Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение формирования самооценка ребенка в системе детского сада.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть понятие самооценки;
2. просмотреть развитие самооценки на протяжении дошкольного детства;
3. продемонстрировать на примере экспериментального изучения условия развития самооценки у старшего дошкольника.

Содержание

Введение.
Глава 1.Анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
1.1. Понятие самооценки в детской психологии.
1.2. Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
1.3. Факторы формирования самооценки у старшего дошкольника в системе детского сада.
1.4. Влияние личности воспитателя на формирование самооценки старшего дошкольника в системе детского сада.
Глава 2.Эксперементальное исследование условия развития самооценки у старшего дошкольника.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая чепурной.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

3.3. Семья глазами ребенка  – рисунок семьи

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В.Хьюлса, А.И. Захарова, Н.Кормана и др.

Эта одна из самых популярных методик, дает понятие конфликтов в подсознании. Рисуночная методика дает большие возможности диагностики межличностного отношения между ребенком и членами семьи, а также между членами семьи с точки зрения ребенка. Возрастной диапазон от 5 до N-лет. Нужно знать численный состав семьи, количество и возраст других детей в семье, возраст испытуемого ребенка, иметь сведения о ребенке в семье, в школе. 2

Методика проводится индивидуально.

Оборудование: белый лист А4, резинка, простой карандаш и набор цветных  карандашей (обязательные цвета –  красный, синий, зеленый, желтый).

Инструкция: нарисуй, пожалуйста, свою семью, какой ты себе ее представляешь.

Время: 15 – 20 минут. В течение этого  времени отмечается с чего ребенок  начал рисовать – одушевленное или  неодушевленное. Кого он нарисовал  первым, кто был последним. Зафиксировать паузы (если она была больше 15 секунд), последовательность рисования деталей у фигур, как продекорированы. Использование резинки. Спонтанные реакции, эмоциональные реакции, связанные с содержанием рисунка.

При расшифровке методики учитываются:

  1. анализ структуры рисунка, т.е. расположение рисунка и членов семьи;
  2. объяснение особенностей графической представленности (т.е. выраженности в рисунке) членов семьи;
  3. анализ процесса рисования.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА «РИСУНОК СЕМЬИ».3 На основании особенностей изображения можно определить:

1)  степень развития изобразительной  культуры, стадию изобразительной  деятельности, на которой находится ребенок.  Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность  — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка  во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка,  степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких  цветовых  оттенков часто  говорят  об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3)  особенности внутрисемейных  отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л.Карману) анализируют:

а)   графическое  качество   (характер  линий,

пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);


б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ

смысла рисунка).

При анализе структуры рисунка обычно 85 % детей рисуют полную семью. Возможны варианты (вообще изображены не люди, а посторонние предметы или семья зверей), или могут быть изображены люди, не связанные с семьей. Это бывает при травматических переживаниях, связанных с семьей, подчеркивает чувство отверженности, покинутости, чувство тревожности, небезопасности.

Если ребенок рисует свою семью, но уменьшает ее состав, то он может не нарисовать того, кто мало значим. Если нет брата, сестры (если сложилась конфликтная ситуация или ситуация конкуренции с братом или с сестрой).

Иногда добавляются зверюшки, птицы  — это говорит о желании иметь кого-то под защитой. Ребенок может рисовать всех членов семьи, кроме себя (когда ребенок чувствует себя отверженным, если семья его не принимает). Когда ребенок рисует только себя — это эгоцентричность.

Если нарисован сам  ребенок, но очень маленького размера, присутствует схематизм изображения — это чувство покинутости.

Если увеличен состав семьи — то это неудовлетворенность семьей. Ребенок испытывает потребность в равномерных связях. Если изображены маленькие дети, маленькие собачки — то неудовлетворенность в опеке младших.

Если изображены взрослые, но не связанные  с семьей — значит, в семье у ребенка не удовлетворяются эмоциональные контакты или это говорит о разрушении целостности семьи.

Следует обратить внимание кроме состава на расположение членов семьи. Если они заняты, совместной деятельностью — это указывает на сплоченность. Сомкнутые руки – показатель психологического благополучия, включенности в семью.

Если один или несколько  членов семьи отделены от общей группы или если не включен сам ребенок — этим выражается чувство отчуждения. Если не включен другой член семьи — проявляется негативное отношение ребенка к этому человеку.

Группировка семьи возможна по половой  принадлежности. Сын с папой и дедушкой — это может отражать микрогруппы в семье.

 

Анализ особенностей нарисованных фигур включает:

а)  количество деталей тела (есть ли голова, уши, зрачки, волосы, нос, брови, рот, шея, руки, пальцы, ноги, ступни, их прорисовка);

б)  украшения и детали одежды;

в) количество использованных при рисунке цветов — это говорит о хороших эмоциональных отношениях с человеком.

Схематизм, неоконченность рисунка свидетельствуют о негативном отношении. Пропуск в рисунке  существенных частей тела (рук, ног) говорит о плохом отношении, агрессивности побуждений к данному члену семьи. Наличие и выделение зубов, ногтей на пальцах говорит об агрессии. Если ребенок нарисовал кого-то первым, то это более значимый член семьи. Бели ребенок стирает резинкой и качество не улучшается, то можно судить о конфликтном отношении к этому человеку.


Величина изображения  может являться отражением силы, превосходства, значимости. Например, если нарисована больше всех мама, а папа, бабушка - маленькие. Если ребенок самый большой или равен с родителями в размерах, то это говорит об эгоцентричности, соревновании за родительскую любовь с другими детьми. Если ребенок значительно меньше, чем другие члены семьи — значит ребенок испытывает чувство незначительности, ненужности.

Ребенок должен рисовать себя как l/З взрослого (от величины родителей).

Детали тела. Если ребенок рисует большие плечи, длинные пальцы — это желание компенсировать свою слабость.

Отсутствие рук у  себя — показатель чувства бессилия. Если члены семьи без рук {например, мать), то этим ребенок показывает ограниченность активности.

Голова. Отсутствие части лица (например, глаза, рот) у одного члена семьи — это нарушения в сфере общения. Надо обратить внимание, как ребенок нарисовал остальных. Штриховка лица говорит о конфликте ребенка с данным членом семьи.

Процесс рисования. Предполагается, что ребенок начинает рисовать с наиболее привлекательного члена семьи (но если рисует не схематично). Схематичный рисунок означает, что ребенок хочет избавиться от этого члена семьи.

Если начинает рисовать с предметов, не связанных с семьей (солнышко, травка и тому подобное) — это отсутствие благополучия в семье.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в  условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то,что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности  и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает  напряжение,   возникающее  в  ситуации  об следования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию: т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.4

 

См. рисунок + интерпретация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате изучения существующей литературы по интересующей проблеме, решения конкретных задач – рассмотрения понятия самооценки, ее возрастных особенностей, факторов формирования, установления связи между оценкой ребенка самого себя и его статусным положением в группе, экспериментального изучения самооценки, и проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  • неоспоримо влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки ребенка.
  • анализируя роль воспитателя в жизни дошкольника, мы видим, что он играет важную роль в развитии самооценки ребенка. От правильной работы воспитателя с ребенком, будет зависеть его дальнейшее благополучие в системе взаимоотношений «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «ребенок - сверстники».

 

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе и влияние воспитателя на формирование уровня его самооценки можно сказать, что обозначенная гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и психологическая позиция ребенка в группе оказывает огромное влияние на формирование его самооценки.

 

В работе задействовано экспериментальное  изучение самооценки ребенка, с выводами о применимых методиках – метод социометрии и рисуночная методика, оценка ребенка самого себя и группе сверстников.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Избр. психологические труды. М., 1980. Т. 2.
  2. Адлер А. Воспитание детей. – Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах. – Новосибирск, 1998.
  4. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.Корчак Я. Как любить детей. – М., 1990.
  5. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб, 1999.
  6. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
  7. Харрис Т. Я – о′кей, ты - о′кей. – М., 1993.
  8. Школьный психолог приложение к «ПС», 43/2001. С. 4-5.
  9. Дошкольное образование, 3/2002. С. 4.
  10. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск, 2000.
  11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1986.
  12. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  13. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.
  14. Мир психологии, 2/2002. С. 53-60.
  15. Психологическая наука и образование, 1/2004. С. 18-21.
  16. Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка. – 1986.
  17. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение? – 1996.
  18. Чаплина Н.С. Мама, папа и все-все-все… - 1984.
  19. Глебова Л. В семье один ребенок. – 1980.
  20. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании детей в семье. – 1983.
  21. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – 1985.
  22. Школьный психолог, 4/2002. С. 6-7.
  23. Вопросы психологии, 4/2001. С. 31-38.
  24. Вопросы психологии, 3/2005. С. 29-37.
  25. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.
  26. Антоненко В.В, Третьяк А.М. Педагогика для всех: воспитание детей в семье. – 1981.
  27. Бенджамин Спок. Ребенок и уход за ним. – М., 1990/2.
  28. Немов Р.С. Психология. Книга 1,2. – М., 1994.
  29. Джон Дилео. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация, 2002.
  30. Энциклопедия педагогических тестов. – М., 1997.
  31. Тестирование детей. – Ростов-на-Дону, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Энциклопедия педагогических тестов. – М., 1997.

2 Энциклопедия педагогических тестов. – М., 1997.

3 Джон Дилео. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – 2002.

4 Тестирование детей. Ростов-на-Дону, 2003.




Информация о работе Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада