Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 21:57, научная работа
Анализ работы кураторов в ВУЗе и определение идеального куратора с точки зрения студентов
Карелина Наталья
Тема: Роль куратора вуза глазами студентов.
Введение
Главным помощником в адаптации первокурсников к новой жизни, в решении организационных, учебных и иных вопросах может стать куратор. Кураторство – незаменимая и эффективная форма учебно-воспитательной работы со студентами.
Вчерашнему школьнику и сегодняшнему первокурснику вуза необходимо адаптироваться в новой для него среде, включиться в новый учебный процесс, в студенческую жизнь университета. Ко всему этому призван куратор, чтобы оказывать помощь студентам в учебе и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции города и вуза, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.
Этой темой занималось не малое количество людей. Такие как Мирошникова Т.Г., Гуляева М.Н. Они проводили социологические исследования, которые показали значимость и роль куратора в адаптации первокурсников. Многие исследователи и практики акцентировали своё внимание на таких проблемах как: представления современного студента о высшем образовании, целевые установки, ценностная ориентация, когда предшествующие ему поколения глубоко и полно осознали подобные вопросы.
Однако мы не встретили работ, в которых рассматривался бы образ идеального куратора. Поэтому нам представляется актуальным изучение мнения студентов всех курсов ГФ БГТУ им. Шухова по этому вопросу.
Цель работы заключается в определении роли куратора вуза с точки зрения студентов.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить литературные источники
2) провести анкетирование среди студентов 1-5 курсов Губкинского филиала БГТУ им. Шухова.
3)
проанализировать результаты
4)
сделать выводы о соответствии
роли куратора, увиденной глазами
студентов, официальным
Объект исследования – Губкинский филиал БГТУ им. Шухова.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке рекомендаций по усовершенствованию работы института кураторства.
Структура
работы будет состоять из введения,
нескольких глав, заключения и списка
литературы.
1.Куратор в вузе.
Кураторство – учебно-воспитательная работа со студентами. Куратор (лат.) - попечитель, опекун. Многолетний опыт работы вузов показывает, что кураторство позволяет решить многие задачи, с которыми первокурсники встречаются, вступая на новую ступень жизни – учеба в вузе.
Основная кураторская работа проводится на первом курсе. В процессе работы со вчерашними абитуриентами куратор должен сделать очень много. В частности, научить студентов учиться. Ведь вчерашние школьники, как правило, не умеют пользоваться библиотекой, записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам. Переход от «школьных» форм обучения к «вузовским» очень сложен, и чтобы студент не разочаровался в сделанном выборе, ему на помощь приходит куратор. На первых курсах так же необходимо пробудить у студентов интерес к учебе: показать самые интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом. Для этого куратор может организовать встречу студентов с выпускниками вуза, которые успешно реализовали себя в данной профессии, они подадут стимул юным студентам в освоении новой специальности, предоставят им рецепт успеха в выбранной специальности.
В первые дни обучения первокурсники в большинстве случаев не знают многих, казалось бы, простых вещей: разобрать в сложностях нового расписания, правильности подхода к изучению какого либо предмета. Студенческая жизнь – это ведь не только скучные пары и каждые полгода сессия, но и интересная и насыщенная культурная жизнь студентов, а многие первокурсники и вовсе не знают этого, а некоторые знают, но не знают как в нее войти. Здесь куратор и может подтолкнуть нерешительных студентов сделать шаг навстречу реализации их многочисленных талантов.
На начальном этапе обучения
необходимо сплотить группу, создать
в ней атмосферу
Идеальный образ куратора можно описать следующим образом: высоконравственный обладающий многосторонним знанием образованный человек, имеющий опыт практической деятельности, владеющий педагогическим тонкостям обучения людей подросткового возраста и взрослых.
Рассмотрим наиболее важные слагаемые идеального куратора в высшем учебном заведении:
―Профессионализм – безусловное требование, без которого не может идти речь о специалисте в любой области. Поэтому очень важен постоянный профессиональный рост куратора, повышение уровня его квалификации.
―Компетентность – важная составляющая, предполагающая динамизм, быструю (и правильную) реакцию на изменяющиеся условия и обстоятельства его кураторской деятельности.
―Гуманитарная образованность – куратор в высшем учебном заведении является проводником гуманистических ценностей, поэтому обществу необходим преподаватель, имеющий представление обо всем богатстве человеческой культуры и сам способный на совершенствование.
―Психотехнология – наука о практическом использовании психологических техник управления людьми в процессе общения с ними.
Куратор – носитель этикетного (эталонного) общения. Этикетное общение реализуется через вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства.
Итак, в общении куратора и студентов субъекты активно влияют друг друга. Качество общения в значительной мере определяется авторитетом куратора. Авторитет же обуславливается не только должностным статусом, но и престижем, завоеванным самим куратором. Следовательно, куратору необходимо сознательно приобретать коммуникативные навыки, создавая собственный имидж человека высокой культуры общения.
Определим главные функции, которые должен выполнять куратор:
1. Информировать студентов:
2. Осуществлять контроль успеваемости и посещения занятий студентами группы.
3. Осуществлять академическое кураторство:
4.
Содействовать в разрешении
5.
Содействовать социальной
Требования
к кураторам вузов растут. Они должны активизировать
мышление студентов, способствовать углублению
их самостоятельной работы, развитию творческих
способностей, нравственному развитию
личности.Задача кураторов учебных групп
- разъяснить и показать на собственном
примере, как высокий уровень культуры
в сочетании с интеллектом, развиваемым
в процессе получения высшего образования,
позволяет человеку занять по-настоящему
достойное место в обществе.
Список
использованной литературы.
1.Интернет-ресурсы:
http://law.institute.sfu-
http://www.hse.spb.ru/