Риск в психологической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с темой цель курсовой работы заключается в исследовании явления риска с философской, социологической и психологической позиций; в выявлении зависимости сплоченности коллектива, степени организованности поведения субъектов от ситуации риска, в которой находится группа.
И, в соответствии с целью, к задачам изучения будут относиться:
выявление факторов, порождающих риск и ситуацию неопределенности;
выявление особенностей «общественного» восприятия риска;
изучение своеобразия риска в зависимости от сферы, в которой реализуются действия субъекта;
изучение субъективных и объективных факторов, влияющих на сплоченность коллектива в ситуации риска;
выявление зависимости степени организованности поведения субъектов от степени риска;

Работа содержит 1 файл

психология риска.docx

— 45.53 Кб (Скачать)

      Введение

 

      Наука психология в последние десятилетия  стала достаточно быстро развиваться. Многие исследователи полагают, что  от ее достижений, от умения применять  их в практической деятельности, темпы  развития многих сторон общественной жизни будут зависеть не меньше, чем от прогресса в технике, технических  и естественнонаучных дисциплинах.

      Именно  поэтому в последние годы выделились в самостоятельные науки психология труда, спорта, медицинская психология, психология управления и т.п.

      Но, к сожалению, психология риска в  настоящее время не рассматривается  как самостоятельная наука. Риск, в психологии, исследуется преимущественно  в рамках теории мотивации достижения, теории решений и концепции надситуативной активности. 

      Хотя  в настоящее время большая  часть деятельности субъектов связана  с риском, и огромное влияние на субъектов в ситуации риска оказывают  именно психологические факторы.

      Поэтому исследование риска в психологии, и в частности его влияние  на поведение людей в различных  ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для  исследователей.

      В психологии данной проблемой занимались А.П. Альгин, Г.Н. Солнцева, Т.В. Корнилова  и др.

      Ю. Козелецкий и В.В. Кочетков рассматривали  риск в психологической теории решений, в то время как В.А. Петровский сформулировал гипотезу о существовании  «надситуативного» риска и рассматривал риск как особого рода активность. В свою очередь С. Липатов изучал «управляемый и неуправляемый» риск.

      Как видно, риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать  с разных, а иногда и с противоположных  позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций и т.д.

      В соответствии с темой цель курсовой работы заключается в исследовании явления риска с философской, социологической и психологической  позиций; в выявлении зависимости  сплоченности коллектива, степени организованности поведения субъектов от ситуации риска, в которой находится группа.

      И, в соответствии с целью, к задачам  изучения будут относиться:

  • выявление факторов, порождающих риск и ситуацию неопределенности;
  • выявление особенностей «общественного» восприятия риска;
  • изучение своеобразия риска в зависимости от сферы, в которой реализуются действия субъекта;
  • изучение субъективных и объективных факторов, влияющих на сплоченность коллектива в ситуации риска;
  • выявление зависимости степени организованности поведения субъектов от степени риска;

      Объектом  изучения будут являться литературные источники, рассматривающие отдельных  субъектов и группы людей, которые  сталкиваются в своей жизнедеятельности  с риском или рискованной ситуацией.

      Предметом, в свою очередь, выступает поведение, действия людей в ситуации риска.

      Таким образом, данная работа представляет собой  теоретическое исследование риска, особенностей данного явления и  изучение деятельности субъектов в  рискованной ситуации.

 

       Глава I  Теоретический анализ риска и рискованной ситуации

      1.1 Определение понятия  «Риск»

 

      Понятием  «риск» пользуются многие конкретные общественные и естественные науки. Каждая из них имеет свой предмет, свою направленность в исследовании риска и пользуется для этого  собственными методами. Такая ситуация позволяет выделить очень много  различных аспектов, в которых  рассматривается риск.

      Но  перед тем, как рассмотреть концепции  риска, необходимо раскрыть содержание данного понятия.

      В настоящее время нет общепринятого  определения для этого термина, в его трактовке существуют многочисленные расхождения.  Это объясняется  во многом многоаспектностью этого  явления, которое имеет несовпадающие, а иногда противоположные реальные основания.

      В массовом сознании распространено суждение о риске как о возможной  опасности или неудаче. В некоторых  случаях риск понимается как деятельность, совершаемая в надежде на удачный  исход или просто ситуативная  характеристика деятельности.

      С.И  Ожегов определил риск как возможную опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход1. Т. е., необходимые элементы риска, по мнению С.И. Ожегова, это:

      • опасность;
      • неопределенность;
      • случайность.

      Для того чтобы существовал риск, необходима опасность, в которой заложена неопределенность. 

      По  мнению О. Renna, риск – это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности2.

      Здесь определение риска содержит:

  • последствия, которые воздействуют на человеческие ценности;
  • возможность возникновения (неопределенность);
  • формула, объединяющая оба эти элемента;

      Например, в инженерно-физических науках термин «риск» считается вероятностью, умноженной на последствия. В психологии с этой точки зрения «риск» скорее рассматривается  как функция субъективно воспринимаемых полезностей и вероятностей их проявления.

      А.П. Альгин определяет риск уже как  деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели1.

      Элементы, которые составляют сущность данного  определения тоже несколько иные:

  • возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
  • вероятность достижения желаемого результата;
  • отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
  • возможность наступления неблагоприятных последствий при осуществлении тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта, идущего на риск;
  • ожидание опасности, неудачи в результате выбора альтернативы и ее реализации;
  • оценка сложившейся ситуации;

      Но, несмотря на различие, во всех определениях есть некоторые сходные характеристики. Например, неопределенность. Renn очень справедливо заметил, что все концепции риска имеют один общий элемент: разделение реальной действительности и возможности.  Если будущее было бы предопределено или независимо от человеческой деятельности в настоящем, термин «риск» не имел бы смысла. Понятие «риск» имеет смысл, только когда признается различие между действительностью и возможностью того, что в результате природных событий или человеческих действий может возникнуть нежелательное состояние действительности.

      Неопределенность  неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения  неопределенности многообразны. Один из них связан с наличием элементов  случайности и стихийности. Например, спонтанность природных явлений  и стихийные бедствия.

      Также к источникам неопределенности относится  и человеческая деятельность, взаимовлияние  людей, которое носит неопределенный и неоднозначный характер. Или  вероятностный характер научно-технического прогресса: практически невозможно заранее во всей полноте определить конкретные последствия тех или  иных научных открытий.

      Существование неопределенности связано с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к  которому принимается решение, с  ограниченностью человека в сборе  и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах (именно поэтому в практической жизни широко распространен метод  «проб и ошибок»).

      Из  вышесказанного можно сделать вывод, что к основным факторам, порождающим  неопределенность и, следовательно, риск относятся:

      Во-первых, внутренние факторы, присущие обществу как социальному организму: противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности;

      Во-вторых, это факторы, связанные с неполнотой информации, сведений об объекте;

      В-третьих, факторы, обусловленные воздействием субъекта на общественную жизнь в целях реализации своих потребностей;

      В-четвертых, факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь.

      Кроме неопределенности необходимым свойством  риска является альтернативность – возможность выбора из двух или нескольких возможных вариантов, решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора снимает ситуацию риска. Именно поэтому в психологии риск исследуется преимущественно в рамках теории принятия решений.

      Важно отметить, что риск всегда представляет собой ситуацию оценки вероятности ухудшения положения (это более подробно рассматривается в психологическом аспекте риска).

      В современных исследованиях с  разных точек зрения рассматривается  и природа риска.

      Ряд авторов считают, что риск – это  «объективная категория, которая позволяет регулировать отношения между людьми, трудовыми коллективами, организациями и другими субъектами общественной жизни, возникающие вследствие превращения возможной опасности в действительность»1. Риск при этом рассматривается как понятие, представляющее собой возможную опасность случайного наступления отрицательных последствий.

      Достаточно  широко распространена субъективная концепция риска.

      С этой позиции риск всегда субъективен, «поскольку выступает как оценка человеком поступка, как сознательный выбор с учетом возможных альтернатив… Субъективная концепция ориентирована  на субъект действия, учитывает осознание  последствий, выбор варианта поведения..»2. С этой точки зрения проявление риска всегда связано с волей и сознанием человека, «риск – это выбор варианта поведения с учетом опасности, возможных последствий»3.

      Несмотря  на различие взглядов на природу риска, нам кажется, что и та, и другая концепции риска правомерны в  зависимости от цели исследования.

      Проведенный выше анализ понятия «риск» позволяет  сделать вывод, что данное явление  очень многомерно и неоднозначно, обладает специфическими особенностями. И круг изучаемых качеств, черт, элементов  и свойств этого явления во многом зависит от того, в каком  аспекте – техническом, социальном, психологическом, экономическом, гуманитарном – понятие «риск» и «ситуацию  риска» будет рассматривать исследователь. 

      1.2 Психологическое  содержание понятия  риск 

      В настоящее время в психологических  исследованиях риска можно выделить три основных направления.

      Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха»1. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения.

      Концепция мотивации достижения успеха изучает мотивационную сферу человека, отражающую «стремление личности к наилучшему выполнению деятельности в ситуации достижения».

      Ситуация  достижения характеризуется наличием двух условий: задачи, которую необходимо выполнить и стандарта качества выполнения этой задачи. В данной ситуации в деятельности личности проявляются  две противоположно направленные тенденции: стремление достичь успеха и стремление избежать неудачи.

Информация о работе Риск в психологической теории