Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа
В соответствии с темой цель курсовой работы заключается в исследовании явления риска с философской, социологической и психологической позиций; в выявлении зависимости сплоченности коллектива, степени организованности поведения субъектов от ситуации риска, в которой находится группа.
И, в соответствии с целью, к задачам изучения будут относиться:
выявление факторов, порождающих риск и ситуацию неопределенности;
выявление особенностей «общественного» восприятия риска;
изучение своеобразия риска в зависимости от сферы, в которой реализуются действия субъекта;
изучение субъективных и объективных факторов, влияющих на сплоченность коллектива в ситуации риска;
выявление зависимости степени организованности поведения субъектов от степени риска;
Наука психология в последние десятилетия стала достаточно быстро развиваться. Многие исследователи полагают, что от ее достижений, от умения применять их в практической деятельности, темпы развития многих сторон общественной жизни будут зависеть не меньше, чем от прогресса в технике, технических и естественнонаучных дисциплинах.
Именно
поэтому в последние годы выделились
в самостоятельные науки
Но,
к сожалению, психология риска в
настоящее время не рассматривается
как самостоятельная наука. Риск,
в психологии, исследуется преимущественно
в рамках теории мотивации достижения,
теории решений и концепции
Хотя в настоящее время большая часть деятельности субъектов связана с риском, и огромное влияние на субъектов в ситуации риска оказывают именно психологические факторы.
Поэтому исследование риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для исследователей.
В психологии данной проблемой занимались А.П. Альгин, Г.Н. Солнцева, Т.В. Корнилова и др.
Ю.
Козелецкий и В.В. Кочетков рассматривали
риск в психологической теории решений,
в то время как В.А. Петровский
сформулировал гипотезу о существовании
«надситуативного» риска и
Как видно, риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций и т.д.
В
соответствии с темой цель курсовой
работы заключается в исследовании
явления риска с философской,
социологической и
И, в соответствии с целью, к задачам изучения будут относиться:
Объектом изучения будут являться литературные источники, рассматривающие отдельных субъектов и группы людей, которые сталкиваются в своей жизнедеятельности с риском или рискованной ситуацией.
Предметом, в свою очередь, выступает поведение, действия людей в ситуации риска.
Таким образом, данная работа представляет собой теоретическое исследование риска, особенностей данного явления и изучение деятельности субъектов в рискованной ситуации.
Понятием «риск» пользуются многие конкретные общественные и естественные науки. Каждая из них имеет свой предмет, свою направленность в исследовании риска и пользуется для этого собственными методами. Такая ситуация позволяет выделить очень много различных аспектов, в которых рассматривается риск.
Но перед тем, как рассмотреть концепции риска, необходимо раскрыть содержание данного понятия.
В
настоящее время нет
В массовом сознании распространено суждение о риске как о возможной опасности или неудаче. В некоторых случаях риск понимается как деятельность, совершаемая в надежде на удачный исход или просто ситуативная характеристика деятельности.
С.И Ожегов определил риск как возможную опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход1. Т. е., необходимые элементы риска, по мнению С.И. Ожегова, это:
Для
того чтобы существовал риск, необходима
опасность, в которой заложена неопределенность.
По мнению О. Renna, риск – это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности2.
Здесь определение риска содержит:
Например,
в инженерно-физических науках термин
«риск» считается вероятностью, умноженной
на последствия. В психологии с этой
точки зрения «риск» скорее рассматривается
как функция субъективно
А.П. Альгин определяет риск уже как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели1.
Элементы, которые составляют сущность данного определения тоже несколько иные:
Но,
несмотря на различие, во всех определениях
есть некоторые сходные
Неопределенность неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения неопределенности многообразны. Один из них связан с наличием элементов случайности и стихийности. Например, спонтанность природных явлений и стихийные бедствия.
Также к источникам неопределенности относится и человеческая деятельность, взаимовлияние людей, которое носит неопределенный и неоднозначный характер. Или вероятностный характер научно-технического прогресса: практически невозможно заранее во всей полноте определить конкретные последствия тех или иных научных открытий.
Существование неопределенности связано с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах (именно поэтому в практической жизни широко распространен метод «проб и ошибок»).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что к основным факторам, порождающим неопределенность и, следовательно, риск относятся:
Во-первых, внутренние факторы, присущие обществу как социальному организму: противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности;
Во-вторых, это факторы, связанные с неполнотой информации, сведений об объекте;
В-третьих, факторы, обусловленные воздействием субъекта на общественную жизнь в целях реализации своих потребностей;
В-четвертых, факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь.
Кроме неопределенности необходимым свойством риска является альтернативность – возможность выбора из двух или нескольких возможных вариантов, решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора снимает ситуацию риска. Именно поэтому в психологии риск исследуется преимущественно в рамках теории принятия решений.
Важно отметить, что риск всегда представляет собой ситуацию оценки вероятности ухудшения положения (это более подробно рассматривается в психологическом аспекте риска).
В современных исследованиях с разных точек зрения рассматривается и природа риска.
Ряд авторов считают, что риск – это «объективная категория, которая позволяет регулировать отношения между людьми, трудовыми коллективами, организациями и другими субъектами общественной жизни, возникающие вследствие превращения возможной опасности в действительность»1. Риск при этом рассматривается как понятие, представляющее собой возможную опасность случайного наступления отрицательных последствий.
Достаточно широко распространена субъективная концепция риска.
С этой позиции риск всегда субъективен, «поскольку выступает как оценка человеком поступка, как сознательный выбор с учетом возможных альтернатив… Субъективная концепция ориентирована на субъект действия, учитывает осознание последствий, выбор варианта поведения..»2. С этой точки зрения проявление риска всегда связано с волей и сознанием человека, «риск – это выбор варианта поведения с учетом опасности, возможных последствий»3.
Несмотря на различие взглядов на природу риска, нам кажется, что и та, и другая концепции риска правомерны в зависимости от цели исследования.
Проведенный
выше анализ понятия «риск» позволяет
сделать вывод, что данное явление
очень многомерно и неоднозначно,
обладает специфическими особенностями.
И круг изучаемых качеств, черт, элементов
и свойств этого явления во
многом зависит от того, в каком
аспекте – техническом, социальном,
психологическом, экономическом, гуманитарном
– понятие «риск» и «ситуацию
риска» будет рассматривать
1.2
Психологическое
содержание понятия
риск
В
настоящее время в
Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха»1. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения.
Концепция мотивации достижения успеха изучает мотивационную сферу человека, отражающую «стремление личности к наилучшему выполнению деятельности в ситуации достижения».
Ситуация достижения характеризуется наличием двух условий: задачи, которую необходимо выполнить и стандарта качества выполнения этой задачи. В данной ситуации в деятельности личности проявляются две противоположно направленные тенденции: стремление достичь успеха и стремление избежать неудачи.