В работе с детьми подготовительной
группы следует практиковать включение их в такую
работу; результаты, которой важны для
детского сада. Например, помочь завхозу
принести некоторые продукты, принять
участие в заготовке овощей, фруктов на
зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать помощь другим нужно формировать
у детей представление о содержании хозяйственно
– бытового труда, об общественной значимости
труда взрослых. Знакомство детей с трудом
дворника, завхоза осуществляется через
специальные экскурсии, включенные в сетку
занятий, а также в повседневной жизни.
С этой же целью используются произведения
художественной литературы: «Аленушка»
Е. Благинина, «У бабки была внучка» Л.Н.
Толстой, «Мишкина каша» и «Наш котенок»
Н. Носова, а также картины и иллюстрации
к книгам. Поскольку в подготовительной
группе дети овладевают основными трудовыми
навыками, очень важно уметь вовремя перейти
обучения этим навыкам к их использованию
в повседневной жизни. Обучением навыкам
необходимо тогда, когда ребенку дается
новое задание, которое он ранее некогда
не выполнял, или когда он трудовыми действиями
не овладел. При повторном выполнении
такой работы ребенку нужно постепенно
предоставлять возможность самому вспомнить;
как ее следует выполнить, также создавать
такие условия, которые ставили бы его
перед необходимостью трудиться повседневно
и самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного
возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим
силам, следует в процессе обучения
хозяйственно – бытовому труду на
первых порах давать им конкретные
трудовые задания, поручения, например, вылить
воду из мыльниц и положить просушить,
стереть пыль со шкафов для полотенец,
вымыть комнатные растения. Такие задания
нужно давать детям до тех пор, пока они
не научились выполнять их самостоятельно.
В дальнейшем руководство хозяйственно
– бытовым трудом ребят должно состоять
в том, что взрослый, не приказывая им прямо,
но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает
их самих подумать, что и как нужно сделать.
Так у детей формируется наблюдательность,
сообразительность, внимательность.
Как и в предыдущих
группах, важным фактором воспитания у
детей интереса к хозяйственно –
бытового труда является общение
ребят с воспитателями, няней, дворником
во время уборки групповой комнаты
или участка детского сада.
Руководство хозяйственно - бытовым трудом детей
6-7 лет не должно быть не навязчивым, ни
подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому
очень чувствительны. Только тогда дети
в процессе совместного труда ведут себя
не принужденно свободно.
Приучая детей старшего
дошкольного возраста к систематическому хозяйственно
– бытовому труду, надо чаще использовать
игровые формы его организации. Включаясь
в любое серьезное дело, ребенок в известной
мере обыгрывает его, подражая старшим.
Однако ему нравится; когда к этому серьезно
относятся взрослые, тем более, если они
и сами принимают участие в труде, игре
как исполнители или заказчики.
Методы педагога в
руководстве трудом детей должны
быть направлены на то, чтобы предупредить
ошибку в работе, вовремя посоветовать,
как ее исправить, оказать не обходимую помощь. При таких
приемах педагогического руководства
в старшем дошкольном возрасте к моменту
перехода в школу удается сформировать
довольно стойкие мотивы, определяющие
нравственную основу личности ребенка,
его трудовой деятельности.
2 Процесс
трудовой деятельности детей
2.1 Анализ
организации педагогической работы
в ДОУ
В основе воспитательно-образовательного
процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией
М.А. Васильевой. ДОУ осуществляет сотрудничество
с культурными и образовательными учреждениями
города, с детской поликлиникой, библиотекой,
школой.
Интерьеры ДОУ
оформлены с учетом современного
дизайна: картинами местных художников,
эстампами, панно, выполненными творческой
группой воспитателей, также детскими
рисунками, поделками. Обоснование
содержания дошкольного образования потребовало
от педагогов изменения предметно-пространственной
среды. Много инициативы и выдумки проявил
коллектив детского сада, чтобы устроить
пребывание детей в ДОУ уютным и комфортным.
В групповых комнатах оформлены игровые
многосекционные ширмы «Дом», мягкие диванчики,
макеты-модули. Выделены игровые и предметные
зоны для выбора деятельности по интересам
и желаниям. Занятия проводятся по подгруппам
с учетом возраста, сочетаются с дополнительным
образованием. В основе воспитательно-образовательного
процесса лежит «Программа воспитания
и обучения в детском саду» под редакцией
М.А. Васильевой, внедряются комплексные
программы и технологии нового поколения.
Коллектив творчески подошел к проблеме
организации оздоровительной работы,
физического развития детей. Комплексный
подход к сохранению здоровья детей позволил
снизить заболеваемость.
В ДОУ ежегодно
функционируют: оборудованный музыкально-физкультурный
зал, кабинеты логопедов, методический
кабинет, кабинет заведующей. В работе
с семьей педагоги ДОУ придерживаются
правила: только союз с родителями может
дать положительный результат в развитии
каждого ребенка.
Как утверждают
педагоги-исследователи: Н.А. Ветлугина,
Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Саккулина,
В.А. Флерина, из существующих детских
видов деятельности именно художественно-эстетическая
деятельность способствует творческой
самоактуализации и самореализации ребенка.
В силу своей специфики эта деятельность
является естественной «школой творческого
развития личности» - Н.Н. Поддъяков. При
систематическом обучении старший дошкольник
способен придумывать путь создания образа
от возникновения до его воплощения. Это
объясняется возросшими возможностями,
развитием ассоциативной речи, предпосылками
художественного мышления, творческим
воображением, произвольностью всех психических
процессов, осознанием своего «Я». Изобразительная
деятельность занимает важное место, являясь
для детей самой интересной, она позволяет
передать то, что дети видят в окружающей
жизни, то, что их взволновало, вызвало
положительное отношение. В дошкольном
учреждении создана изостудия, которая
дает возможность педагогу строить занятия
с детьми индивидуально и по подгруппам,
что создает условия для развития творческих
способностей каждого ребенка. Сочетание
зеленого уголка с образцами декоративно-прикладного
искусства, детскими коллективными работами
«Фантазия», «Волшебный лес», «Живописный
букет», картинами педагогов дошкольного
учреждения придает интерьеру изостудии
загадочность, декоративную яркость, пробуждает
у детей желание заниматься изобразительной
деятельностью. Воспитание в детях чувства
прекрасного, формирование умения замечать
красивое в явлениях природы, в человеке
и его труде, в произведениях искусства:
живописи, графике, скульптуре, произведениях
декоративного искусства строятся на
основе программы «Росток» А.В. Шестаковой,
а также «Программе воспитания и обучения»
М.А. Васильевой. Динамика занятий планируется
педагогом от прямого обучения детей к
выбору, к внесению ребенком дополнений,
обогащающих содержание рисунка (старший
дошкольный возраст). Для обогащения содержания
рисунков детям предоставляются различные
изобразительные средства: краски, гуашь,
цветные мелки, пастель, кусочки ткани,
цветная бумага, уголь, фломастеры, о чем
свидетельствуют детские работы «Чудо-рыба
», «Ферма» (смешанна техника с аппликацией),
«Царевна-лебедь» (рисование с заранее
заданным композиционным центром), «Живописный
букет» (монотипа, смешивание основных
цветов). Применение игровых приемов на
занятиях по рисованию в зависимости от
возрастных особенностей детей: игры -
драматизации, внесение игрушек - персонажей:
лягушка-путешественница, проказница
мышка, веселый гном, беседы с детьми от
лица персонажей, создание ситуаций образных
сравнений - помогают раскрыть творческие
способности ребенка, его наблюдательность,
фантазию, воображение. Разнообразные
воспитателем по изобразительной деятельности
различные средства наглядности для развития
цветного восприятия: цветная поляна,
аквариумные рыбки, улитки, осьминог -
игрушка способствовали усвоению детьми
цветовых эталонов, знаний о цветах и оттенках,
цветосочетаниях. Обучая детей способам
изображения предметов, явлений, в качестве
зрительного ряда педагог использует
фонд детских рисунков, что позволяет
детям рассказывать работы старших ребят
и взвешивать свои возможности. Для создания
произведения сюжетного и декоративного
характера педагог организует коллективные
работы, используя различные возможности
материалов. Особую роль в становлении
изобразительной деятельности детей играет
развитие их художественного восприятия
при ознакомлении с произведениями живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Знакомство с народным промыслом
помогает детям войти в мир прекрасного.
Развить чувство декоративности, видеть
и воспринимать неповторимое сочетание
красок природы. Изобразительной деятельностью
дети занимаются не только организованно,
но и самостоятельно в детском саду и дома.
Во всех детских группах оборудованы уголки
творчества для самостоятельной художественной
деятельности. В помощь родителям по организации
самостоятельной изобразительной деятельности
дома проводится семинар-практикум «Вместе
творим чудеса» с применением различных
материалов. О проявлении уважения к детскому
творчеству, интереса к содержанию детских
работ свидетельствуют постоянно действующие
выставки.
Детские работы
дополняют предметно-окружающую среду
в группах, а также в холлах
дошкольного учреждения. Развитие умения
детей понимать язык искусства через собственную деятельность,
через усвоение знаний, умений, навыков
осуществляется педагогом, как на занятиях,
так и в кружковой работе «Разноцветная
палитра». Кружковая деятельность построена
в форме индивидуальных и коллективных
работ. Используя на занятиях разную технику,
дети проявляют свои технические навыки
и умения: изображение на мокром листе
бумаги, наложение одной краски на другую,
тонирование, кляксография. Выполнение
совместных работ в технике коллажа с
использованием детских рисунков, аппликаций,
ткани, соленого текста помогают воспитать
в детях умение работать сообща, выслушивать
мнения других, находить пути воплощения
замысла.
Одно из важных
направлений работы ДОУ - трудовое экологическое
воспитание, с использованием программы
Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», С.Н.
Николаевой «Экологическое воспитание
дошкольников». Благодаря творческому
поиску педагогов в группах ДОУ создана
нестандартная, развивающая, экологизированная
игровая среда. Групповые уголки природы
оборудованы с учетом совершенных требований:
более 80% растений задействовано в педагогическом
процессе. Комнатные растения классифицированы
по разным потребностям к свету, влаги,
по месту произрастания - растения южных
стран, пустыни, нашего региона. Цветы
оформлены в кашпо, в торшерах, в композициях.
Круглогодично функционирует в группах
огород на окне, позволяющий детям осуществлять
поисковую деятельность. Оборудованные
экспериментальные уголки «Маленький
эрудит», «Хочу все знать», «Веселый лабиринт»,
схемы - карты, объемные макеты, дидактические
игры природоведческого характера позволяют
детям испытать радость экспериментирования,
чувствовать себя первооткрывателями,
вычленять простейшие закономерности.
Исследовательская работа помогает развить
у детей познавательный интерес, творчество,
умение логически мыслить, обобщать. В
систему работы с детьми включена разнообразная
деятельность с литературными произведениями.
Организуются игровые обучающие ситуации,
разыгрываются интерактивные сюжеты с
помощью кукол. Слушание и обыгрывание
рассказов, сказок, рассматривание авторских
иллюстраций помогает педагогам ввести
детей в мир литературно-художественного
искусства: КВН «Маленький сибирячок»,
«Лесная школа». Знания народных примет,
результаты собственных наблюдений дали
возможность детям прогнозировать погоду,
составлять рассказы, делать зарисовки
в «Календаре эмоционального состояния
природы», принимать участие в городских
конкурсах рисунка «Берегите Землю от
пожара», «Люблю тебя, Земля», «Мир, который
построил «Я»». Коллективные работы детей
- тестопластинка, рисунки, коллаж, мозаичное
панно - гармонично вписываются в оформление
детского сада. Включение детей в практическую
деятельность способствует формированию
опыта, умений, навыков, экологически обоснованного
взаимодействия с окружающей средой. Игровые
площадки дошкольного учреждения озеленены
деревьями и кустарниками, посаженными
родителями и детьми.
Основной
вид деятельности дошкольного детства
- игра, игра творческая, это школа
жизни для ребенка, его естественное
состояние. В играх у детей воспитывается умение
жить и действовать сообща, оказывать
помощь друг другу, формируется коллективное
самосознание, ответственность за свои
дела. В игре ребенок самостоятельно ставит
цели, стремится к их достижению, при этом
фантазирует, творит, у него развиваются
творческие, организаторские способности,
инициатива, изобретательность. Игра -
не только форма организации жизни ребенка,
ведущая деятельность в развитии дошкольника,
но и активный способ присвоения ребенком
социального опыта. В дошкольном образовательном
учреждении созданы благоприятные условия
для развития игровой деятельности:
- встречи,
дружеское общение с людьми
труда в детском саду;
- рассказы
о людях разных профессий;
- изготовление
совместно с детьми игрушек
и пособий для игр.
Творческий поиск и мастерство воспитателей
позволили создать условия в группах для
успешного развития каждого ребенка в
процессе свободной игровой деятельности.
Для этого совместно с родителями и детьми
организована предметно-развивающая среда
детских групп, освобождено пространство
для творческих игр. Разнообразие игр,
умелое руководство педагогами детскими
позволяет добиться определенных результатов:
- повышается
творческая активность детей
в игре;
- дети самостоятельно
распределяют роли, объединяются
в игровые коллективы, действуют сообща,
договариваются о сотрудничестве, решают
спорные вопросы и конфликты, подбирают
нужные для сюжета игрушки, они общительны,
доброжелательны;
- умеют импровизировать.
Следует обеспечить
игре такое место в педагогическом
процессе, чтобы она стала по праву
ведущей формой организации «детского
общества».
Детское творчество
есть в первую очередь самоопределение
ребенка в сложной системе
господствующих в обществе отношений.
В творчестве он осваивает себя,
свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром
детей и взрослых.
Этапы эксперимента
Констатирующий
эксперимент
Провожу с подгруппой
детей в составе 5 человек: Наумова Лера, Ерохин Владик, Ротозей
Даша, Климов Саша, Якимова Настя.
Ставлю цель научить
детей аккуратности, сформулировать у детей привычку поддерживать
чистоту и порядок в уголке природы.
Также научить детей
замечать беспорядок, и без напоминаний
исправлять его.
Формирующий
эксперимент
Для проведения этого
эксперимента с детьми я заранее
подготовила пособия (2 тазика, тряпочки для протирания листьев
и пыли на столиках и горшочках).
Начала я с заинтересовывающего
момента.
«Вбегает зайчик и говорит:
- Ой, еле к вам добрался.
- А знаете, ребята кто меня послала?
- Фея чистоты растений; проверить содержите ли вы в своем уголке природы чистоту. Сколько садиков обошел, везде было чисто.
И сейчас у вас проверю».
Обнаруживаем вместе
с детьми пыль на листиках и грязные
горшочки для цветов. Решили мы с детьми все помыть,
чтобы нам не было стыдно перед феей. Дети
все дружно принялись за работу. Каждому
было дано задание. Мне представилась
увидеть такую картину, дети были не организованны,
расплескивали воду и не все были заинтересованы
предстоящей работой.
Наумова Лера, и Ротозей
Даша старались все делали хорошо,
а вот Климов, Ерохин и Якимова, баловались.
В итоге: вода расплескана на столах и на полу,
горшочки не все вымыты, листочки тоже
не все протерты. Результат был – неудовлетворителен.
Для контроля этот же труд был проведен через неделю.
На этот раз представилась совсем другая
картина. Дети намного лучше выполняли
задания. Старались все, были организованны.
Итоговый (контрольный) эксперимент
Для проведения эксперимента Лере, Даше и
Насте было предложено протереть листья
комнатных растений, а Владику и Саше -
помыть горшочки для цветов. Все с заданием
справились замечательно! Дети старательно,
осторожно протерли листья растений и
помыли горшочки для цветов.
В итоге необходимый результат был достигнут. Все дети
с заданием справились.
Вывод: хозяйственно-бытовой труд необходим
в жизни каждого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В детском
саду трудовое воспитание заключается
в ознакомлении детей с трудом
взрослых, в приобщении детей к
доступной им трудовой деятельности.
В процессе ознакомления с трудом
взрослых воспитательница формирует у детей положительное
отношение к их труду, бережное отношение
к его результатам, стремление оказывать
взрослым посильную помощь. Включая детей
в трудовую деятельность, воспитательница
формирует трудовые навыки, воспитывает
привычку к трудовому усилию, ответственность,
заботливость, бережливость, трудолюбие,
готовность участвовать в труде, формирует
положительные взаимоотношения между
детьми.