Речевые нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Понятие речевого нарушения......................................................................5
Классификация речевых нарушений...........................................................6
Причины речевых нарушений....................................................................10
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями..........................................................................................................17
Система логопедической помощи.............................................................19
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.........................................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................31
Список литературы................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

речевые нарушения у детей.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

     Однако  многим детям нужен "пусковой толчок", чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда. Не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше проконсультируйтесь со специалистами: они дадут вам полезные рекомендации, как преодолеть задержку развития речи ребенка. 

4. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 

     Дети  с речевыми нарушениями  обычно имеют  функциональные  или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

   Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

     Такие дети быстро истощаются  и пресыщаются  любым видом  деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной  расторможенностью, не могут спокойно  сидеть, теребят что-то в руках,  болтают ногами и т.п. Они  эмоционально неустойчивы, настроение  быстро меняется. Нередко возникают  расстройства настроения с проявлением  агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются  заторможенность и вялость. Эти  дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

     Как правило, у таких детей  отмечаются неустойчивость внимания  и памяти, особенно речевой, низкий  уровень понимания словесных  инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

     Психическое состояние этих детей  неустойчиво, в связи, с чем  их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

     Дети  с функциональными  отклонениями  в  состоянии  ЦНС эмоционально  реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.  

     5. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 

       На  основе психолого-педагогической  классификации  и цикла исследований речевого и  психического развития детей с разными  видами речевой патологии в ИКП  РАО была разработана научно обоснованная теория обучения детей с нарушениями  речи и принципы комплектования логопедических учреждений системы образования; организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений для лиц с различными формами речевой патологии.

     Логопедическая  помощь детям дошкольного и школьного  возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения), логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

     В системе здравоохранения для   детей с нарушениями речи предусмотрены   следующие структуры: логопедические  кабинеты при детских поликлиниках, "речевые" стационары и полустационары  при детских больницах, диспансерах,  специализированных центрах медицинских  институтов и т.п., детские санатории, сурдологические кабинеты, специализированные ясли. В этих учреждениях осуществляется всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (афазия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

     В системе социальной защиты  имеются  специализированные  дома ребенка, в  основную  задачу которых входят своевременная   диагностика и исправление речи  детей. 

     Дошкольные  учреждения системы  образования.

     Детские (логопедические) сады для  детей с нарушениями речи оказывают  массовую помощь детям с различными  отклонениями речевого развития. Их основная задача - коррекция  речевого нарушения и подготовка  к обучению в общеобразовательной  школе или в специальной общеобразовательной  школе для детей с тяжелыми  нарушениями речи.

     В соответствии с типовым положением  о дошкольных учреждениях и  группах  детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:

1)  группы  для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием (ФФН);

2) группы  для детей с общим недоразвитием   речи (ОНР);

3) группы  для детей с заиканием. 

     В группы ФФН направляются  дети с нарушением произношения  отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых   групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нарушением звукопроизношения или сочетается с ринолалией). При этом отмечается не только нарушенное звукопроизношение, но и нарушение речевого дыхания, голоса, назализация - носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произношения и просодики связаны с нарушением иннервации артикуляционного аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля.

     В группу ФФН дети зачисляются  на полгода  или год. Преодоление  фонетико-фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.

     Коррекционное обучение предусматривает  развитие круга знаний и представлений  об окружающем, развитие словаря, звукового  анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены  детьми на данном возрастном этапе.

     К моменту поступления в школу  дети, прошедшие специальный курс  воспитания и обучения в такой группе, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание чужой и собственной речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между разными звуковыми раздражителями, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.

     Речевое недоразвитие у детей дошкольного  возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); ее частичная сформированность - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.

     Группы  детей с ОНР комплектуются  с учетом возраста и степени  речевого недоразвития. Дети с  1 уровнем ОНР зачисляются в  специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР - с 4 лет на 3 года обучения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи зачисляются с 4-5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной контингент специальных групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.

     Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных словах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении. В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

     Дети  с ОНР не могут спонтанно  выйти на онтогенетический путь  развития речи, свойственный нормально  развивающимся детям. Развитие  речи при ОНР в ряде случаев  идет на фоне нарушения деятельности  центральной нервной системы. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

     Эффективная логопедическая помощь  детям с ОНР  может быть  осуществлена только при  условии комплексного медико-психолого-педагогического  воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к ее преодолению.

     В группы для заикающихся поступают   дети с тяжелым нарушением  речи, при котором наблюдаются  расстройство ритма, темпа и  плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков или слогов в момент произношения.

     Заикание  определяют как судорожное  нарушение  темпо-ритмической  организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает центральная нервная система. Как и другие дефекты речи, заикание преобладает у мальчиков, в среднем это соотношение составляет примерно 4:1. 

     Комплексное воздействие при  заикании проводится в следующих  направлениях: лечебное укрепление центральной нервной системы (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, ЛФК); логопедические занятия по выработке самостоятельной, свободной от заикания речи (обычно работа в специальных группах проводится в течение 10 месяцев - года), работа воспитателя тесно связана с работой логопеда, работа с родителями; логопедическая ритмика. 

     В процессе обучения и воспитания  большое  внимание уделяется  развитию психических  процессов  и функций ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней  речи, участвующих в развитии  интеллекта и личности ребенка  в целом. Работа направляется  на развитие всех видов деятельности  ребенка, в том числе и речи как одного из видов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окружающими. Как и при других нарушениях, преобладает преимущественная игровая форма работы.

     Система работы с заикающимися ныне проводится по программе, предложенной С.А.Мироновой. В основе этой программы одновременная  работа над речью и изобразительная  деятельность детей. Нормализация деятельности и ее речевое сопровождение (речь, сопровождающая действие, завершающая, планирующая) способствуют преодолению заикания. Работа ведется согласно годовой программе по изобразительной деятельности, которая в свою очередь ориентирована на поквартальное планирование. Режим работы дошкольного специального учреждения, в том числе воспитательские и логопедические занятия, занятия музыкой и физкультурой, подчинены одной цели - преодолению запинок, нормализации темпо-ритмической организации речи. 

     Как правило, заикающиеся зачисляются  в специализированные группы дошкольного  учреждения с двух лет, срок пребывания в детском саду - один год, на это  и ориентирует программа, составленная С.А.Мироновой. Заикающихся детей 5 лет  и старше зачисляют в специальную группу со сроком занятий 2 года.

Информация о работе Речевые нарушения у детей