Речевые нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Понятие речевого нарушения......................................................................5
Классификация речевых нарушений...........................................................6
Причины речевых нарушений....................................................................10
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями..........................................................................................................17
Система логопедической помощи.............................................................19
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.........................................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................31
Список литературы................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

речевые нарушения у детей.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Логопедия представляет собой  особый раздел педагогики, который  направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.

     Поскольку речь представляет  собой сложноорганизованную психическую  функцию, то отклонение в ее  развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

     Система специальных дошкольных  и школьных учреждений для  детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться  с 60-х гг. XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

     Подавляющее число детей с  речевыми нарушениями  обучаются  в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учителя связывают с недостатками воспитания, низким контролем стороны родителей, социальной запущенностью. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.

     В первую очередь детей, имеющих  трудности  в обучении и,  особенно в овладении процессом  письма и чтения, необходимо направить  к логопеду. Кроме этого этим  детям необходим более благоприятный  (облегченный) режим обучения. Такой  режим характеризуется не снижением  уровня требований к усвоению  программного материала, а организацией  режима обучения. Они нуждаются  в особой психологической поддержке  стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер,  т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению

     При общении с учащимися, имеющими  трудности  обучения, педагог  должен обращать большое внимание на качество своей  речи, поскольку от этого будет  зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

     Учитывая  то, что количество детей  с нарушениями  речи и проблемами  в обучении с  каждым годом  растет, знание педагогом  основ  логопедии поможет ему  найти  адекватные формы обучения и  воспитания таких детей. 

 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Коррекционная  педагогика: Основы обучения и  воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П .Пузанова. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. 

2. Лапшин  В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.

3. Специальная  дошкольная педагогика: Учебное  пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

 

 

 

Информация о работе Речевые нарушения у детей