Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа
В соответствии с темой цель курсовой работы заключается в исследовании явления риска с философской, социологической и психологической позиций; в выявлении зависимости сплоченности коллектива, степени организованности поведения субъектов от ситуации риска, в которой находится группа.
И, в соответствии с целью, к задачам изучения будут относиться:
выявление факторов, порождающих риск и ситуацию неопределенности;
выявление особенностей «общественного» восприятия риска;
изучение своеобразия риска в зависимости от сферы, в которой реализуются действия субъекта;
изучение субъективных и объективных факторов, влияющих на сплоченность коллектива в ситуации риска;
выявление зависимости степени организованности поведения субъектов от степени риска;
В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на «ситуативные преимущества»; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег и т.п.
Как отмечает Корнилова «надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи»2.
Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий.
Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами.
И, наконец, третье изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.
Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки.
Риск выражает «прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск – это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой – «оценкой себя»1.
В соответствии с этим определением ситуация риска возникает только тогда, когда появляется субъект, действующий в этой ситуации. При этом важно отметить, что ситуация риска может оказаться опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной – рискованной для одного и нерискованной для другого.
Следовательно,
понятие риск неразрывно связано
с представлением о действии субъекта
и может быть определено как характеристика
этого действия. Но характеристика
действия как рискованного не атрибутивна,
а оценочна. Риск является оценкой
возможности осуществления
Таким образом, риск – это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия»2.
Кроме
прогностической оценки, необходимым
условием ситуации риска является неопределенность.
И, если рассматривать риск в психологическом
аспекте, то главные источники
И в конечном счете, по мнению
ряда исследователей, все источники
неопределенности субъективны
Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние.
Внешние источники уже были рассмотрены выше, и для психологического анализа основное значение приобретает выявление внутренних источников неопределенности.
Если
представить структуру
Выявление внутренних источников неопределенности позволяет понять, как у субъекта формируется представление о ситуации, о будущем результате действия, что мешает ему действовать «наверняка» и получать требуемый результат, что создает ситуацию риска.
Достаточно
важной задачей является и необходимость
оценить степень
Так,
к факторам, определяющим критерий
принятия решения, относится значимость
успеха или цена неуспеха будущего
действия. Если значимость высока, субъект
готов рисковать, т.е. «снизить критерий
принятия решения и приступить к
действию». В ситуациях, где нежелательные
последствия имеют высокую
Еще один фактор – субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.
Особая
группа факторов, влияющих на выбор
критерия, связана с индивидуально-
Таким образом, психологическое исследование риска должно проходить в следующих направлениях:
1.3
Особенности «общественного»
восприятия риска
Наличие или отсутствие рискованной ситуации, склонность человека к риску зависит не только от социального статуса или от влияния различных факторов, но и во многом от того, как человек воспринимает рискованную ситуацию, какой образ риска является для него наиболее известным.
С помощью ряда исследований было выявлено, что люди не склонны рисковать, если потенциальные потери высоки, и рискуют, если велика возможная прибыль. Или, по словам О. Renna, величина риска зависит от «субъективной оценки вероятности наступления события»1.Более конкретные исследования по восприятию вероятностей в процессе принятия решений, когда делаются выводы на основе вероятностной информации, выявили, что восприятие риска зависит от человеческих предубеждений или склонностей (см. приложение, табл. 1).
И, естественно, общественное восприятие риска во многом зависит от его «семантического образа», так как в обыденном понимании риск, в зависимости от контекста, имеет различные смысловые значения.
Исследователи (в частности Ortvin Renn, 1992) выделяют «четыре основных семантических образа риска в общественном восприятии» (см. приложение, табл.2):
Неминуемая опасность («Дамоклов меч»).
Риск
рассматривается как случайная
угроза, которая может вызвать
непредсказуемое бедствие, и нет
времени, чтобы справиться с этой
опасностью. Этот образ связывается
с искусственными источниками риска,
у которых большой
Медленные убийцы («Ящик Пандоры»).
Риск
рассматривается как невидимая
угроза для здоровья или благополучия.
Эффект обычно отдален во времени
и поражает всего несколько человек
одновременно. Об этих рисках скорее узнают
от других, чем испытывают их на личном
опыте. Главное для таких рисков
то, что «требуется определенная степень
доверия к учреждениям, обеспечивающим
информацией и управляющим
Типичные примеры – пищевые добавки, радиоактивные вещества.
Соотношение «затраты-выгоды» («Весы Афины»).
Риск
рассматривается на основе баланса
доходов и потерь. Этот образ используется
людьми только при восприятии денежных
доходов и потерь. Например, пари
и азартная игра, которые требуют
сложное вероятностное
Любители острых ощущений («Образ Геркулеса»)
Сюда относится стремление людей ощутить себя в состоянии риска, испытать острые ощущения. Эти риски включают в себя все виды досуга, для которых требуется мастерство для преодоления опасных ситуаций. Такие риски всегда добровольны и предполагают наличие личного контроля над степенью риска.
Перечисленные концепции риска показывают, что «интуитивное понимание риска – многомерно и не может быть сужено до произведения вероятностей и последствий» ( табл.1). Восприятие риска очень сильно различается в зависимости от социальной и культурной среды. Но тем не менее почти для всех стран существует общая особенность:
большинство людей воспринимает риск как многообразное явление и интегрирует свои представления в совместную систему в соответствии с природой риска и его причиной.
Люди реагируют на рискованную ситуацию согласно их восприятию риска, а не объективному уровню рисков или научной оценке риска. Научные оценки влияют на индивидуальную реакцию настолько, насколько они соответствуют индивидуальному восприятию. А в индивидуальном восприятии риска больший вес имеет величина последствия, чем вероятность его появления.
Кроме
этого, на индивидуальное восприятие риска
влияет не только оценка величины последствия,
но, также, обыденность рисковой ситуации,
наличие или отсутствие группового
давления, социальный статус человека,
его психологические
Глава II Исследование зависимости сплоченности коллектива
от
степени риска
1.1 Особенности деятельности субъектов
в
ситуации риска
При рассмотрении данной проблемы выделяется несколько аспектов, суть которых можно зафиксировать в форме вопросов:
Для того, чтобы ответить на первый вопрос, необходимо раскрыть содержание понятия «субъект».
Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект1.
Из
такого понимания данной категории
можно выделить следующие основные
разновидности субъектов