Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
1 Введение
2 Теоретическая часть
2.1 Сущность творческих способностей
2.2 Диагностика творческих способностей
2.3 Создание воспитательного пространства как средства
развития творческих способностей
2.4 Личностные и профессиональные качества педагога как условие
развития творческих способностей учащихся
3 Практическая часть
3.1 Фотокружок как пространство развития творческих
способностей
4 Заключение
5 Список использованной литературы
Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.
Воспитательную работу строить по алгоритму:
предварительная работа организатора;
коллективное планирование;
коллективная подготовка;
коллективное проведение дела;
коллективное подведение итогов.
Способы
в воспитательном
пространстве должны
соотноситься с формами.
Понятие форма - означает
способ организации,
способ существования
и выражения содержания,
предмета, явления, процесса.
Основной формой воспитательного
процесса в школе принято
считать мероприятие.
Мероприятие
– организованное
действие коллектива,
направленное на достижение
каких-либо целей. Мероприятие
должно реализовываться,
как целенаправленное
взаимодействие учителя,
классного руководителя,
воспитателя с каждым
учащимся, детским коллективом
в целом, направленное
на решение поставленных
воспитательных задач.
В этом случае само мероприятие
выступает как форма
воспитательной деятельности,
в которой целенаправленно
объединены отдельные
способы ее организации,
сочетающие цели, задачи,
содержание, методы,
средства и приемы. В
процессе этой деятельности
создаются такие воспитательные
ситуации в жизнедеятельности
коллектива, которые
своим содержанием и
эмоциональным проявлением
воздействуют на личность
ребенка.
2.4
Личностные и профессиональные
качества педагога как
условие развития
творческих способностей
учащихся
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Однако,
важнейшим фактором,
влияющим на творческое
развитие, столь важное
для учащегося на любом
этапе, является творческий
подход самого преподавателя,
в том числе и к процессу
общения и контакта
с учащимися, для чего
педагог должен иметь
немалые знания и обладать
приёмами общения.
Педагогическое
общение-система
ограниченного социально-
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.
Современный
опыт ведения урока
убедительно показывает,
что учитель может
быть истинным творцом
только тогда, когда
ежеминутно связывает
неразрывной нитью
высказанное им со своим
внутренним миром, со
своим отношением к
миру внешнему, со своим
жизненным опытом.
3. Практическая часть
3.1
Фотокружок как
пространство развития
творческих способностей
Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. В фотографии отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы, фотография дает огромный материал для познания жизни.
В процессе общения ребенка с явлениями фотографии, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, “фотографом-художником”. Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Постижение фотографии есть познавательный процесс глубоко творческого характера.
Впоследние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны, города и каждой семьи.
Фотография прочно вошла в нашу повседневную жизнь, для кого-то стала профессией, для других — возможность заполнить семейный альбом снимками памятных событий, для третьих — увлечение, способ самовыражения и самоутверждения. Обычно снимки начинающих фотографов не обладают той выразительностью, которая имела бы художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо овладеть не только знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка.
Фотокружок позволяет учасникам близко познакомится с процессом фотографии. В фотокружке ребята объединены общим интересом к фотографии, учатся извлекать полезные знания, принимать самостоятельные решения, решать творческие задачи. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Методика организации творческого процесса делиться на две части
Теоритическую – ребятам рассказывается о истории фотографии показываются работы выдающихся фотографов обсуждаются вопросы эстетического восприятия.
Практическую – в процессе которой ученики знакомятся с техникой фотографии, учаться снимать и печатать фотографии
В рамках фотокружка возможно организовать различные мероприятия, такие как создание и посещение выставок, организацию внутренних конкурсов или работу над общим заданием всеми учащимися.
|
4. Заключение
В
последние годы в
психологии творчества
сложилось представление
о сложной, многоуровневой
иерархии различных
этапов процессов творчества,
причем личностные и
интеллектуальные свойства,
уже давно ставшие предметом
исследования, остаются
им и поныне вследствие
неоднозначного объяснения
уже полученных результатов
и вновь возникающих
вопросов.
Мы
понимаем творчество
как реализацию человеком
собственной индивидуальности.
В свою очередь, самодостаточным
проявлением человеческой
индивидуальности для
нас являются эмоциональные
реакции и состояния
человека. Для того чтобы
развивать творчество,
необходимо иметь дело
с эмоциональным содержанием.
Для
того чтобы развить
творчество человека,
необходимо в первую
очередь обращаться
к его эмоциональным
реакциям и состояниям.
Принимая и поддерживая
эмоциональные реакции
и состояния человека,
мы способствуем проявлению
его творчества. Наличие,
способного проникнуть
во внутренний мир ребёнка,
педагога и способного
открыть свой собственный
внутренний мир и есть
то средство которое,
лучше других развивает
не только творческие
способности но и душевные
и духовные.
5.
Список использованной
литературы
Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Логос, 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Книга, 1994.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999
Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Т. ΙΙ. М.: Педагогика, 1989.
Иванов
Ю.А. Воспитание творческой
личности в школе:
пособие для руководителей
и педагогов
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на примере фотокружка