в том числе через подражание. С этого момента ребенком приобретаются определенные привычки, умения и навыки. В развитии личности в границах этого периода выделяются свои этапы и стадии, связанные с появлением и закреплением тех или иных форм внешнего поведения. В соответствии с теорией ролей развитие личности ребенка начинается тогда, когда он оказывается способным к ролевому подражанию. Каждая новая роль вносит свой вклад в развитие личности ребенка, и результат развития в конечном счете зависит от того, сколько и каких разнообразных ролей ребенку в жизни пришлось сыграть.
3. Теория социального научения рассматривает личностное развитие как приобретение человеком определенных привычек, умений и навыков общения с людьми. Источником личностного развития здесь служит извне организованная система подкреплений: поощрений и наказаний. Через нее можно формировать и изменять личность ребенка в течение всего детства. Данная теория большую роль в развитии личности отводит психолого-педагогически правильно организованному воспитанию и утверждает, что личность более зависит от воспитания, чем от созревания, глубинных влечений или комплексов.
3. Интеракционистский подход. Здесь господствует теория двух факторов, согласно которой развитие одновременно определяется наследственностью и средой, а в качестве его результата выступают новообразования личности, несущие в себе отпечатки внутреннего и внешнего.
4. Гуманистическая теория личности, представляя ее обобщенно в понятиях самоактуализации, цели и смысла жизни, рисует процесс личностного развития ребенка как обретение человеком определенного сознательного и высокого смысла существования, а также свойства быть и становится личностью. В анализе структуры личности акцент ставится на мотивационно-потребностную сферу ребенка, на возникновение и функционирование у него системы устойчивых ценностных ориентаций и нравственных установок, а также на дальнейшее преобразование этой системы под влиянием условий жизни.
Истоками развития личности ребенка являются унаследованные им формы социальной активности, проявляющиеся во взаимодействии людей, их культуре, обычаях и традициях, система воспитания, идеология и мораль. Они содержат в себе потенциал будущего личностного развития ребенка, который сам по себе, без надлежащих условий не может быть реализован в его персональной индивидуальности.
Условиями личностного развития являются: своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие рядом с ними развитых и разнообразных личностей, психологию которых он может усвоить и поведению которых он в состоянии подражать; наличие эффективных методов воспитания, рассчитанных на то, чтобы передать растущему ребенку необходимую информацию для его личностного развития [12, стр. 162-174].
Конечно,
существует много различных теорий,
которые интерпретируют развитие личности.
Каждая интерпретирует формирование личности
ребенка по-разному, но есть и что-то
общее, что их объединяет. Это цель – понять,
как происходит становление личности
детей, с какого момента этот процесс начинается.
И из каждой теории можно выделить что-то
наиболее важное, что может помочь в рассмотрении
вопроса о развитии ребенка, о формировании
личности детей младшего школьного возраста.
1. 2 Влияния семьи на социализацию личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества [13, с. 38].
Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи [21, с.46].
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи [16, с. 46].
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе [17, с. 47-48].
Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Мудрик
А.В. рассматривает семью как
Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
-
формирование социальных
-
вхождение индивида в
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения .
Цель социализации- есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.
Информация о работе Роль семьи и школы в социализации младшего школьника