Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:49, курсовая работа
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
Введение...................................................................................................................3
Понятие речевого нарушения......................................................................5
Классификация речевых нарушений...........................................................6
Причины речевых нарушений....................................................................10
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями..........................................................................................................17
Система логопедической помощи.............................................................19
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.........................................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................31
Список литературы................................................................................................33
Однако
многим детям нужен "пусковой толчок",
чтобы они начали говорить. Таким
стимулом могут стать игровые занятия
в группе со сверстниками, которые уже
умеют говорить, занятия по развитию речи
у логопеда. Не стоит терпеливо ждать,
когда ребенок заговорит самостоятельно.
Лучше проконсультируйтесь со специалистами:
они дадут вам полезные рекомендации,
как преодолеть задержку развития речи
ребенка.
4. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Такие дети быстро истощаются
и пресыщаются любым видом
деятельности (т.е. быстро устают).
Они характеризуются
Как правило, у таких детей
отмечаются неустойчивость
Психическое состояние этих
Дети с функциональными
5.
СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
На основе психолого-
Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения), логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
В системе здравоохранения для
В системе социальной защиты
имеются специализированные
дома ребенка, в основную
задачу которых входят
Дошкольные учреждения системы образования.
Детские (логопедические) сады для
детей с нарушениями речи
В соответствии с типовым
1) группы
для детей с фонетико-
2) группы
для детей с общим
3) группы для детей с заиканием.
В группы ФФН направляются
дети с нарушением
В группу ФФН дети зачисляются
на полгода или год.
Коррекционное обучение
К моменту поступления в школу дети, прошедшие специальный курс воспитания и обучения в такой группе, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание чужой и собственной речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между разными звуковыми раздражителями, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); ее частичная сформированность - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.
Группы детей с ОНР комплектуются
с учетом возраста и степени
речевого недоразвития. Дети с
1 уровнем ОНР зачисляются в
специальное дошкольное
Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных словах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении. В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.
Дети с ОНР не могут спонтанно
выйти на онтогенетический
Эффективная логопедическая
В группы для заикающихся
Заикание определяют как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает центральная нервная система. Как и другие дефекты речи, заикание преобладает у мальчиков, в среднем это соотношение составляет примерно 4:1.
Комплексное воздействие при
заикании проводится в
В процессе обучения и
Система работы с заикающимися ныне проводится по программе, предложенной С.А.Мироновой. В основе этой программы одновременная работа над речью и изобразительная деятельность детей. Нормализация деятельности и ее речевое сопровождение (речь, сопровождающая действие, завершающая, планирующая) способствуют преодолению заикания. Работа ведется согласно годовой программе по изобразительной деятельности, которая в свою очередь ориентирована на поквартальное планирование. Режим работы дошкольного специального учреждения, в том числе воспитательские и логопедические занятия, занятия музыкой и физкультурой, подчинены одной цели - преодолению запинок, нормализации темпо-ритмической организации речи.
Как правило, заикающиеся зачисляются в специализированные группы дошкольного учреждения с двух лет, срок пребывания в детском саду - один год, на это и ориентирует программа, составленная С.А.Мироновой. Заикающихся детей 5 лет и старше зачисляют в специальную группу со сроком занятий 2 года.