Развитие умственных способностей дошкольников с речевыми нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. То есть активно развиваются умственные способности детей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Общеобразовательные и коррекционные задачи умственного воспитания дошкольников с нарушениями речи…………………………………………… 5
Основные формы обучения и их содержание…………………………………. 9
Овладение действиями наглядного моделирования…………………….…… 13
Заключение……………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы…………………………………………….. 18

Работа содержит 1 файл

реферат пед системы.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт  педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра специальной психологии и коррекционной  педагогики 
 
 

Реферат 

Развитие  умственных способностей дошкольников с речевыми нарушениями 
 
 

Выполнили:

студентки гр.41-42

Герасимова  Д.Д.,

Лекомцева Е.Н.

Проверила:

Карпова Н.П. 
 
 
 
 
 
 

Ижевск 2010

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………  3

Общеобразовательные и коррекционные задачи умственного  воспитания дошкольников с нарушениями речи……………………………………………  5

Основные  формы обучения и их содержание………………………………….  9

Овладение действиями наглядного моделирования…………………….…… 13

Заключение……………………………………………………………………… 16

Список  используемой литературы…………………………………………….. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Дошкольный  возраст – период расцвета детской  познавательной активности. К 3 – 4 годам  ребёнок как бы освобождается  от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности.

     Дошкольный  возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

     В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

     В этот период продолжают бурно развиваться  речь, способность к замещению, к  символическим действиям и использованию  знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. То есть активно развиваются умственные способности детей.

     Современная педагогическая наука считает, что  основными показателями умственного  развития являются усвоение системы  знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение  способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

     Как указывает Г.В.Чиркина, основными  особенностями познавательной сферы  детей с речевыми нарушениями  являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной  сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общеобразовательные и коррекционные  задачи умственного воспитания дошкольников с нарушениями речи

     Умственное  развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

     Умственное  развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

     В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

  • формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни;
  • развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
  • развитие любознательности и умственных способностей;
  • развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

     В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребенка с речевым дефектом.

     Компенсация речевого недоразвития ребенка, его  социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе  диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

     В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных  форм словесно-логического мышления.

     Особое  место должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которая складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

     В задачу воспитателя входит также  создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. 

     Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.):                              

  1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

     Разностороннее  обследование дошкольника с этих позиций позволяет выявить ведущий  речевой дефект и обусловленные  им недостатки психического развития. В дальнейшем при планировании коррекционной  работы это учитывается.

     2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. 

     Применительно к детям с общим недоразвитием  речи этот принцип реализуется в  процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

     3.  Принцип связи речи с другим  сторонами психического развития, который раскрывает зависимость  формирования отдельных компонентов  речи от состояния других психических  процессов.

     Обследование  детей проводится индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов игровой и учебной деятельности.

     Важно выявить особенности памяти у  детей с общим недоразвитием  речи в процессе выполнения сложных  инструкций, включающих два-три элементарных задания; запоминания последовательного ряда из нескольких картинок с логической связью и без нее; при определении изменений в ряду из двух картинок, при заучивании стихотворения, текста и т.д.

     Логопед отмечает скорость запоминания, прочность  сохранения и легкость воспроизведения.

     Результаты  обследования фиксируются в речевой  карте, приводятся примеры образцов детской речи. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования. Заполнение речевых карт заканчивается к 5 сентября.

     Одновременно  воспитатель группы обследует умения и навыки каждого ребенка в  различных видах учебной деятельности, а также получает представление  о готовности детей к усвоению знаний и представлений по математике. Опираясь на программные требования соответствующих и нижестоящих возрастных групп, воспитатель определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует индивидуальные особенности детей.

     Характеристика воспитателя не должна быть односторонней и отражать только недостатки ребенка. Важно отметить положительные стороны личности ребёнка и его поведения, отношение к коллективу, к труду, а также приемы индивидуального подхода, которые оказались наиболее эффективными. В характеристику в течение, года вносятся новые данные о развитии ребенка под влиянием коррекционного обучения.

     В случае затруднений в установлении речевого диагноза и усвоении программного материала характеристики отдельных  детей обсуждаются педагогическим коллективом.

     Данные  комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения.

     В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие, восприятие, внимание и память, формирование пространственных представлений, критичность, контроль, программирование психической деятельности, развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом.  
 
 
 
 
 
 
 

Основные  формы обучения и их содержание

     Умственное  воспитание детей осуществляется в  процессе:

  • предметной, продуктивной деятельности;
  • на занятиях в дошкольных учреждениях: при ознакомлении с окружающей действительностью,
  • в речевой деятельности;
  • в процессе формирования математических представлений и понятий.

     Предметная  и продуктивная деятельность.

     Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой  — образное отражение действительности.

     Изобразительная деятельность — это специфическое  образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для  умственного воспитания детей.

     Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

Информация о работе Развитие умственных способностей дошкольников с речевыми нарушениями