Родительские собрания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитани

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.43 Кб (Скачать)

Основными задачами классного руководителя являются:

     - формирование классного коллектива  как воспитывающей среды, обеспечивающей  развитие каждого ребенка;

     - организация всех видов групповой,  коллективной и индивидуальной  деятельности классного коллектива;

     - обеспечение благоприятного психологического  климата в классе.

     А к основным функциям классного руководителя относятся:

     а) аналитическая:

     - изучение индивидуальных особенностей  учащихся;

     - изучение и анализ развития  классного коллектива;

     - анализ и оценка семейного  воспитания каждого ребенка;

     - анализ и оценка уровня воспитанности  каждого ребенка;

     б) организационно - педагогическая:

     - организация и стимулирование  разнообразной деятельности учащихся;

     - установление связи и семей  учащихся;

     - организация взаимодействия классного  коллектива со специалистами  служб сопровождения, внешкольными  организациями;

     в) коммуникативная:

     - регулирование межличностных отношений  между учащимися;

     - установление оптимальных взаимоотношений  «учитель - ученик»;

     - создание общего благоприятного  психологического климата в коллективе.

     В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные ( беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др. ), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы,  слеты, соревнования и др.).

     При выборе форм работы с учащимися целесообразно  руководствоваться следующим:

     -учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

     -определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

     -учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

     -осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

     -обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

     Традиционные  формы работы с родителями:

  • родительские собрания
  • общеклассные и общешкольные конференции
  • индивидуальные консультации педагога
  • посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

     Рекомендации  по проведению родительских собраний.

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные  родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости  их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения  родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания  стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени  продвижения класса в учебной  деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому  собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

     Существует  много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации  работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать  возрастные особенности учащихся, уровень  образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

     Общешкольные  родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

     Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив  родителей с достигнутыми результатами.

     Общешкольное  родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта  воспитания в семье. Так, в конце  учебного года возможно награждение  семей с положительным опытом воспитания детей.

     Родительские  конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.

     Родительские  конференции должны готовиться очень  тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических  и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции  с результатами исследований. Активными  участниками конференций выступают  сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

     Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия  по заявленной проблеме.

     Индивидуальные  консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

     С первого дня работы с детским  коллективом и коллективом родителей  педагог должен добиваться того, чтобы  и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа  предъявляет к семье. Немаловажным условием  взаимодействия семьи  и школы является разумность тех  требований, которые педагог предъявляет  к родителям и ребенку.

     Большой эффект во взаимодействии семьи и  школы будет, если педагог даст возможность  проявить инициативу и поддержит  родителей во всех делах в классе и в школе.

     Главными  формами взаимодействия школы с  семьей  являются индивидуальные формы  работы и групповые.

     К групповым  можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.

2.2 Родительское собрание: виды, подготовка и проведение.

Родительское  собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома. [2]

Виды  родительских собраний:

1.         установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе)

2.         аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, медосмотре, правонарушениях);

3.         консультативные ( обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);

4.         чрезвычайные ( по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);

5.          совместные ( с учениками и родителями);

6.          отчетные

7.          связанные с помощью отдельным семьям и детям;

8.          информационно-просветительские ( посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).

Родительское  собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание?

Среди таких функций следует указать: 1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.) ; 2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.; 3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.); 4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Информация о работе Родительские собрания