Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:23, курсовая работа
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
“ Задача о сушке пороха”;
“ Задача об отделении микроба”;
“Придумай этикетку
для бутылочки с ядом” и
др.;
В результате выполнения
у учеников расширились возможности
преобразования объектов, ситуаций, явлений
путем изменения
“ Использование
в новом качестве”
Особенностью организации
работы над творческими заданиями
является использование ресурсного
подхода в комплексе с ранее
использованными методами.
“ Найди применение открытию древних в наши дни”;
“ Павианы и мандарины”;
“Задача о рекламном трюке”;
“ Задача о первых людях на Луне”;
Серии заданий “Проблемы третьего тысячелетия”;
“Вини-Пух решает вслух”;
“Нарния” и др.
В результате их выполнения
под руководством педагога учащиеся
смогли овладеть умением быстро находить
оригинальное применение проявленным
у объекта свойствам.
Повторная диагностика
по ранеее выделенным показателям привела
нас к следующим выводам:
систематическое проведение
факультативных занятий,использование
алгоритмических методов
Заключение
В процессе исследований
мы подробно проанализировали сущностные
характеристики способностей,
их теоретические аспекты, педагогическое
руководство процессом развития
творческих способностей в условиях
школы. Творческие способности как
формирующее понятие
Проблема педагогического
руководства развитием
Проблема эта нашла
отражение в образовательной
и досуговой деятельности школы.
Нами была сделана
попытка построения некой системы
выполнения творческих
заданий на каждом уроке в процессе
обучения младших школьников. Под
системой творческих заданий мы понимаем
упорядоченное множество
. Одним их педагогических
условий эффективности системы
творческих заданий является
личностно – деятельностное
В ходе экспериментальной
работы мы пришли к выводу, что одним
их педагогических условий эффективности
системы творческих заданий является
личностно – деятельностное взаимодействие
учащихся и педагога в процессе их
выполнения. Суть его - в неразрывности
прямого и обратного
Под личностно - деятельностным
взаимодействием учителя и
При таком подходе
усиливается организаторская
Все эти меры позволят
детям активно включаться в качестве
субъектов во все виды творческой
деятельности.
Накопление каждым
учащимся опыта самостоятельной
творческой деятельности предполагает
активное использование на различных
этапах выполнения творческих заданий
коллективных, индивидуальных и групповых
форм работы.
Индивидуальная форма
позволяет активизировать личный опыт
учащегося, развивает умение самостоятельно
выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма
развивает умение согласовывать
свою точку зрения с мнением товарищей,
умение выслушивать и анализировать
предлагаемые участниками группы направления
поиска.
Коллективная форма
расширяет возможности учащихся
анализировать сложившуюся
Таким образом, эффективность
проводимой работы во многом определяется
характером взаимоотношений как
между учащимися. так и между
учащимися и педагогм.
В связи с этим
можно сделать некоторые выводы
и рекомендации.:
Результаты наших наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим
тематическим и проблемным стержнем
учебных и внешкольных форм работы,
на которых дети учатся размышлять
над проблемами творчества и воплощать
эти размышления в практической
деятельности;
- творческая работа
должна разворачиваться во
- стимулировать родителей
учащихся к созданию домашних
условий для развития
Список литературы
1. Азарова Л.Н.
Как развивать творческую
2. Бермус А.Г.Гуманитарная
методология разработки
3. Выготский Л.С.Воображение
и творчество в детском
4.Гальперин П.Я.
Поэтапное формирование как
5. Давыдов В В
Проблемы развивающего обучения
-М – 1986
6. Давыдов. Психологическое
развитие в младшем щкольном
возрасте // Возрастная и педагогическая
психология - М 1973
7. Зак АЗ Методы
развития способностей у детей
М 1994
8. Ильичев Л.Ф.Федосеев
Н.Н. Философский
9. Крутецкий В.Н.
Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. –
с.203.
10. Круглова Л.
Что делает человека счастливым
?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.
11. Ксензова Г.Ю.Успех
рождает успех.// Открытая школа.-2004
г.- №4.- с.52
12. Леднева С.А.
Идентификация детской
13. Миронов Н.П.
Способность и одаренность в
младшем школьном возрасте. // Начальная
школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
14. Мерлин З.С. Психология
индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.
15.Немов Р.С. Психология.
– М.- 2000 г. – с.679.
16. Ожегов С.И. Толковый
словарь русского языка. –М.-
17. Субботина Л.Ю.
Развитие воображения у детей.-
Ярославль. -1997г.-с.138.
18. Страхова Н.М.Новые
подходы к организации
19. Тюников Ю.Сценарный
подход в педагогическом
20. Талызина Н.Ф.
Формирование познавательной
21Хуторский А.В.Развитие
творческих способностей.- М.: Владос,
-2000 г. - с.22.
22. Шадриков В.Д.
Развитие способностей.// Начальная
школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
23. Шванцара И Диагностика
психического развития - Прага 1978
24. Флерина Е.А.
Эстетическое воспитание
25. Эльконин Д.Б.Психология
обучения младшего школьника.
– М.- 1979 г. с.98.
26. Эльконин ДБ
Избранные психологические
Пояснительная записка.
Младший школьный возраст
это особо ответственный период
психологического развития ребенка,интенсивного
развития всех психических функций,
“ Творчество и личность”,
“ творческая личность и общество”,
“творческие способности”- вот
неполный перечень вопросов, которые
находятся в центре внимания психологов,
педагогов, родителей.
Творчество –
сложный психический процесс, связанный
с -характером, интересами, способностями
личности.
Воображение является
его фокусом.
Новый продукт, получаемый
личностью, в творчестве может быть
объективно новым ( социально значимым
открытием ) и субъективно новым
( открытием для себя ). Развитие творческого
процесса, в свою очередь, обогащает
воображение, расширяет знания, опыт
и интересы ребенка.
Творческая деятельность
развивает чувства детей, способствует
более оптимальному и интенсивному
развитию высших психических функций,
таких, как память,
мышления. восприятие, внимание..
Последние, в свою
очередь, определяют успешность учебы
ребенка.
Творческая деятельность
развивает личность ребенка, помогает
ему усваивать моральные и
нравственные нормы. Создавая произведение
творчества, ребенок отражает в них
свое понимание жизненных ценностей,
свои личностные свойства. Дети младшего
школьного возраста любят заниматься
искусством. Они с увлечением поют
и танцуют. лепят и рисуют, сочиняют
сказки, занимаются народными промыслами.
Творчество делает жизнь ребенка
богаче, полнее, радостнее. Дети способны
заниматься творчеством независимо
от личностных комплексов. Взрослый человек,
часто критически оценивая свои творческие
способности, стесняется их проявлять.
Каждый ребенок
имеет свои. только ему присущие
черты, которые могут быть распознаны
достаточно рано.
Цель программы:
развитие системности, диалектичности мышления;
развитие продуктивного,
обучение целенаправленному
использованию эвристических и
алгоритмических методов для
выполнения творческих заданий.
Задачи программы:
1. создать условия
для развития творческих
2. способствовать
воспитанию эстетического
ребенка к миру, и
оценке прекрасного.
Основные методы
работы:
Информация о работе Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста