Рейтинговая система, как самая эффективная оценка знаний учащихся физико - математического класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении, выделить основные средства его реализации. Подробное изучение и применение на практике балльно - рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:

Рассмотреть все методы контроля в обучении;
Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;
Описать построение рейтинговой системы оценивания;
Показать эффективность рейтинговой системы оценивания.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Методы оценки знаний, умений и навыков 7
1.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков 7
1.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков 9
1.2.1 Программный контроль 9
1.2.2 Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала 10
1.2.3 Тестирование 10
Вывод по 1 главе 13
Глава 2 Рейтинговая система, как самая эффективная оценка знаний учащихся физико - математического класса 14
2.1 Что такое «рейтинг» и как построить рейтинговую систему оценок? 15
2.2 Альтернативные рейтинговые систем, комбинированные оценочные системы 26
2.2.1 Игра «Лицевой счет» 29
2.3 Анализ результатов обучения по рейтинговой системе первокурсников 38
Вывод по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 47
Приложение 49

Работа содержит 1 файл

Дипломна работа готовая и распечатанная=).doc

— 478.00 Кб (Скачать)

     Общая схема организации зачетно-рейтинговой  системы может быть представлена следующим образом. Итоговый рейтинг Rjстудента по завершении обучения в университете складывается из семестровых рейтингов (j – порядковый номер семестра) и итоговой аттестации. Средние семестровые рейтинги определяются на основе рейтингов по дисциплинам Ri (i – порядковый номер в списке дисциплин). Рейтинги по дисциплинам зависят от успехов студентов по установленным для каждой дисциплины контрольным точкам (зачетным единицам). В конце каждого курса определяется средний итоговый рейтинг Rm (m– номер курса).

     По  окончании каждого семестра определяется индивидуальный рейтинг студента на основании среднего семестрового рейтинга. Приведем методику расчета среднего семестрового рейтинга студента.Средний  семестровый рейтинг подсчитывается на основании результатов аттестации по дисциплинам, практикам, курсовым работам (при их наличии по окончании данного семестра) по формуле: 

     

,                                                  (1.3) 

     где – средний семестровый рейтинг студента (j – порядковый номер семестра);

      –рейтинговая оценка дисциплины, практики и курсовых работ, пройденных студентом в семестре (i -порядковый номер в списке дисциплин данного  семестра);

     Кi – число зачетных единиц, приходящихся на i-тую дисциплину.

     Преподаватели АГУ ведут журналы учета успеваемости студентов. Результаты рейтинговой  оценки заносятся в контрольный  лист текущей успеваемости, который  сдается в деканат для дальнейшей обработки. Подсчет рейтинга осуществляется с помощью программы АСУ-"Рейтинг". Результаты подсчетов семестровых и итоговых рейтингов заносятся в соответствующие ведомости деканата. По результатам подсчета семестрового и межкурсового рейтингов студентов деканат оформляет экран успеваемости. Результаты рейтинга за учебный семестр (год) учитываются при определении стипендии, в отборе контингента на конкурсной основе на новый уровень обучения, а также при зачислении на программу дополнительного образования или специализации, в магистратуру, аспирантуру.

     За  период реализации зачетно-рейтинговой  системы в университете отмечается ее определенная результативность: повышается ритмичность работы студентов, присутствует заинтересованность студентов в  получении более высоких рейтинговых  оценок, дифференцированность оценивания учебных достижений студентов, увеличение количества студентов бессессионной семестровой аттестации.

     В Пермском государственном университете (ПГУ) также практикуется рейтинговая технология оценивания. Там рейтинговая оценка – это суммарное количество баллов, полученное студентами за семестр, позволяющее получить оценку за экзамен. В суммарную рейтинговую оценку включается оценка качества самостоятельной работы студентов (решения индивидуальных задач) и оценка промежуточной аттестации (результаты контрольных работ, коллоквиумов и промежуточного тестирования) по дисциплине в семестре.

     Для рейтинговой оценки промежуточной  аттестации весь курс по какой-либо дисциплине разбивается на несколько, ограниченных по времени, блоков. Для отчета по каждому блоку студенту необходимо своевременно отчитаться по индивидуальной работе (решение им задач по темам данного блока), по теоретическому и практическому усвоению материала (контрольная работа и коллоквиум). По количеству набранных баллов за семестр, студент имеет возможность получить "автоматом" оценку за экзамен, либо с целью повышения итоговой оценки он выходит на экзамен.

     Данная  рейтинговая система была частично реализована в ПГУ в 2003-2004 учебном  году и уже тогда дала свои результаты: количество студентов, получивших "неудовлетворительно" за экзамен сократилось. В 2004-2005 учебном году рейтинговая система проходила полную апробацию. По результатам текущего года можно сделать вывод, что внедрение рейтинговой системы принесло свои результаты, так как большинство студентов пытались получить оценку за экзамен по данному предмету "автоматом" за счет своевременной сдачи индивидуальных задач и отличной сдачи коллоквиумов и контрольных работ. Это говорит о том, что в ПГУ удалось повысить мотивацию студентов к освоению учебных предметов и к своевременной сдаче текущей работы в семестре.

     Одной из особенностей рейтинговой системы  в Саратовском государственном университете (СГУ) является использование понятия "Идеальный студент". "Идеальный студент" – это виртуальная личность, которая "присутствует" в каждой группе, и на всех контрольных мероприятиях "получает" максимально возможные оценки, по какой бы шкале они ни выставлялись – пятибалльной, десятибалльной, стобалльной или др. "Идеальный студент" – это модель студента, который осваивает учебный план во всей полноте. Сравнивая с его "достижениями" достижения настоящих студентов, преподаватель имеет возможность оценить степень освоения каждым конкретным студентом содержания учебной дисциплины. Текущая рейтинговая оценка идеального студента, всегда выполняющего требования учебного плана, в течение всего семестра равна 100%.

     Рейтинговая оценка студентов вычисляется после  каждого очередного контрольного мероприятия. Необходимое число контрольных  мероприятий в семестре определяется кафедрой и преподавателем, ведущим дисциплину, но оно не должно быть менее четырех.

     Базовым документом, определяющим работу преподавателя  и студентов в семестре, является рейтинг-план. Перед началом семестра наиболее опытные методисты и преподаватели кафедры совместно с преподавателем, ведущим дисциплину, разрабатывают рейтинг-план по дисциплине на учебный семестр. В нем определяется соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине, шкалы текущих оценок и календарный план контрольных мероприятий по дисциплине.

     Форма контроля учебной деятельности студентов  определяется преподавателем в зависимости  от вида занятий, предусмотренных рабочим  учебным планом:

  • для лабораторных занятий – традиционная проверка отчетов, оценка выполненных заданий и др.;
  • для практических (семинарских) занятий – оценка выступления, решения задач, выполнения контрольных работ (в том числе тестирование) и др.;
  • для лекций – тестовая оценка знаний студентов (бланковое тестирование на лекционном занятии или компьютерное тестирование в установленное преподавателем время), коллоквиум, экспресс-опрос;

     Оценки  текущих учебных достижений студентов  вносятся в информационную систему WEBRATE СГУ, которая автоматически  рассчитывает текущие рейтинговые оценки студентов (в процентах) и публикует их в корпоративной сети СГУ.

     Итоговая  рейтинговая оценка в конце семестра служит основанием для аттестации или  неаттестации студента по данной дисциплине без проведения традиционной сессии.

     В одном из московских педагогических колледжей также используется рейтинговая система оценивания, начиная с 1993-1994 учебного года. Максимальная оценка составляет 20 баллов. При этом возможны 3 случая: учащийся набрал по предмету (модулю) 10 баллов и более, тогда он аттестован по предмету, и его оценка является окончательной; учащийся имеет 7 баллов – он не аттестован и ему не разрешается переэкзаменовка; оценка находится между 7 и 10 баллами – учащийся не аттестован, но имеет возможность пересдать экзамен.

     Например, преподаватель курса "Методика ознакомления дошкольников с природой" оценивает  по 20-балльной системе следующие  виды деятельности учащихся:

     - понимание лекционного материала  (Л)/20;

     - практические занятия (ПЗ)/20;

     - семинарские занятия (СЗ)/20;

     - самостоятельная работа (СР)/20;

     - экзамен (Э)/20.

     Тогда средняя оценка по модулю (СОМ) рассчитывается следующим образом: 

      .                                                   (1.4) 

     Предположим студент А в течение семестра имеет следующие оценки: 

     Л=12, СЗ=11, ПЗ=15, СР=7, Э=13 баллов, 

тогда: 

      =11,6. 

     Наиболее  важными элементами в работе по данному  предмету у студента А являются ПЗ и СР. Для окончательного определения  оценки выводится "коэффициент важности" на эти 2 вида деятельности   (см. таблицу 4). 

     Таблица 2. 4

     Коэффициенты  важности по видам деятельности

    Студент Вид деятельности Коэффициент Оценка Окончательная оценка
    А Л 1 12 12
    СЗ 1 11 11
    ПЗ 2 15 30
    СР 2 7 14
      6   67
 
 

Тогда       . 

     Таким образом, введение "коэффициента важности" позволяет стимулировать тот  или иной вид деятельности студента [11, с. 46].

     Рейтинговая система оценки знаний в той или  иной форме применяется во многих западных университетах, в странах  Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий.

     Европейская система перевода кредитов ECTS (European Credit Transfer System), принятая Болонскими соглашениями и ориентированная главным образом  на количественную оценку трудоемкости образовательной программы и зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, не включает качественную оценку успеваемости студентов.

     Количественной  оценкой освоения студентами и выпускниками вуза качества образовательной программы  могут служить определенные варианты рейтинговых систем.

     К подобным системам, ориентированным  на оценку результатов освоения образовательных  программ – приобретаемых знаний, умений и навыков, а не только трудозатрат, относятся кредитно-накопительные  системы USCS (United States Credit System – кредитная система, используемая университетами США), CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система в университетах Великобритании).

     Существует  определенный механизм перевода оценки по какой-либо дисциплине в оценку по традиционной шкале и шкале ECTS (см. приложение 3). Оценка FX ("2") по шкале ECTS выставляется студентам, которым не зачтен хотя бы один модуль по дисциплине после завершения ее изучения.

     Важной  составляющей системы зачетных единиц в США является оценка успеваемости студента по совокупности изученных учебных дисциплин на основе общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ).

     ОСПУ  определяется как отношение суммы  произведений числовых оценок и зачетных единиц изученных этих дисциплин: 

     

,                                                          (1.5) 

где О1, О2, … Оn –числовые оценки по дисциплинам учебного плана, К1, К2, …, Кn – зачетные единицы соответствующих дисциплин по учебному плану.

     Итоговый  ОСПУ во многих американских университетах  не без основания заносится не в приложение к диплому, а в  диплом выпускника университета на его титульный лист и является для работодателей одним из основных показателей перспективности молодого специалиста.

     На  основании изучения литературы по проблеме можно сделать вывод, что в  отличие от традиционной, рейтинговая  оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу учащихся в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.

Информация о работе Рейтинговая система, как самая эффективная оценка знаний учащихся физико - математического класса