Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитани
Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.
С чего начинается подготовка к родительскому собранию?
С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.
Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.
Нередко
родительские собрания сводятся к монологу
педагога, однако следует активно
вовлекать родителей в
Cодержание для собрания можно почерпнуть из психолого – педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями – предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.
Cледует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.
В ходе исследования взаимодействий классного руководителя и родителей на родительских собраниях, нами была разработана и проведена анкета для родителей на развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Разработка данной анкеты обусловлена тем, что в современном обществе все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к обучению и развитию, а также введение новых ГОСов (ФГОСов) в начальном образовании и переход к Болонскому процессу.
В ходе учебно – исследовательской практики в ПТПЛ № 22 было проведено анкетирование родителей на развитие самостоятельности младших школьников. В анкетировании приняли участие 25 родителей. Из анкетирования мы выяснили следующее:
12% младших
школьников – скорее
72% младших
школьников – ограниченно
16% младших
школьников – скорее
Заключение
Семья
– один из основных институтов, обеспечивающих
взаимодействие личности и общества,
интеграцию и определение приоритетности
их интересов и потребностей. Она
дает человеку представления о жизненных
целях и ценностях, о том, что
нужно знать и как себя надо
вести. В семье ребенок получает
первые практические навыки применения
этих представлений во взаимоотношениях
с другими людьми, соотносит свое
«я» с «я» других людей, усваивает
нормы, которые регулируют поведение
в различных ситуациях
Однако
воспитание детей – не только личное
дело родителей, в нем заинтересованно
все общество. Семейное воспитание
– лишь часть общественного
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.
Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.
Исходя
из положения о неизменности человеческой
натуры, мы должны заключить, что дети
не отличаются от своих родителей. Весьма
точный образ ребенка мы получим,
если составим сумму достоинств и
недостатков обоих родителей
и разделим ее пополам.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1985.
2. Капралова P. M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.
3. Кулик Л.А. , Н. И. Берестов. Семейное воспитание. М., 1990.
4. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для вузов. М., 2003 г.
5. Соловейчик С. М. Педагогика для всех. — М., 1987.
6. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. — М., 1977.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
8. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с.
9. Антонов
А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его
преодоления. — М., 1990.
Приложение.
Анкета №1 для родителей на развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Пожалуйста, полностью прочитайте каждый вопрос анкеты с вариантами ответа на него. Затем обведите кружком тот вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением.
Отмечаем, что исследование проводится анонимно, поэтому просьба отвечать искренне и предельно честно на вопросы анкеты.
Заранее благодарим Вас!
1.Самостоятельно ли Ваш ребёнок делает уроки?
а) да
б) нет
2. Может ли Ваш ребёнок подогреть себе еду?
а) да
б) нет
3. Может ли Ваш ребёнок сам сходить в магазин, например за хлебом?
а) да
б) нет
4. Сам ли Ваш ребёнок решает, что ему надеть?
а) да
б) нет
5. Самостоятельно ли Ваш ребёнок просыпается в школу?
а) да
б) нет
6. Часто ли Ваш ребёнок помогает Вам по хозяйству?
а) да
б) нет
7. Самостоятельно ли Ваш ребёнок добирается до школы?
а) да
б) нет
8. Разрешаете
ли Вы Вашему ребёнку
а) да
б) нет
9. Самостоятельно ли Ваш ребёнок добирается до кружков или секций?
а) да
б) нет
10. Разрешаете
ли Вы Вашему ребёнку
а) да
б) нет
11. Самостоятельно
ли Ваш ребёнок собирает
а) да
б) нет
12 .Предоставляете
ли Вы ребёнку
а) да
б) нет
Обработка результатов:
Если ответов «да»:
1-4 - скорее несамостоятельный
5-8 - ограниченно самостоятельный
9-12
-скорее самостоятельный