Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:


определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.


Объект исследования:


развитие способностей детей школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста.docx

— 67.66 Кб (Скачать)

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного  возраста  

Лазарева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов

Фатеева Елена Юрьевна, зав отдела по спортивно-техническ. и художественно-эстетической направленности  

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной  школе, Внеклассная работа

Введение 

Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей  волнует вопрос о развитии способностей учащихся. 

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал  трудиться именно там, где он может  принести максимальную пользу. А для  этого школа должна помочь воспитанникам  найти свое место в жизни. 

Труд - необходимое  условие жизни и всестороннего  развития человека. 

Конституция РФ предоставляет  человеку право на выбор занятия  и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями  государства в кадрах. 

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное  отношение к учению тоже тесно  связано со способностями. Много  раз отмечалось в психолого –  педагогической литературе, что желание  учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. 

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком  знаний, которые должны были быть приобретены  на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями  ребенка. 

Главная задача начальной  школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два  вида деятельности  

Во-первых, любой  ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. 

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая  направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни  в обществе. 

Во – вторых, ребенок  в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря  творческой деятельности. В отличие  от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных  знаний. 

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. 

Осуществляя указанные  виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. 

Так, в учебной  деятельности решаются учебно - тренировочные  задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или  иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности  ребенка. Поэтому, если в процессе учебной  деятельности формируется общее  умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая  способность искать и находить новые  решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы  к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии  современной начальной школы  в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мы обозначили как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”. 

Цель исследования:  

определить и проверить  на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника. 

Объект исследования:  

развитие способностей детей школьного возраста.  

Предмет исследования: 

процесс развития творческих способностей младшего школьника. 

Гипотеза исследования:  

процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет  более эффективным, если: 

- созданы условия,  способствующие развитию творческих  способностей, как в учебной, так  и во внеурочной деятельности  ученика; 

- развивающая работа  с детьми строится на диагностической  основе; 

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи: 

1.Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу  и практический опыт по проблеме. 

2.Обеспечить диагностику  развития творческих способностей. 

3.Определить формы  и содержание работы по развитию  творческих способностей младших  школьников как в урочной, так  и во внеурочной деятельности. 

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования: теоретический  анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического  опыта, диагностические методы.

Глава 1.  Развитие творческих способностей младшего школьника  как педагогическая проблема. 

1.1. Сущность понятия  – способности. 

В первом параграфе  мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. 

Этой проблемой  занимались такие корифеи отечественной  психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. 

Итак, под способностями  понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к  успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже  выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может  быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. 

Отечественные психологи  А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально  – психологические предпосылки  неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным  образом, то, как из природных предпосылок  на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические  функции и процессы ( в духе понятия  высших психических функций, по Л.С. Выготскому). 

Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства  задатков, с одной стороны, и неоднозначных  связи этих задатков с итоговой успешностью  сложных форм деятельности – с  другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие  способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания  психологических функций и их развития относил это слово к  сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими  функциями. 

Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых  зависит возможность, осуществление  и степень успешности деятельности. 

Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность”  рассматривается так: способность  – природная одаренность талантливость.  

Человек с большими способностями. Умственные способности  к художественной деятельности. Способный  – обладающий способностями к  чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством.Способен трудиться. Этот человек способен на все / ни перед чем не остановится.  

В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность  трактуется как индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся  

условиями успешного  выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные  знания умения и навыки, так и  готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. 

Для классификации  способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может  выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем  способности могут быть квалифицированы  как научные /лингвистические, гуманитарные /, творческие / музыкальные, литературные, художественные, инженерные /. 

Различают также  общие и специальные: общие –  это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются / технические, художественные, музыкальные /. 

Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных  способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.  

В “Педагогической  энциклопедии” способность рассматривается  как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или  иной деятельности. Обычно способность  оценивается в соответствии с  требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психо – физиологическим  особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.  

Способность к деятельности включает в себя сложную структуру  более простых способностей. Могут  выражаться в быстроте усвоения и  правильности применения соответствующих  знаний, умений и навыков, а также  в оригинальности их использования.  

В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных  проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют  вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.  

В “Философском словаре” способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определенного рода деятельности. Способности  не сводятся к имеющими у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине  и прочности овладения способами  и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность  их приобретения. 

В истории философии  способность втечение длительного  периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру  полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет  получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством  и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере  творчества. 

Большое место в  психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам  деятельности. В них показана возможность  развития способностей через создание личностной установки на овладение  предметом деятельности.  

В учебнике “Психология” (по редакцией доктора психологических  наук А.А. Крылова) дано несколько определений  способностей  

1.Способности –  свойства души человека, понимаемые  как совокупность всевозможных  психических процессов и состояний.  Это наиболее широкое и самое  старое определение в психологии. 

2.Способности представляют  собой высокий уровень развития  общих и специальных знаний, умений  и навыков, обеспечивающих успешное  выполнение человеком различных  видов деятельности. Это определение  появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее  время. 

3.Способности –  это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам,  но обеспечивает их быстрое  приобретение, закрепление и эффективное  использование на практике. 

Это определение  наиболее распространенное. Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов.. Он и предложил третье из перечисленных  определений понятия способности..В  понятии “способности”, по его мысли, заключены три идеи:  

Информация о работе Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста