Развивающее влияние трудовой деятельности в воспитательно-образовательном процессе дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Цель - правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Активное участие и посильная помощь взрослым поддерживает у них жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Эмоциональную настройку детей, интерес к самостоятельным действиям надо поддерживать и закреплять играми, сказками, которые прививают необходимые навыки в увлекательной, творческой форме.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ …………………………..
1.2 Виды труда в ДОУ …………………………………………………………..
1.3 Хозяйственно-бытовой труд в ДОУ ………………………………………
1.4 Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте ………………………………………………………………
2 Процесс трудовой деятельности детей
2.1 Анализ организации педагогической работы в ДОУ …………………….
2.2 Этапы эксперимента ……………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………………..
Приложения …………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КР Воробьева.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей группе детского сада, когда трудовые навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: приучать детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая  функция труда – это переход  от самооценки к самопознанию. Кроме  этого в процессе труда развиваются  способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые  виды мышления.

Вследствие коллективного  труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Глоссарий

 

Воспитание — целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитательная система  — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих  между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные ВС. массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.

Досуг — возможность  человека заниматься в свободное  время разнообразной деятельностью  по своему выбору. Выделяют пять групп  Д.: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Деятельность – форма  психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Закономерности педагогического  процесса — существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Внешние: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач; обусловленность экономическими, политическими и духовными факторами. Внутренние: зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников; взаимосвязь процессов образования, воспитания и развития; единство целей, форм, методов содержания.

Игра – один из видов  деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность.

Образовательная программа ДОУ – документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение) с учетом приоритетности видам детской деятельности в каждом возрастном периоде; это модель образовательного процесса.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Педагогическая культура – компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Самовоспитание –  сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Самосознание – одна из сторон осознания человека, осознание  им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Совместная деятельность взрослых и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Формирование личности – процесс развития и становления  личности под влиянием внешних воздействий  воспитания, обучения, социальной среды.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2007 - № 11. - С. 34.

2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. - М.: Айресс-Пресс, 2009. – 128 с.

3. Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Скрипторий, 2008. – 94 с.

4. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. – 78 с.

5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276 с.

6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. - 76 с.

7. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2009. – 278 с.

8. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ Н.В. Федина// Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С. 13-16.

9. Приходько Е.Г., Малышевич Т.В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. - Краснодар: Мир Кубани, 2006. – 125 с.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 208 с.

11. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. -М.: Эксмо, 2009. – 64 с.

Приложение 1

 

По итогам проведенных  экспериментов с подгруппой детей в составе 5 человек, была составила таблица.

 

Фамилии

Поливка цветов

Протирание  листьев

Взрыхление  земли

Наумова Лера

+

-

+/-

Климов Саша

-

+/-

+

Ротозей Даша

-

+

-

Ерохин Владик

+

+

+

Якимова Настя

-

+/-

-


 

Каждому ребенку было дано по 3 задания. Если ребенок справлялся с заданием, он получал плюс (+), если нет - минус (-), если дети справлялись с заданием наполовину, они получали (+/-).

Наумова Лера с первым заданием справилась хорошо. Со вторым не получилось, но в следующий раз  она обязательно постарается. С  третьим она справилась на половину, у нее земля высыпалась прямо  на столик.

Климов Саша с первым заданием абсолютно не справился, он не умеет поливать цветы, с лишком много льет воды. Со вторым заданием справился на половину, не очень аккуратно пользуется тряпочкой. И с третьим заданием справился великолепно, с взрыхлением земли у него проблем не оказалось.

Ротозей Даша также как  и Саша не смогла справиться с первым заданием, но зато со вторым она справилась без малейшей подсказке, и с третьим  у нее были не большие затруднения, нужно аккуратней взрыхлять землю.

Ерохин Владик всех удивил, со всеми заданиями справился замечательно без замечаний и без напоминаний

Якимова Настя ни с одним заданием не справилась, это говорит о том, что ребенок с детства не приучен труду.




Информация о работе Развивающее влияние трудовой деятельности в воспитательно-образовательном процессе дошкольников