Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:23, курсовая работа
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Развитие творческих
способностей ребенка младшего школьного
возраста
Лазарева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
Фатеева Елена Юрьевна,
зав отдела по спортивно-техническ.
и художественно-эстетической направленности
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа
Введение
Актуальность проблемы.
Проблема развития способностей не нова
для психолого-педагогических исследований,
но до сих пор актуальна. Далеко не
секрет, что школу и родителей
волнует вопрос о развитии способностей
учащихся.
Общество заинтересовано
в том, чтобы человек начал
трудиться именно там, где он может
принести максимальную пользу. А для
этого школа должна помочь воспитанникам
найти свое место в жизни.
Труд - необходимое
условие жизни и всестороннего
развития человека.
Конституция РФ предоставляет
человеку право на выбор занятия
и профессии в соответствии со
способностями, призванием, потребностями
государства в кадрах.
Каковы бы ни были
индивидуальные возможности школьника,
но если у него нет желания учиться,
то и успехов не будет. Правда, положительное
отношение к учению тоже тесно
связано со способностями. Много
раз отмечалось в психолого –
педагогической литературе, что желание
учиться возрастает, когда учение
идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут быть
объяснены не только недостатком
знаний, которые должны были быть приобретены
на предшествующих этапах обучения, но
и неразвитыми способностями
ребенка.
Главная задача начальной
школы – обеспечить развитие личности
ребенка. Источниками полноценного
развития ребенка выступают два
вида деятельности
Во-первых, любой
ребенок развивается по мере освоения
прошлого опыта человечества за счет
приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса
лежит учебная деятельность, которая
направлена на овладение ребенком знаниями
и умениями, необходимыми для жизни
в обществе.
Во – вторых, ребенок
в процессе развития самостоятельно
реализует свои возможности, благодаря
творческой деятельности. В отличие
от учебной творческая деятельность
не нацелена на освоение уже известных
знаний.
Она способствует проявлению
у ребенка самодеятельности, самореализации,
воплощению его собственных идей,
которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные
виды деятельности, дети решают разные
задачи и с разной целью.
Так, в учебной
деятельности решаются учебно - тренировочные
задачи для того, чтобы овладеть
каким-то умением, освоить то или
иное правило. В творческой деятельности
решаются поисково-творческие задачи
с целью развить способности
ребенка. Поэтому, если в процессе учебной
деятельности формируется общее
умение учиться, то в рамках творческой
деятельности формируется общая
способность искать и находить новые
решения, необычные способы достижения
требуемого результата, новые подходы
к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Если говорить о настоящем состоянии
современной начальной школы
в нашей стране, то следует отметить,
что основное место в ее деятельности
все еще продолжает занимать познавательная
деятельность школьников, а не творческая,
поэтому тему нашего исследования мы
обозначили как “ Педагогическое
руководство развитием
Цель исследования:
определить и проверить
на практике педагогические условия, способствующие
развитию творческих способностей младшего
школьника.
Объект исследования:
развитие способностей
детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих
способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих
способностей младшего школьника, будет
более эффективным, если:
- созданы условия,
способствующие развитию
- развивающая работа
с детьми строится на
Исходя из цели, гипотезы
и учитывая специфику предмета исследования,
определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать
научно-методическую
2.Обеспечить диагностику
развития творческих
3.Определить формы
и содержание работы по
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Глава 1. Развитие
творческих способностей младшего школьника
как педагогическая проблема.
1.1. Сущность понятия
– способности.
В первом параграфе
мы рассмотрим сущностные характеристики
способностей.
Этой проблемой
занимались такие корифеи отечественной
психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес
и другие. Понятийный аппарат, содержание
и основные положения теории способностей
разработаны, главным образом, именно
в трудах этих ученых.
Итак, под способностями
понимаются индивидуально –психологические
и двигательные особенности индивида,
которые имеют отношение к
успешности выполнения какой – либо
деятельности, но не сводятся к знаниям,
умениям и навыкам, которые уже
выработаны у ребенка. При этом успешность
в какой – либо деятельности может
быть обеспечена не отдельной способностью,
а лишь тем своеобразным их сочетанием,
которое характеризует
Отечественные психологи
А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались
изучением способностей, с разных
точек зрения. В фокусе внимания
Б.М. Теплова были индивидуально
– психологические предпосылки
неодинакового успешного
Ни тот, ни другой
не отрицали врожденного неравенства
задатков, с одной стороны, и неоднозначных
связи этих задатков с итоговой успешностью
сложных форм деятельности – с
другой, однако акценты различались,
как различалось и употребление
понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной
психофизиологии связывал понятие
способностей прежде всего с биологически
обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев
же в контексте системного понимания
психологических функций и их
развития относил это слово к
сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими
функциями.
Определение: “ Способности”
= психические особенности, от которых
зависит возможность, осуществление
и степень успешности деятельности.
Если обратиться
к “Толковому словарю русского языка”
С.И. Ожегова, у него понятие “способность”
рассматривается так: способность
– природная одаренность
Человек с большими
способностями. Умственные способности
к художественной деятельности. Способный
– обладающий способностями к
чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь
сделать; обладающий каким - нибудь свойством.Способен
трудиться. Этот человек способен на все
/ ни перед чем не остановится.
В “ Педагогическом
энциклопедическом словаре” способность
трактуется как индивидуально-
условиями успешного
выполнения определенной деятельности.
Включают в себя как отдельные
знания умения и навыки, так и
готовность к обучению новым способом
и приемам деятельности.
Для классификации
способностей используются разные критерии.
Так могут быть выделены сенсомоторные,
перцептивные, мнемонические, имажинативные,
мыслительные, коммуникативные способности.
В качестве другого критерия может
выступать та или иная предметная
область, в соответствии с чем
способности могут быть квалифицированы
как научные /лингвистические, гуманитарные
/, творческие / музыкальные, литературные,
художественные, инженерные /.
Различают также
общие и специальные: общие –
это свойства ума, лежащие в основе
разнообразных специальных, выделяемых
в соответствии с теми видами деятельности,
в которых они проявляются / технические,
художественные, музыкальные /.
Выявлены компоненты,
составляющие структуры специальных
способностей, что позволяет сформировать
педагогические рекомендации, направленные
на повышение эффективности
В “Педагогической
энциклопедии” способность
Способность к деятельности
включает в себя сложную структуру
более простых способностей. Могут
выражаться в быстроте усвоения и
правильности применения соответствующих
знаний, умений и навыков, а также
в оригинальности их использования.
В процессе обучения
легче обнаруживаются первые из названных
проявлений способностей, в творческой
деятельности решающее значение имеют
вторые. По общественному значению
проявленных человеком способностей,
выражающихся в результатах его труда,
различают способных, талантливых и гениальных
людей.
В “Философском словаре”
способности определены как индивидуальные
особенности личности, являющиеся субъективными
условиями успешного
В истории философии
способность втечение длительного
периода трактовалась как свойства
души, особые силы, передаваемые по наследству
и изначально присущие индивиду. Качественный,
уровень развития способностей выражается
понятием таланта и гениальности.
Их различие обычно проводится по характеру
полученных продуктов деятельности.
Талантом называют такую совокупность
способностей, которая позволяет
получить продукт деятельности, отличающийся
новизной, высоким совершенством
и общественной значимостью. Гениальность
– высшая ступень развития таланта,
позволяющая осуществлять принципиальные
сдвиги в той или иной сфере
творчества.
Большое место в
психологических и
В учебнике “Психология”
(по редакцией доктора
1.Способности –
свойства души человека, понимаемые
как совокупность всевозможных
психических процессов и
2.Способности представляют
собой высокий уровень
3.Способности –
это то, что не сводится к
знаниям, умениям и навыкам,
но обеспечивает их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.
Это определение
наиболее распространенное. Значительный
вклад в теорию способностей внес
отечественный ученый Б.М. Теплов.. Он
и предложил третье из перечисленных
определений понятия
Информация о работе Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста