Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:23, курсовая работа
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Придерживаясь позиции
ученых, определяющих креативные способности
как самостоятельный фактор, развитие
которых является результатом обучения
творческой деятельности младших школьников,
выделим компоненты творческих (креативных)
способностей младших школьников:
* творческое мышление,
* творческое воображение,
* применение методов
организации творческой
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные
объекты.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления
противоречий (явные, скрытые ).
В связи с этим
выделяются три уровня сложности
содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального)
уровня сложности предъявляются
учащимся первого и второго класса.
В качестве объекта на этом уровне
выступает конкретный предмет, явление
или ресурс человека. Творческие задания
этого уровня содержат проблемный вопрос
или проблемную ситуацию, предполагают
применение метода перебора вариантов
или эвристических методов
Задания II уровня сложности
находятся на ступеньку ниже и
направлены на развитие основ системного
мышления, продуктивного воображения,
преимущественно
Под объектом в заданиях
данного уровня выступает понятие
“ система”, а также ресурсы
систем. Они представлены в виде
расплывчатой проблемной ситуации или
содержат противоречия в явной форме.
Цель заданий данного
типа – развитие основ системного
мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого,продвинутого)
уровня сложности. Это открытые задачи
из различных областей знания, содержащие
скрытые противоречия. В роли объекта
рассматриваются биосистемы, полисистемы,
ресурсы любых систем. Задания
такого типа предлагаются учащимся третьего
и четвертого года обучения. Они
направлены на развитие основ диалектического
мышления, управляемого воображения, осознанного
применения алгоритмических и
Выбираемые учащимися
методы творчества при выполнении заданий
характеризуют соответствующие
уровни развития творческого мышления,
творческого воображения. Таким
образом, переход на новый уровень
развития креативных способностей младших
школьников происходит в процессе накопления
каждым учащимся творческой деятельности.
III уровень – предполагает
выполнение заданий на основе
перебора вариантов и
метод фокальных объектов,
морфологический анализ,
метод контрольных вопросов,
отдельные типовые
приемы фантазирования.
II уровень - предполагает
выполнение творческих заданий
на основе эвристических
метод маленьких человечков,
методы преодоления психологической инерции,
системный оператор,
ресурсный подход,
законы развития
систем.
I уровень – предполагает
выполнение творческих заданий
на основе мыслительных
* адаптированный
алгоритм решения
* приемы разрешения
противоречия в пространстве
и во времени,
* типовые приемы
разрешения противоречия.
Отечественные психологи
и педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский,
Л.В.Занков,В.В.Давыдов,З.И.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурным элементом содержания образования:
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
самостоятельное видение проблемы,альтернативы ее решения,
комбинирование ранее
усвоенных способов в новые и
другие.
Анализ основных
психологических
В психолого-педагогической
литературе по данной проблеме приведены
определения творческих видов деятельности.
Познание – “...
В младшем школьном
возрасте в первые происходит разделение
игры и труда, то есть деятельности,
осуществляемой ради удовольствия, которое
получит ребенок в процессе самой
деятельности и деятельности, направленной
на достижение объективно значимого
и социально оцениваемого результата.
Это разграничение игры и труда
в том числе и учебного труда,
является важной особенностью школьного
возраста.
Значение воображения
в младшем школьном возрасте является
высшей и необходимой способностью
человека. Вместе с тем, именно эта
способность нуждается в особой
заботе в плане развития. А развивается
особенно интенсивно в возрасте от
5 до 15 лет. И если этот период воображения
специально не развивать, в последующем
наступает быстрое снижение активности
этой функции.
Вместе с уменьшением
способности человека фантазировать
обедняется личность, снижаются возможности
творческого мышления, гаснет интерес
к искусству, науке и так далее.
Младшие школьники
большую часть своей активной
деятельности осуществляют с помощью
воображения. Их игры – плод буйной
работы фантазии, они с увлечением
занимаются творческой деятельностью.
Психологической основой
Однако, фантазия, как
и любая форма психического отражения,
должна иметь позитивное направление
развитие. Она должна способствовать
лучшему по знанию окружающего мира
самораскрытию и
Они способствуют развитию
мышления, памяти, обогащают его
индивидуальный жизненный опыт! По
словам Л.С. Выготского, воображение
обеспечивает следующую деятельность
ребенка:
- построение образа,
конечного результата его
- создание программы
поведения в ситуации
- создание образов
описываемых объектов.
Для развития ребенка
очень важно формирование многих
интересов.
Следует отметить, что
для школьника вообще характерно
познавательное отношение к миру.
Такая любопытствующая
Дети, в отличие
от взрослых, способны проявлять себя
в художественной деятельности. Они
с удовольствием выступают на
сцене, участвуют в концертах, конкурсах,
выставках и викторинах. Развитая
способность воображения, типичная
для детей младшего школьного
возраста, постепенно теряет свою деятельность
по мере увеличения возраста
Подводя итоги параграфа,
мы приходим к следующему выводу.
Ребенок младшего школьного
возраста в условия воспитания и
обучения начинает занимать новое место
в системе доступных ему
Диапазон творческих
задач, решаемых на начальной ступени
обучения, необычайно широк по сложности
– от нахождения неисправности в
моторе или решения головоломки,
до изобретения новой машины или
научного открытия, но суть их одна: при
их решении происходит опыт творчества,
находится новый путь или создается
нечто новое. Вот здесь-то и требуются
особые качества ума, такие, как наблюдательность,
умение сопоставлять и анализировать,
комбинировать, находить связи и
зависимости, закономерности и т.д.
все то, что в совокупности и
составляет творческие способности.
Творческая деятельность,
является более сложной по своей
сущности, доступна только человеку.
Есть великая “
формула” приоткрывающая завесу над
тайной рождения творческого ума: “
Сначала открыть истину, известную
многим, затем открыть истины, известные
некоторым, и наконец открыть
истины, никому еще неизвестные”. Видимо,
это и есть путь становления творческой
стороны интеллекта, путь развития
изобретательского таланта.Наша обязанность
–помочь ребенку встать на этот
путь..
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и говой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности.
Глава 2. Педагогические
условия развития творческих способностей
учащихся начальных классов.
В первой главе мы
рассмотрели сущность понятия способности,
условия перехода природных задатков
в способности, характеристику творческих
способностей младшего школьника.
Во второй главе
мы раскрываем педагогические условия
развития творческой личности ребенка
как во внешкольной и внеклассной,так
и в урочной деятельности.
2.1. Изучение развития
творческих способностей.
Темой наших исследований
явилось определение условий
для развития творческих способностей
ребенка младшего школьного возраста,
характеристика которых была дана в
первой главе дипломной работы
В центре внимания нашей
работы - дети младшего школьного возраста.
Как мы отмечали выше, этот возраст
является наиболее благоприятным для
развития воображения и творчества
личности. Младший школьный возраст
характеризуется активизацией функций
воображения, сначала воссоздающего,
а затем и творческого.
Информация о работе Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста