Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:30, курсовая работа
Цель - правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Активное участие и посильная помощь взрослым поддерживает у них жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Эмоциональную настройку детей, интерес к самостоятельным действиям надо поддерживать и закреплять играми, сказками, которые прививают необходимые навыки в увлекательной, творческой форме.
Введение …………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ …………………………..
1.2 Виды труда в ДОУ …………………………………………………………..
1.3 Хозяйственно-бытовой труд в ДОУ ………………………………………
1.4 Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте ………………………………………………………………
2 Процесс трудовой деятельности детей
2.1 Анализ организации педагогической работы в ДОУ …………………….
2.2 Этапы эксперимента ……………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………………..
Приложения …………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
НП ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Факультет: 050000 «Образование и педагогика»
Специальность: 050704
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
Тема: Развивающее влияние трудовой
деятельности в воспитательно-
Студентка: Воробьева Елена Васильевна / ______________ /
№ договора 01 П 01\12-01 Набор: Я-12 ЦДО: Уфа
Научный руководитель: _________________ /____________ /
Дата представления работы: «___» _________ 2013 г.
НП «ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
З А Д А Н И Е
На выполнение курсовой работы
Воробьева Елена Васильевна
Форма обучения: заочная-дистанционная, № договора: 01 П 01\12-01, набор: Я-12
Специальность: 050704
Дисциплина: Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
1. Тема: Развивающее влияние
трудовой деятельности в
2. Дата выдачи темы «____» ______
3. Календарный график выполнения
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
4. Содержание пояснительной записки
Глава 1 Теоретические основы трудового воспитания
Глава 2 Процесс трудовой деятельности детей
5. Срок представления студенткой законченной курсовой работы: «__»______2013г.
Научный руководитель ______________________________
______________________________
Научный руководитель _______________________
Студентка: _______________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………. |
4 |
1 Теоретические основы трудового воспитания |
|
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ ………………………….. |
7 |
1.2 Виды труда в ДОУ ………………………………………………………….. |
8 |
1.3 Хозяйственно-бытовой труд в ДОУ ……………………………………… |
10 |
1.4 Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте ……………………………………………………………… |
15 |
2 Процесс трудовой деятельности детей |
|
2.1 Анализ организации педагогической работы в ДОУ ……………………. |
20 |
|
25 |
Заключение ………………………………………………………………………… |
27 |
Глоссарий ………………………………………………………………………….. |
28 |
Список использованных источников …………………………………………….. |
31 |
Приложения ………………………………………………………………………… |
32 |
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам; коллективизм; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.
Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости — подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека.
Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Дошкольное образовательное учреждение функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам противопожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольного учреждения, определёнными, нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром.
Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.
Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.
Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает
благоприятные условия для
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные
представления о свойствах
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т.д. – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.