Развитие творческих способностей учащихся на примере фотокружка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Содержание

1 Введение
2 Теоретическая часть
2.1 Сущность творческих способностей
2.2 Диагностика творческих способностей
2.3 Создание воспитательного пространства как средства
развития творческих способностей
2.4 Личностные и профессиональные качества педагога как условие
развития творческих способностей учащихся
3 Практическая часть
3.1 Фотокружок как пространство развития творческих
способностей
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Педагогу  необходимо научиться  относиться к ребятам  как к младшим  товарищам по трудной, но очень интересной работе.

Нужно уметь находить в  каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать  каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

Вырабатывать  у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о  других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную  работу строить по алгоритму:

предварительная работа организатора;

                    коллективное планирование;

                    коллективная подготовка;

                   коллективное проведение дела;

                  коллективное подведение итогов.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие. 

Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие  должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.4 Личностные и профессиональные качества педагога как условие  развития творческих способностей учащихся 
 

Формирование  личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Развитие  человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие  человека - это процесс  количественного  и качественного  изменения, исчезновения старого и возникновения  нового, источник и  движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как  природных, так и  социальных сторон личности.

Воспитание  рассматривается  педагогикой как  ведущий фактор, так  как это специально организованная система  воздействия на подрастающего  человека для передачи накопленного общественного  опыта.

Социальная  среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Творчество  предполагает наличие  у личности способностей, мотивов, знаний и  умений, благодаря  которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Однако, важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися, для чего педагог должен иметь немалые знания и обладать приёмами общения. 

Педагогическое  общение-система  ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием  которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация  взаимоотношений  с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Педагогическое  общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм  общения учителя  состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога  важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.

Современный опыт ведения урока  убедительно показывает, что учитель может  быть истинным творцом  только тогда, когда  ежеминутно связывает  неразрывной нитью  высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к миру внешнему, со своим жизненным опытом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      3.  Практическая часть 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Фотокружок как  пространство развития  творческих способностей 

Фотография  не бесстрастное зеркало  мира, художник в  фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению  через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. В фотографии отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы, фотография дает огромный материал для познания жизни.

В процессе общения  ребенка с явлениями  фотографии, накапливается  масса разнообразных, в том числе  и эстетических, впечатлений. Он вновь и вновь  в меру своих личных способностей становится творцом, “фотографом-художником”. Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Постижение фотографии есть познавательный процесс глубоко творческого характера.

Впоследние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны, города и каждой семьи.

Фотография  прочно вошла в  нашу повседневную жизнь, для кого-то стала  профессией, для других — возможность  заполнить семейный альбом снимками памятных событий, для третьих — увлечение, способ самовыражения и самоутверждения. Обычно снимки начинающих фотографов не обладают той выразительностью, которая имела бы художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо овладеть не только знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка.

Фотокружок позволяет учасникам близко познакомится с процессом фотографии. В фотокружке ребята объединены общим интересом к фотографии, учатся извлекать полезные знания, принимать самостоятельные решения, решать творческие задачи. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Специфика кружка позволяет  развивать такие  черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется  в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

Методика  организации творческого  процесса делиться на две части 

Теоритическую – ребятам рассказывается о истории фотографии показываются работы выдающихся фотографов обсуждаются вопросы эстетического восприятия.

Практическую  – в процессе которой  ученики знакомятся с техникой фотографии, учаться снимать  и печатать фотографии

  В рамках фотокружка  возможно организовать  различные мероприятия, такие как создание и посещение выставок, организацию внутренних конкурсов или работу над общим заданием всеми учащимися.

Тематический  план работы фотокружка.

 
 
№ п/п Тема  занятия Кол-во часов Содержание  работы
История фотографии.
1. Свойства  света. 2 Получение композиций на фотобумаге.
2. Камера  – обскура. 2 Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги.
3. История открытия фотографии. 2 О Дагере и Ньепсе. Их снимки. “Чудеса” той дагеротипии.
4. Фотография  сегодня. 2 Фотография  в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство.
Работа  с фотоаппаратом.
1. Основные  части фотоаппарата. 2 Как работает, что зачем  нужно. Чем отличаются фотоаппараты.
2. Кассета. 2 Зарядка с закрытыми глазами  на скорость.
3. Работа с фотоаппаратом. 2 Вставить  пленку, установить выдержку, диафрагму, расстояние. Перемотка.
4. Определение экспозиции. 2 Фотоэкспонометр, таблицы, символы.
5. Первая  съемка. 2 Снимаем на улице. Отработка  последовательности операций.
Работа  с пленкой.
1. Зарядка пленки в бачок. 2 Зарядка с закрытыми глазами  на скорость.
2. Проявка пленок. 2 Определение времени проявления методом “фактора”.
3. Сушка, хранение пленок. 2 Выпрямление пленок, изготовление конвертов.
Работа  с фотоувеличителем.
1. Устройство фотоувеличителя. 2 Что, где, зачем. Сравнение  с фотоаппаратом.
2. Фотопечать. 6 Определение выдержки с помощью  “контролек”. Закрепление  последовательности операций.
3. Фотохимикаты. 2 Разведение  проявителя и закрепителя. Различие их свойств.
4. Инструктаж  по технике безопасности. 2 Что опасно и почему.
5. Фотобумага. 2 Какой бывает бумага, подбор бумаги к негативу.
6. Глянцевание, сушка, хранение фотографий. 2 Работа  с готовыми фотографиями.
7. Ретушь. 2 Устранение  царапин. Что делать, чтобы их было меньше.
Выразительные средства.
  Композиция. 2 Показ фотографий. 
Работа с имеющимися негативами. 
Задание на дом: использовать выразительные средства при съемке.
  Перспектива. 2
  Ракурс. 2
  Светотень. 2
  Смысловой центр. 2
  Колорит. 2
  Точка и момент съемки. 2
  Контрасты. 2
  Освещение. 2
Фотожанры.
  Пейзаж  и архитектура. 8 Обсуждение, просмотр снимков, выявление  характерных черт жанра. 
Съемка, проявка, печать, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.
  Портрет. 8
  Репортаж. 8
  Спортивный. 8
  Фотонатюрморт. 8
  Фотоэтюд. 8
  Специальные виды съемки. 8
Работа  над снимком.
  Маскирование. 2 Совершенствование мастерства при фотопечати; 
отработка техники.
  Применение  растворов. 2
  Фотомонтаж. 2
  Другие  приемы. 2
Расширение  и применение знаний и умений.
1. Посещение фотовыставок. 6 Эту работу трудно спланировать. 
Обычно она идет параллельно изучению материала. 
К ней привлекаются “старички”.
2. Подготовка  работ к выставке.  
3. Работа  для школы, класса и других организаций.  
 

                                                                                               Тропина Галина Егоровна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     4. Заключение 
 

В последние годы в психологии творчества сложилось представление о сложной, многоуровневой иерархии различных этапов процессов творчества, причем личностные и интеллектуальные свойства, уже давно ставшие предметом исследования, остаются им и поныне вследствие неоднозначного объяснения уже полученных результатов и вновь возникающих вопросов. 

Мы  понимаем творчество как реализацию человеком  собственной индивидуальности. В свою очередь, самодостаточным  проявлением человеческой индивидуальности для  нас являются эмоциональные  реакции и состояния человека. Для того чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием.  

Для того чтобы развить  творчество человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным  реакциям и состояниям. Принимая и поддерживая  эмоциональные реакции  и состояния человека, мы способствуем проявлению его творчества. Наличие, способного проникнуть во внутренний мир ребёнка, педагога и способного открыть свой собственный внутренний мир и есть то средство которое, лучше других развивает не только творческие способности но и душевные и духовные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                5. Список использованной литературы 
 

Маркова А.К. Психология труда  учителя. – М.: Логос, 1993.

Митина  Л.М. Учитель как  личность и профессионал. – М.: Книга, 1994.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.

Дружинин  В.Н. Психология общих  способностей СПб.: Питер Ком, 1999

Штерн В. Умственная одаренность  – С-П. –1997г.

Рубинштейн  С.Л. Основы общей  психологии: Т. ΙΙ. М.: Педагогика, 1989.

Иванов  Ю.А. Воспитание творческой личности в школе: пособие для руководителей  и педагогов общеобразовательных  школ / Ю.А. Иванов. – Мн.: Экоперспектива, 2004.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на примере фотокружка