Речевые нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Понятие речевого нарушения......................................................................5
Классификация речевых нарушений...........................................................6
Причины речевых нарушений....................................................................10
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями..........................................................................................................17
Система логопедической помощи.............................................................19
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.........................................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................31
Список литературы................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

речевые нарушения у детей.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

     Логопедическое  воздействие, направленное  на преодоление  заикания и  связанных с ним  личностных и поведенческих особенностей детей, помогает им социально адаптироваться в среде правильно говорящих  сверстников.

     Программой  специального детского  сада предусмотрено  ознакомление  детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с  художественной литературой, развитие элементарных математических представлений  и другие разделы. Проводятся занятия  по изобразительной деятельности и конструированию, физкультурные и музыкальные занятия, которые также дают большие возможности для коррекции имеющихся у детей нарушений.

     Зрительное  восприятие детей  развивается с  помощью действий, направленных на обследование предмета, ознакомление с его строением и функциями, с его качественными характеристиками. От зрительного восприятия переходят к аналитико-синтетической работе: выделение составляющих предмет элементов, их сравнение, установление сходства и различия и т.д. Слуховое внимание и фонематическое восприятие развиваются системой специальных упражнений при их постепенном усложнении: привлекается внимание детей к неречевым, а затем речевым звукам, детей учат дифференцировать звуки, сначала далекие, а затем и близкие по звучанию (вначале формируются более грубые дифференцировки, а затем все более тонкие, применительно к анализаторной деятельности всех видов: слуховые, зрительные, тактильные ощущения).

     Особое  внимание обращается на  формирование у ребенка деятельности. Развивается ориентировочная основа  деятельности, на которую опираются  в дальнейшей работе, вырабатываются  ориентировка в задании, умение  планировать и контролировать выполняемые операции.

     По  окончании установленного  срока  дети, нуждающиеся в  продолжение коррекционного обучения, повторно обследуются и при  необходимости могут быть направлены в лечебно-оздоровительные учреждения или психолого-педагогические центры.

     Специальные учреждения для детей  школьного  возраста.

     В зависимости  от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но, ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

     В задачи логопедического пункта  при  общеобразовательной школе  входит исправление нарушений  устной и  письменной речи  учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

     Наряду  с восполнением в развитии  речи на логопедических занятиях  у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.

     Крайне  важным является развитие  речевой активности школьников. Дети даже с незначительными   нарушениями речи порой отличаются  пониженной коммуникабельностью.  В связи с этим на логопедических  занятиях создаются разные ситуации  общения, активизирующие не только  речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функций речи.

     Коррекционная работа с учащимися  на логопедическом пункте проводится  в течение всего  учебного  года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом  групп, в которые объединяются  школьники, имеющие примерно одинаковые  нарушения речи). На логопедических  занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

     В случаях, когда нарушение  речи носит более выраженный  характер и не может быть  преодолено в условиях школьного  логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной школе, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.

     У большинства детей с нарушениями   речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

     При комплектовании классов первого   отделения школы для детей   с тяжелыми нарушениями речи учитываются  в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учебных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассматривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции в общество.

     Преодоление речевых нарушений  обеспечивается рациональным сочетанием  фронтальных, подгрупповых и индивидуальных  занятий с учащимися. Индивидуальные занятия проводятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех других изучаемых предметов.

     В отделении для заикающихся  дети за 10 лет обучения получают  знания в  объеме 9 лет обучения  в общеобразовательной  школе.  Дополнительный год предусмотрен  для углубления коррекционной  работы в младших классах. 

     Основная  задача уроков развития  речи заключается  в том,  чтобы помочь детям устранить   недостатки их речи, повысить  уровень  владения ими языком, научить школьников пользоваться  речью как средством  общения  и обобщения. Формирование навыков  и умений владения речью у  детей происходит только на  основе речевой практики, поэтому  большое внимание в период  обучения в специальной школе  уделяется специально организованной  речевой практике. Благодаря речевой  практике у детей увеличиваются  возможности для самостоятельного накопления словарного запаса в условиях непосредственного речевого общения.

     В специальной школе дети с  речевыми нарушениями получают  всестороннее развитие в процессе  коррекции недостаточности  речевой  деятельности. Необходимым  условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве  случаев и на логопедических пунктах  при общеобразовательных  школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная  динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на неречевую и речевую функции. В работе учитывается единство коррекции речи, психических процессов и деятельности.

     Словарная работа с детьми  направлена на расширение их  пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой - с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.  

     6. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 

     Как указывает Г.В.Чиркина, основными  особенностями познавательной сферы  детей с речевыми нарушениями  являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.

     Упражнения, направленные на развитие  познавательной сферы, должны  быть включены в структуру   занятия и осуществляться параллельно   с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, деление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.

     В процессе обучения необходимо  сочетать упражнения, направленные  на развитие различных познавательных  функций (например, в течение одного  занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.

     В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом.

 

 

 

 

 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Речевые нарушения у детей