Роль куратора глазами студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 21:57, научная работа

Описание работы

Анализ работы кураторов в ВУЗе и определение идеального куратора с точки зрения студентов

Работа содержит 1 файл

Роль куратора.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Карелина  Наталья

Тема: Роль куратора вуза глазами студентов.

Введение

    Главным помощником в адаптации первокурсников к новой жизни, в решении организационных, учебных и иных вопросах может  стать куратор. Кураторство – незаменимая и эффективная форма учебно-воспитательной работы со студентами.

    Вчерашнему школьнику и сегодняшнему первокурснику вуза необходимо адаптироваться в новой для него среде, включиться в новый учебный процесс, в студенческую жизнь университета. Ко всему этому призван куратор, чтобы оказывать помощь студентам в учебе и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции города и вуза, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.

    Этой  темой занималось не малое количество людей. Такие как Мирошникова Т.Г., Гуляева М.Н. Они проводили социологические исследования, которые показали значимость и роль куратора в адаптации первокурсников. Многие исследователи и практики акцентировали своё внимание на таких проблемах как: представления современного студента о высшем образовании, целевые установки, ценностная ориентация, когда предшествующие ему поколения глубоко и полно осознали подобные вопросы.

    Однако  мы не встретили работ, в которых  рассматривался бы образ идеального куратора. Поэтому нам представляется актуальным изучение мнения студентов всех курсов ГФ БГТУ им. Шухова по этому вопросу.

    Цель  работы заключается в определении роли куратора вуза с точки зрения студентов.

    Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

    1) изучить литературные источники

    2) провести анкетирование среди  студентов 1-5 курсов Губкинского  филиала      БГТУ им. Шухова.

    3) проанализировать результаты анкетирования

    4) сделать выводы о соответствии  роли куратора, увиденной глазами  студентов, официальным представлениям.

    Объект  исследования – Губкинский филиал БГТУ им. Шухова.

    Практическая  значимость нашего исследования заключается в разработке рекомендаций по усовершенствованию работы института кураторства.

    Структура работы будет состоять из введения, нескольких глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Куратор в вузе.

    Кураторство – учебно-воспитательная работа со студентами. Куратор (лат.) - попечитель, опекун. Многолетний опыт работы вузов показывает, что кураторство позволяет решить многие задачи, с которыми первокурсники встречаются, вступая на новую ступень жизни – учеба в вузе.

    Основная  кураторская работа проводится на первом курсе. В процессе работы со вчерашними абитуриентами куратор должен сделать очень много. В частности, научить студентов учиться. Ведь вчерашние школьники, как правило, не умеют пользоваться библиотекой, записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам. Переход от «школьных» форм обучения к «вузовским» очень сложен, и чтобы студент не разочаровался в сделанном выборе, ему на помощь приходит куратор. На первых курсах так же необходимо пробудить у студентов интерес к учебе: показать самые интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом. Для этого куратор может организовать встречу студентов с выпускниками вуза, которые успешно реализовали себя в данной профессии, они подадут стимул юным студентам в освоении новой специальности, предоставят им рецепт успеха в выбранной специальности.

    В первые дни обучения первокурсники  в большинстве случаев не знают многих, казалось бы, простых вещей: разобрать в сложностях нового расписания, правильности подхода к изучению какого либо предмета. Студенческая жизнь – это ведь не только скучные пары и каждые полгода сессия, но и интересная и насыщенная культурная жизнь студентов, а многие первокурсники и вовсе не знают этого, а некоторые знают, но не знают как в нее войти. Здесь куратор и может подтолкнуть нерешительных студентов сделать шаг  навстречу реализации их многочисленных талантов.

      На начальном этапе обучения  необходимо сплотить группу, создать  в ней атмосферу доброжелательности  и взаимопомощи. Как это сделать?  Как известно, лучшего всего сплачивает  общее дело. Это не только культурно-массовые  мероприятия, но и совместное  обсуждение какой-либо проблемы, в процессе которых и складываются тесные неформальные отношения между студентами, что в будущем поможет им коллективно и самостоятельно решать какие- либо проблемы и делать что-то совместно.

    Идеальный образ куратора можно описать  следующим образом: высоконравственный обладающий многосторонним знанием образованный человек, имеющий опыт практической деятельности, владеющий педагогическим тонкостям обучения людей подросткового возраста и взрослых.

    Рассмотрим  наиболее важные слагаемые идеального куратора в высшем учебном заведении:

    ―Профессионализм  – безусловное требование, без которого не может идти речь о специалисте в любой области. Поэтому очень важен постоянный профессиональный рост куратора, повышение уровня его квалификации.

    ―Компетентность – важная составляющая, предполагающая динамизм, быструю (и правильную) реакцию на изменяющиеся условия и обстоятельства его кураторской деятельности.

    ―Гуманитарная образованность – куратор в высшем учебном заведении является проводником  гуманистических ценностей, поэтому обществу необходим преподаватель, имеющий представление обо всем богатстве человеческой культуры и сам способный на совершенствование.

    ―Психотехнология  – наука о практическом использовании  психологических техник управления людьми в процессе общения  с ними.

    Куратор – носитель этикетного (эталонного) общения. Этикетное общение реализуется  через вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства.

    Итак, в общении куратора и студентов субъекты активно влияют друг друга. Качество общения в значительной мере определяется авторитетом куратора. Авторитет же обуславливается не только должностным статусом, но и престижем, завоеванным самим куратором. Следовательно, куратору необходимо сознательно приобретать коммуникативные навыки, создавая собственный имидж человека высокой культуры общения.

    Определим главные функции, которые должен выполнять куратор:

    1. Информировать студентов:

    • о научной жизни факультета (работе Студенческого научного общества, научных конференциях и семинарах, стажировках и т.п.);
    • о работе органов студенческого самоуправления (Студенческого совета факультета и Филиала, студенческой стипендиальной комиссии, студенческого профсоюза и т.п.);
    • об итогах успеваемости в академической группе (рейтинге студентов на курсе).

          2. Осуществлять контроль успеваемости и посещения занятий студентами группы.

        3. Осуществлять академическое кураторство:

    • выявление учебных и научных интересов студентов;
    • привлечение студентов к самостоятельной учебной, научной и исследовательской работе;
    • проведение профессиональной ориентации студентов (беседы, встречи со специалистами, экскурсии);

    4. Содействовать в разрешении конфликтных  ситуаций студентов (в группе, с преподавателями, с деканатом);

    5. Содействовать социальной адаптации  студентов (выявление социальных проблем студентов, вовлечение в студенческую общественную и научную жизнь).

    • Поддерживать контакты с родителями или родственниками студентов 1-2 курсов по мере необходимости (проблемы успеваемости, дисциплины, адаптации) .

         Требования к кураторам вузов растут. Они должны активизировать мышление студентов, способствовать углублению их самостоятельной работы, развитию творческих способностей, нравственному развитию личности.Задача кураторов учебных групп - разъяснить и показать на собственном примере, как высокий уровень культуры  в сочетании с интеллектом, развиваемым в процессе получения высшего образования, позволяет человеку занять по-настоящему достойное место в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

    1.Интернет-ресурсы:  

     http://law.institute.sfu-kras.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=816 
 

    http://www.hse.spb.ru/info/documents/polozh-curator.phtml  

Информация о работе Роль куратора глазами студентов