Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
5) выявить их значимость при развитии личности ребенка в целом.
Глава 2. Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей с ЗПР
2.1 Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. [11, 12].
Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.[6, 8].
Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.[2].
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
2.2 Театрализованная игра как вид творческой игры
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении
вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его
поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы.
Особенно это важно в работе с «особыми» детьми, детьми с разной степенью умственной отсталости, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Опыт работы и длительные наблюдения педагогов позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду.
Некоторые психологи и педагоги, работающие с «особыми» детьми, говорят о благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и его общее развитие.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, то в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.[5, 9].
2.3 Характеристика театрализованных игр
Характерными
особенностями театрализованной игры
являются литературная или фольклорная
основа содержания и наличие зрителей
(Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина
и др.). Театрализованные игры представляют
собой «рубежный» вид деятельности, связанный
с литературным и художественным творчеством
(А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос
акцента с процесса игры на ее результат.
Это разновидность художественной деятельности,
состоящей из трех этапов: восприятия,
исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный
способ переработки, выражения эмоций,
впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная
игра – одно из эффективных средств социализации
дошкольника в процессе осмысления им
нравственного подтекста литературного
произведения, участия в игре, создающей
благоприятные условия для развития чувства
партнерства, освоения способов позитивного
взаимодействия. В ходе совершенствования
диалогов и монологов, освоения выразительности
речи наиболее эффективно происходит
речевое развитие ребенка. В театрализованной
игре дети знакомятся с чувствами, настроениями
героев, осваивают способы эмоционального
выражения, самореализуются, самовыражаются,
знакомятся с окружающим миром через образы,
краски, звуки, которые способствуют развитию
психических процессов, качеств и свойств
личности – воображения, самостоятельности,
инициативности, эмоциональной отзывчивости.В
психолого-педагогической литературе
отсутствует обобщенное определение театрализованной
игры. Л.С.Выготский детское театральное
творчество рассматривает как драматизацию,
Е.Л.Трусова применяет как синонимы понятия
«театрализованная игра», «театрально-игровая
деятельность и творчество» и «игра-драматизация»,
В.Н.Всеволдовский-Генгросс - драматические
игры, которые характеризуются «наличием
художественного образа и драматического
действия». Большинство исследователей
приходят к выводу о том, что театрализованные
игры наиболее близки к искусству и часто
называют их «творческими» (М.А.Васильева,
С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.). Игры-драматизации
«представляют собой намеренное произвольное
воспроизведение определенного сюжета
в соответствии с заданным образцом —
сценарием игры» (О.А.Карабанова). В отличие
от театральной постановки театрализованная
игра не требует обязательного присутствия
зрителя, участия профессиональных актеров,
в ней иногда достаточно внешнего подражания.
И.Г.Вечканова понимает театрализованную
игру как деятельность по моделированию
биосоциальных отношений, внешне подчиненную
сюжету-сценарию в обозначенных временных
и пространственных характеристиках;
деятельность, в которой принятие образа
овеществлено (переодеванием или куклой)
и выражается различными символическими
средствами (мимикой и пантомимой, графикой,
речью, пением и т. п.). Театрализованная игра близка и к сюжетной
игре, и к игре с правилами (Л.С.Выготский,
Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи
(П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют
семь различных форм игровой деятельности:
индивидуальную, одиночную, парную, групповую,
коллективную, массовую и планетарную.
Театрализованная игра как сюжетная по
существу является групповой, но может
быть индивидуальной.
В играх-драматизациях ребенок,
исполняя роль в качестве "артиста",
самостоятельно создает образ с помощью
комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности. Видами драматизации
являются игры-имитации образов животных,
людей, литературных персонажей; ролевые
диалоги на основе текста; инсценировки
произведений; постановки спектаклей
по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета
(или нескольких сюжетов) без предварительной
подготовки. В режиссерской игре "артистами"
являются игрушки или их заместители,
а ребенок, организуя деятельность как
"сценарист и режиссер" управляет
"артистами". "Озвучивая" героев
и комментируя сюжет, он использует разные
средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в
соответствии с разнообразием театров,
используемых в детском саду: настольный,
плоскостной и объемный, кукольный (бибабо,
пальчиковый, марионеток) и т.д. [12]. Общим
всех для театрализованных игр является
наличие зрителей. Кроме того, они представляют
собой "рубежный" вид деятельности,
тесно связанный с литературным и художественным
творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную
игру (особенно игру-драматизацию) характеризует
перенос акцента с процесса игры на ее
результат, интересный не только участникам,
но и зрителям. Ее можно рассматривать
как разновидность художественной деятельности,
а значит, развитие театрализованной деятельности
целесообразно осуществлять в контексте
художественной деятельности. [10]. Генезис
становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной.
С ее точки зрения, художественная деятельность
состоит из трех этапов; восприятия, исполнения
(как развития специальных умений) и творчества.
Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной,
литературной, музыкальной деятельности
детей дошкольного возраста происходит
в общем контексте становления художественной
деятельности. Однако данный подход по
отношению к театрализованной деятельности
разработан недостаточно. Вместе с тем
анализ психолого-педагогической литературы
и научных исследований (О.В. Акулова, А.Г.
Гогоберидзе и др.) доказывает целесообразность
его применения для целенаправленного
развития театрализованной деятельности
в дошкольном возрасте. [7, 8]. Итак, система
работы по развитию театрализованной
деятельности делится на три этапа:
- художественное восприятие литературных
и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для
становления основных ("актер", "режиссер")
и дополнительных позиций ("сценарист",
"оформитель", "костюмер");
- самостоятельная творческая деятельность.
[12]. Педагогическая задача усложняется
синтетической природой театрализованной
деятельности, в которой восприятие, мышление,
воображение, речь выступают в тесной
взаимосвязи друг с другом и проявляются
в разных видах детской активности (речевая,
двигательная, музыкальная и пр.). Значит,
театрализованная деятельность интегративна,
причем активность и творчество проявляются
в трех аспектах. Во-первых, в создании
драматического содержания, т.е. в интерпретации,
переосмыслении заданного литературным
текстом сюжета или сочинении вариативного
либо собственного сюжета. Во-вторых, в
исполнении собственного замысла, т.е.
в умении адекватно воплощать художественный
образ с помощью разных средств выразительности:
интонации, мимики, пантомимики, движения,
напева. В-третьих, в оформлении спектакля
- в создании (подбор, изготовление, нестандартное
использование) декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, афиш, программок. Из-за
этих особенностей театрализованной деятельности
по отношению к ней чаще используется
термин "театрально-игровая деятельность",
что также вызывает определенные трудности
в педагогической работе, поскольку содержит
ряд противоречий: между свободой ребенка
в игре и обязательной содержательной
основой театрализации; между импровизационностью
игры и этапностью подготовки театрализации;
между акцентом в игре на сам процесс,
а в театрализации - на ее результат. Эти
противоречия снимаются при условии организации
театрально-игровой деятельности как
самоценной свободной и творческой деятельности
дошкольника.