Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:23, контрольная работа
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из главных проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности, и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
Введение……………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы технологии развивающего обучения……
2. Сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения……………………………………………………………………………
3. Практическая часть………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Введение
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из главных проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности, и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает и сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной, общественно-трудовой деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Связь обучения и развития человека – одна из центральных проблем образования. При ее рассмотрении важно отметить, что:
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, И. Г. Песталоцци , В.П. Вахтерова, А.Я. Герда, Д.И. Тихомирова, З.И. Калмыковой др.
Цель курсовой работы – изучить особенности технологии развивающего обучения, применить её на практике и дать сравнение данной технологии с традиционным обучением.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Процесс обучения всегда связан с задачами всестороннего развития личности и рассматривается как постоянно развивающийся, целостный процесс. В отечественной педагогике считается общепринятым, что развитие личности в школьный период происходит под непосредственным влиянием обучения. Обучение и развитие – эти два процесса связаны и постоянно взаимодействуют. И чем определеннее направлены все звенья учебного процесса на развитие мышления школьников, тем успешнее обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Первым, кто наиболее последовательно изложил свою точку зрения на процесс познания, был основоположник педагогической науки, педагог Я. А. Каменский (1592-1670). Он оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире.
Одним из основных положений его дидактической системы явилось положение о том, что нужно не подавлять, а развивать умственные силы и способности детей, поддерживать у них жажду знаний, пылкое усердие к учению, интерес и способность проникать в суть вещей. Он считал, что учитель, в первую очередь, должен вызвать у учащихся интерес к задаче урока, а уже потом организовать работу, выслушать ответы, делать поправки, вести контроль за усвоением знаний 1.
Рассматривая образование как процесс развития природных дарований человека, Я. А. Каменский, по существу, выдвинул идею развивающего обучения. «Я требую, чтобы у учеников всегда и везде совершенствовались: 1. Чувства все более и более отчетливого наблюдения вещей. 2. Ум – для все более и более глубокого превращения в вещи. 3. Память – для все лучшего и лучшего усвоения. 4. Язык для того, чтоб понятное уметь высказывать все лучше и лучше. 5. Руки – чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно. 6. Дух – чтобы лучше и лучше предпринимать и производить все, что достойно уважения. 7 Сердце – чтобы пламеннее любить и призывать все святое»2.
Большой вклад в педагогику внес английский философ и педагог Дж. Локк. В его работах также видны идеи развивающего обучения. Он рассматривал процесс становления и развития человека как единство физического, психического и умственного развития, указывал, что на первых этапах обучения ребенок должен получить ясное представление о реальных вещах и явлениях, что является основой последующего развития логического мышления, необходимого для обобщения данного опыта 3.
В основе теории элементарного образования, разработанной И. Г. Песталоцци (1746-1827), лежит идея развивающего обучения, которая наиболее отчетливо сформулирована им в работе «Метод», где он высказывает мысль о том, что задача обучения состоит в том, чтобы развить ум, способность самостоятельно решать вопросы, которые возникают в процессе познания, развить все внутренние силы 4.
Песталоцци, обучение должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», то есть воздействовать не только на ум, но и на чувства, волю, характер ребенка, вооружать его необходимыми для жизни умениями и навыками 5.
Большое внимание проблемам развивающего обучения уделял немецкий педагог-практик А. Дистервег (1790-1866), последователь И.Г. Песталоцци. Он утверждал, что каждый ребенок обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Дистервег четко сформулировал принципы дидактики развивающего обучения, показал роль учебных предметов, их влияние на развитие памяти, мышления, воображения. Характеризуя методы обучения, он оценивал их с точки зрения того, насколько они способствуют развитию ребенка. Всякий метод хорош, если возбуждает у ребенка самостоятельность, считал он, но наиболее развивающим методом, по его мнению, является диалогическое, вопросное преподавание 6.
Наиболее полно принципы развивающего обучения изложил великий русский педагог К. Д. Ушинский. Проблема развития умственной самостоятельности выступает в его работах как проблема обучения учащихся умению учится, формированию у них желания и потребности учиться, способности самостоятельно приобретать новые знания 7.
Идеи К.Д. Ушинского о развивающей функции школьного обучения дальнейшую свою разработку получили в трудах И.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, А.Я. Герда, Д.И. Тихомирова и других ученых. В их работах освещаются вопросы общей организации процесса обучения. Особое значение прогрессивные педагоги придавали наблюдениям, демонстрациям, связывая их с развитием наблюдательности, любознательности, самостоятельности детей 8.
Научное обоснование теории развивающего обучения дано в трудах Л.С, Выготского. В начале 30-х годов ХХ века Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания не являются конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Выготский первым начал исследовать те случаи, когда ученики не умеющий решить определенную тестовую задачу самостоятельно все же справляется с ней в сотрудничестве с взрослыми или сверстниками.
Ученый пришел к выводу, что в этом случае речь идет о способности, которая только еще формируется, причем именно в конкретных реальных отношениях между людьми, сотрудничестве с взрослыми. Он указывал, что при оценке уровня развития ребенка нужно учитывать не только то, что ребенок еже может делать при некоторой помощи взрослого 9.
Ученик может с помощью учителя выполнять не любые действия, а лишь такие, к которым уже в какой-то степени готов: «Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно… Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно лишь тому, чему он уже способен обучиться. Возможности его обучения определяются зоной его ближайшего развития».
Вопрос о том, как осуществляется взаимодействие обучения и умственное развитие учащихся рассматривается в ряде работ А.Н. Леонтьева. Результатом обучения, по его мнению, является приобретение определенных знаний, умений и навыков. А.Н. Леонтьев показал, что умственное развитие, обеспечивающее успешное обучение, обнаруживается в перенос операций, усвоенных школьником на одном предмете, на новый материал другого предмета. Кроме того, он указывает, что процесс развития может происходить лишь в активной деятельности самого ученика. Им была разработана теория деятельности, которая явилась основой для ряда психологических теорий учения 10.
Опираясь на методологическую разработку проблемы обучения и развития, одним из первых начал свои экспериментальные педагогические исследования Л.В. Занков (1901-1977). Целью его исследования была: выявление объективных педагогических закономерностей, позволяющих найти пути и методы обучения, которые обеспечивают оптимально возможное развитие школьников. Он проанализировал состояние дел в образовании, наметил пути его дальнейшего развития и в ходе экспериментального обучения создал свою интересную и стройную дидактическую систему развивающего обучения, изменив при этом все дидактические компоненты учебного процесса. Главной задачей педагог считает развитие учащихся, а в основу содержания предполагает положить знакомство с общей картиной мира. Кроме того по Л.В. Занкову, важным компонентом развивающего обучения является характер взаимодействия учителя и учащихся, которые должны быть построены на основе доброжелательности 11.
Дидактическая система Л. В. Занкова продемонстрировала развивающий эффект в сфере таких психических процессов, как анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление и практические действия – умение создать материальный объект. Им разработаны следующие принципы развивающего обучения:
Таким образом, по Занкову, развивающее обучение – это обучение, идущее на высоком уровне трудности и в быстром темпе, при ведущей роли теоретических знаний и осознанном их усвоении, главная задача которого развитие каждого учащегося.
Система развивающего обучения, направленная на развитие логического, теоретического мышления разработана Д.Б. Эльконином (1918-1959) и В.В.Давыдовым (1928-1999).
В.В.Давыдов, который при разработке проблемы развивающего обучения опирался на принципы и исходные положения школы Л.С. Выготского считал: основной развивающего обучения является его содержание, определяющее методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения и другие моменты учебного процесса. Он убежден, что развитие учащихся состоит в изменении типа мышления, проектируемого содержанием учебных предметов и методами их преподавания 13.
По В.В.Давыдову развивающее обучение – обучение, содержание которого построено таким образом, чтобы у учащихся формировать теоретический тип мышления на основе обобщения.
Развивающий характер обучения по теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова связан тем, что содержание развивающего обучения должно быть построено на основе теоретических знаний. Теоретические знания – это те знания, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленное преобразование абстракций, отражают внутренние отношения и связи 14.
Проблемами развивающего обучения занимались многие современные педагоги (З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.П. Сухов и др.)
З.И. Калмыкова одним из принципов развивающего обучения считает развитие различных видов мыслительной деятельности. Основными принципами развивающего обучения она считала следующие: