Родительские собрания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитани

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.43 Кб (Скачать)

Введение.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Семейное  воспитание – общее название для  процессов воздействия на детей  со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

     Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в  остальных аспектах – социальной.

     Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние  семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает  другие воспитательные воздействия.

Актуальность  работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или  отец, должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развития его личности.

Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Тема  курсовой работы: «Семейное воспитание и взаимодействие семьи и школы  в воспитании младших школьников».

Цель  курсовой работы: рассмотреть взаимодействие семьи и школы в воспитании. 
Объектом исследования являются теоретические аспекты семейного воспитания, а также работа классного руководителя с родителями младших школьников.

Предметом исследования – содержание, формы и методы семейного воспитания, а также задачи, функции и основные формы работы классного руководителя с родителями младших школьников.

Нами  были выявлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы данной проблемы;

- раскрыть  основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;

- изучить  роль классного руководителя  в педагогическом просвещении  родителей.

Методы  исследования: теоретический анализ литературных источников, анкетирование.

Курсовая  работа состоит из введения, первой и второй глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты семейного  воспитания, описываются содержание, формы и методы семейного воспитания. Во второй главе идет описание работы классного руководителя с родителями младших школьников.

 

Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие семейного воспитания

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с  тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья. Семья –  это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

     В связи с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи  на воспитание ребёнка. Для этого  необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

     Именно  в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи  родителей с ребёнком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек. [9]

     Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее  решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно  удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает  решение, он обязательно должен помнить  о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок  не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы  лучше без него. Воспитание ребёнка  состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни  в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребёнка.

     Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда  ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет  тем потребностям, то ребёнок как  бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной  безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная  любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен  и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

     Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех  родителей, которые пребывают в  постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым  в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

     Будущие родители задумываются о том, как  лучше сформулировать для самих  себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь  этого ребёнка. На созидание такой  жизни и должно быть направлено семейное воспитание. [1]

     Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека –  все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

     В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, поражения. Воспитание в семье  – это та же жизнь. Отношения с  ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы.

     Например, если родители во всем совершенны, знают  правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке  потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

     В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под  системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов  воспитания, учет того, что можно  и чего нельзя допустить в отношении  ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество. Диктат в семье  проявляется в систематическом  подавлении одними членами семейства  инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система  отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

     Родители  составляют первую общественную среду  ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни  ребёнка. Любовь каждого ребёнка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

     Именно  поэтому первой и основной задачей  родителей является создание у ребёнка  уверенности в том, что его  любят и о нем заботятся. Самая  естественная и самая необходимая  из всех обязанностей родителей –  это относиться к ребёнку в  любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости  создания у ребёнка уверенности  в родительской любви диктуется  рядом обстоятельств. Психологами  доказано, что за трагедией подросткового  алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих  детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это  требование любви. Только при уверенности  ребёнка в родительской любви  и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать  нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

     Многие  родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к  ним, полагая что, когда ребёнок  хорошо знает, что его любят, это  приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти неблагоприятные  личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

     Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребёнком – это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта –  искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

     Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном  контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с  другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога  – это совместное устремление  к общим целям, совместное видение  ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в  общении с ним. Ребёнок, даже в  самом малом возрасте, должен становиться  не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует  в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает  подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание  активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Равенство  позиций в диалоге состоит  в необходимости для родителей  постоянно учиться видеть мир  в самых разных его формах глазами  своих детей.

Информация о работе Родительские собрания