Развитие творческих способностей учащихся на примере фотокружка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Содержание

1 Введение
2 Теоретическая часть
2.1 Сущность творческих способностей
2.2 Диагностика творческих способностей
2.3 Создание воспитательного пространства как средства
развития творческих способностей
2.4 Личностные и профессиональные качества педагога как условие
развития творческих способностей учащихся
3 Практическая часть
3.1 Фотокружок как пространство развития творческих
способностей
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 130.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Курсовая работа по предмету педагогика

«Развитие творческих способностей учащихся на примере фотокружка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           
 

                                             Оглавление: 
 

1 Введение

2 Теоретическая часть

   2.1 Сущность творческих способностей

   2.2 Диагностика творческих способностей

   2.3 Создание воспитательного пространства как средства

           развития творческих способностей

   2.4 Личностные и профессиональные качества педагога как условие

           развития творческих способностей учащихся

3 Практическая часть

    3.1 Фотокружок как пространство развития творческих

           способностей

4 Заключение

5 Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 1. Введение. 
 
 

«Детство  – важный период

человеческой  жизни, не подготовка к

будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь; и

от  того, как прошло детство, кто

  вел ребенка за  руку в детские годы,

что вошло в его  разум и сердце из

окружающего мира, в решающей

степени зависит, каким человеком

станет  сегодняшний малыш». 

В.А. Сухомлинский 
 
 
 

Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества. Творец-созерцатель — в античном мире, творец-художник — в эпоху Возрождения, творец-мыслитель — в XVII — XVIII вв., учёный, конструктор в XIX — начале XX в, ... Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. "У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было"

Творчество  отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его  словарь «Психология». Такое понимание  верно лишь с точки  зрения «процессуального»  подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.

Как видно творчество относится к преобразующей  форме воздействия. Иными словами человек приспосабливается к окружающему миру, ассимилируя его качества, включая его в систему своей активности и изменяя свои собственные качества.

Известный психолог Л.С. Выготский  говорил, что в  каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое  условие существования, и все, что выходит  за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека

Проблема  творчества волновала  людей всегда, выступая, как общечеловеческая проблема. Феномен  гениальности тоже всегда вызывал восхищение людей и составлял  непреходящую ценность цивилизаций. Педагоги обычно ставят вопрос о раннем выявлении задатков таланта в детях, о путях развития этих задатков.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      2. Теоретическая часть 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            

                     
 
 
 
 
 
 
 
 

              2.1 Сущность творческих способностей 
 

Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Творческий процесс - не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества

В "Педагогике" Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное  свойство индивидов  создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний.

Выделение универсальной творческой способности, названной  креативностью (от английского creativity — дословно: творческость), произошло не так  давно и связано  с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную  модель интеллекта. Креативность определяется более конкретно как "совокупность мыслительных (дивергентное мышление; беглость, гибкость, оригинальность мышления; широта категоризации, генерализованная чувствительность к проблеме; умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировывать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности". Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

оригинальность  — способность  продуцировать необычные  ответы;

продуктивность — способность к генерированию большого числа идей; гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;

способность усовершенствовать  объект, добавляя детали.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Современная педагогика опирается  на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи  любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их. Однако "разбудить" способности учащегося — не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности личности. 
 

2.2 Диагностика творческих способностей. 

Креативные  способности диагностируются  множеством методик. Оригинальное решение задачи, нахождение вербальной и образной метафоры, интересных и необычных ассоциаций — все это, так или иначе, проявление креативности человека. Традиционно диагностика творческих способностей осуществлялась по методикам Торренса (образная креативность). Методика «Пиктограмма» дает большие возможности и для диагностики, и для оптимизации образного развития, а также творческих способностей.

Использование различных методик  диагностики творческих способностей позволило  выявить общие  принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение  числа ответов  к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин  по отношению к  частоте встречаемости  ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение  количества уникальных (не встречающихся в  выборке) ответов  к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

отсутствие  ограничения по времени; минимизация мотивации достижения; отсутствие соревновательной мотивации и критики действий; отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество. Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей. В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции. Из чего следует что тестирование творческих способностей в целом весьма условно, и имеет поверхностное значение, так как креативность может сформироваться или проявиться в процессе творческой деятельности. 

       2.3 Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся 
 

    Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

Творчество  стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим  отношением к ним, и творческие решения, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания  внимания, а не в  момент сосредоточения над решением проблем. Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

Воспитательное  пространство – это  освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена  для решения педагогических задач.

Воспитательное  пространство – это  результат освоения воспитательной среды.

Воспитательное  пространство не складывается само по себе или  приказом сверху. Оно  рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.

Воспитательное  пространство может  стать средством  развития творческого  потенциала личности ребенка только в  том случае, если оно будет пространством  детской общности, наполненным реальными  и значимыми для  детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

Создание  воспитательного  пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором  приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

По  вышеперечисленным  правилам реализации творческого потенциала воспитательного  пространства, педагогу-воспитателю  необходимо четко  продумать цели своей  работы. 

Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

Обеспечить  педагогическую поддержку  творческих устремлений  учащегося.

Способствовать  повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

Обеспечить  участие родителей  в подготовке и  проведении ключевых воспитательных дел  в классе.

Сформировать  круг традиционных дел  в классе, позволяющий  оптимально распределять учеников по способностям. 

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как  же сделать так, чтобы  всемерно развить  самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:  

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на примере фотокружка