Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
Анализ научной литературы музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:
- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;
- большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Историко-логический анализ проблемы развития музыкального
фольклора.
Психолого-педагогический аспект развития способностей детей
старшего дошкольного возраста с помощью фольклорного жанра.
Глава 2. Практическая часть. Педагогическая технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на базе ДШИ № 16 им. И.О. Дунаевского.
2.2. Применение на практике технологии развития творческих способностей по средствам музыкального фольклора.
Заключение.
Список использованной литературы.
Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П.
Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П.
По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
4) песни- перегудки.
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г.
Все образцы были разделены на III раздела.
I – Календарный фольклор;
II – Потешный фольклор;
III – Игровой фольклор.
В календарный
фольклор входят произведения, связанные
у детей с природой, календарными
датами или произведения имеющие
сезонный характер. Значительную его
часть составляют заимствованные у
взрослых колядки, веснянки, егорьевские
песни и т.д. Собственно детский
календарный фольклор – заклинания
явлениям природы, приговорки насекомым,
птицам, животным. К последним относят
также детские гадания и
Раздел
детского календарного фольклора –
один из самых поэтических страниц
детского творчества. Он приучает детей
видеть, подмечать поэзию окружающей
природы во всякое время года. Обусловленность
крестьянского труда природным
явлениям, жизненная необходимость
их изучения и наблюдения за ними приобретает
в календарном фольклоре
Тесно
связанный с воззрениями
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.
Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
Потешный
фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки,
имеющие самостоятельное
Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом).
III. Игровой фольклор.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”.
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.
Основой
драматических игр является воплощение
художественного образа в драматическом
действии, то есть в синтезе диалога,
музыкального припева и движения.
В них формируются зачатки
театрализованного
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных
играх разрабатываются
Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что детский музыкальный
фольклор играет чрезвычайно важную
роль в воспитании и развитии ребенка
дошкольного возраста. Это подтверждается
многочисленными исследованиями отечественных
и зарубежных ученых и разработанными
ими классификациями.
Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора.
2.1. Характеристика музыкальных
способностей детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе ДШИ №16 им. Дунаевского, города Самара. В эксперименте участвовали 5 детей 6-7 лет.
На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1.
Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки.
Компоненты музыкальных способностей | Критерии оценки компонентов музыкальных способностей |
I. Музыкальный слух. |
|
II. Музыкальная память. |
|
III. Чувство ритма. | 1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка. |
IV. Музыкальное движение. | 1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа. |
V. Творческие навыки. |
|