Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:49, курсовая работа
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
Введение...................................................................................................................3
Понятие речевого нарушения......................................................................5
Классификация речевых нарушений...........................................................6
Причины речевых нарушений....................................................................10
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями..........................................................................................................17
Система логопедической помощи.............................................................19
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.........................................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................31
Список литературы................................................................................................33
Логопедическое воздействие, направленное на преодоление заикания и связанных с ним личностных и поведенческих особенностей детей, помогает им социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников.
Программой специального детского
сада предусмотрено
Зрительное восприятие детей
развивается с помощью
Особое внимание обращается на
формирование у ребенка
По окончании установленного
срока дети, нуждающиеся в
продолжение коррекционного
Специальные учреждения для детей школьного возраста.
В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но, ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.
В задачи логопедического
Наряду с восполнением в развитии
речи на логопедических
Крайне важным является развитие
речевой активности школьников.
Дети даже с незначительными
нарушениями речи порой
Коррекционная работа с
В случаях, когда нарушение
речи носит более выраженный
характер и не может быть
преодолено в условиях
У большинства детей с
При комплектовании классов
Преодоление речевых нарушений
обеспечивается рациональным
В отделении для заикающихся
дети за 10 лет обучения получают
знания в объеме 9 лет обучения
в общеобразовательной школе.
Дополнительный год
Основная задача уроков развития
речи заключается в том,
чтобы помочь детям устранить
недостатки их речи, повысить
уровень владения ими языком,
научить школьников
В специальной школе дети с
речевыми нарушениями получают
всестороннее развитие в
В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на неречевую и речевую функции. В работе учитывается единство коррекции речи, психических процессов и деятельности.
Словарная работа с детьми
направлена на расширение их
пассивного и активного запаса, на
уточнение понимания смысла слов, на овладение
умением четко выражать свои мысли и использовать
слова для построения связного высказывания.
Специально организованная лексическая
работа формирует у детей умения оперировать
словами, выделять их смысловую сторону,
сопоставлять, оценивать, проводить отбор
слов. Тем самым у школьника формируется
монологическая речь. Ребенок учится отбирать
языковые средства для построения высказывания.
Лексическая работа, проводимая со школьниками,
тесно связана, с одной стороны, с работой
по формированию и коррекции грамматического
строя, а с другой - с уточнением звукопроизношения
и исправлением его нарушений.
6.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.
Упражнения, направленные на развитие
познавательной сферы, должны
быть включены в структуру
занятия и осуществляться
В процессе обучения
В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом.