Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам музыкального фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Анализ научной литературы музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:
- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;
- большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Историко-логический анализ проблемы развития музыкального
фольклора.
Психолого-педагогический аспект развития способностей детей
старшего дошкольного возраста с помощью фольклорного жанра.
Глава 2. Практическая часть. Педагогическая технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на базе ДШИ № 16 им. И.О. Дунаевского.
2.2. Применение на практике технологии развития творческих способностей по средствам музыкального фольклора.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

В определении  музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая  считает, что музыкальные способности  начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).

Таким образом, все выше перечисленное  еще раз доказывает необходимость  развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку  именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Собирание и изучение музыкального фольклора  на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация  начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто  из исследователей даже не пытался  осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору  было уделено уже в 1918 году в непериодическом  издании «Игра», в котором ему  отводилось первостепенное место. Десятки  фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П.

Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего  возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет  играть, он играет всем и познает  окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П.

По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н.  предлагает делить все детские песни на четыре группы:

  1. песни диалогические;

      2) песни кумулятивные (прибаутки или  сказки в стихах);

  1. песни с припевом;

      4) песни- перегудки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г.

Все образцы  были разделены на III раздела.

I –  Календарный  фольклор;

II –  Потешный фольклор;

III –  Игровой фольклор.

I. Календарный  фольклор.

В календарный  фольклор входят произведения, связанные  у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие  сезонный характер. Значительную его  часть составляют заимствованные у  взрослых колядки, веснянки, егорьевские  песни и т.д. Собственно детский  календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят  также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь  скорее элементами игры. И в той  или иной степени связаны только с природой.

Раздел  детского календарного фольклора –  один из самых поэтических страниц  детского творчества. Он приучает детей  видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность  крестьянского труда природным  явлениям, жизненная необходимость  их изучения и наблюдения за ними приобретает  в календарном фольклоре поэтическую  окраску, возвышаясь порой до высот  истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется  тем, что у детей он лишен магического  смысла, ритуальности, обрядности, характерных  для взрослых и обусловлен философским  восприятием мира взрослыми; у детей  это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен  – их привлекает момент ряжения  на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных  песен – пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных  песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с  детскими дразнилками.

В детском  календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно –  егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей  независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так  описание семицко-троицких обрядов  от детей записать не удалось –  они их не знают, а семицкие песни  про березку поют, не связывая их с праздником.

 К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко  к закличкам примыкает еще  один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к  животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная  ясность, простота музыкального языка  календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с  речевыми, способствуют быстрому, легкому  запоминанию, усвоению календарных  образцов маленькими детьми. Напевы календарных  песен можно кричать, петь или  интонировать говорком.

II. Потешный фольклор.

Потешный  фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное  действие, передан один какой-либо эпизод.

      Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской  сатиры и юмора. В них точно  подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

      Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они  сами создают простейшие рифмованные  нелепицы, дразнилки, что развивает  детскую фантазию, пробуждают интерес  к новым словообразованиям.

Для текстов  потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом).

III. Игровой фольклор.

Игровой фольклор занимает ведущее место  в детском творчестве. Трудно представить  себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе  и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”.

Науменко  Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом  действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки  театрализованного драматического действа.

Спецификой  спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в  соревновании, усовершенствование тех  или иных спортивных навыков. В них  нередко исполняются игровые  припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие  различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом,  можно сделать вывод  о том, что детский музыкальный  фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка  дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных  и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями. 

Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных  способностей старших  дошкольников средствами музыкального фольклора.

2.1. Характеристика музыкальных

способностей  детей старшего дошкольного  возраста.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в подготовительном классе ДШИ №16 им. Дунаевского, города Самара. В эксперименте участвовали 5 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент  предусматривал решение следующих  задач:

  1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
  2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.

Для решения  первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые  представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1.

Компоненты  развития музыкальных  способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки.

Компоненты  музыкальных способностей Критерии  оценки компонентов  музыкальных способностей
I. Музыкальный слух.
  1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
  2. Владение широким диапазоном голоса.
  3. Слуховое  внимание.
II. Музыкальная память.
  1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.
  2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.
III. Чувство  ритма. 1.Точность, четкость  передачи ритмического рисунка.
IV. Музыкальное  движение. 1. Запас танцевальных  движений, умений с их помощью  передавать характер того или  иного образа.
V. Творческие  навыки.
  1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.
  2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам музыкального фольклора