Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение формирования самооценка ребенка в системе детского сада.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть понятие самооценки;
2. просмотреть развитие самооценки на протяжении дошкольного детства;
3. продемонстрировать на примере экспериментального изучения условия развития самооценки у старшего дошкольника.
Введение.
Глава 1.Анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
1.1. Понятие самооценки в детской психологии.
1.2. Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
1.3. Факторы формирования самооценки у старшего дошкольника в системе детского сада.
1.4. Влияние личности воспитателя на формирование самооценки старшего дошкольника в системе детского сада.
Глава 2.Эксперементальное исследование условия развития самооценки у старшего дошкольника.
Заключение.
Список литературы.
После прохождения кризиса трех лет, на котором отношение к себе преломляется через успешность в достижении результата в предметно-практической деятельности, основным источником его отношения к себе (до 5,5 лет) продолжает выступать опыт в продуктивной деятельности.
С 5,5 лет в сферу отношений ребенка к себе проникает опыт взаимоотношений со сверстником и он начинает смотреть на себя его глазами, что отчасти снижает сложившуюся ранее в общении с родителями завышенную самооценку ребенка.
В 5,5-6 лет ребенок перестает
связывать самоотношение со своими
успехами-неуспехами в продуктивных видах деятельности
напрямую.
К 7 годам мнение окружающих его людей
(сверстники, воспитатели) непосредственно
определяют самоотношение ребенка. Знания
о себе и своей состоятельности ребенок
получает через оценки своей успешности
другими людьми. Механизмом смены ориентира
с предметной деятельности на взаимоотношения
с другими людьми выступает смена формы
общения. Оценки мнения людей касаются
не его деятельности, а его самого как
личности и ориентируют дошкольника на
восприятие и оценки окружающих в том
же качестве. Будучи интериоризированным
ребенком, эти оценки начинают выступать
критерием его собственной самооценки.
Игра, традиционно признаваемая ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте,
в данном исследовании не выступила как
существенный фактор, определяющий преобразования
в образе себя ребенка-дошкольника. Ее
ведущее положение в становлении самоотношения
было прослежено на коротком промежутке
времени от 5 до 5,5 лет. Возможно, делается
вывод, что лишь на этом этапе игра выполняет
функцию ведущей деятельности как фактор
выстраивания отношений ребенка с другими,
поскольку в остальных возрастах она не
связана прямо с отношением ребенка к
себе.
Таким образом, самооценка ребенка развивается
под влиянием успешности в деятельности,
а затем, в старшем дошкольном возрасте
– под влиянием взаимоотношений со сверстниками,
взрослыми людьми. Хотя результаты работы
В.Г. Щур по исследованию общего отношения
к себе дошкольников 5-7 лет показали, что
подавляющее большинство детей оценивали
себя положительно, выявило тенденцию
к завышению прогнозирования своих возможностей,
что по мнению А.И. Силвестру является
возрастным феноменом.
.
1.3. Факторы формирования самооценки
а) Когда приходят сытость и тепло, ему необходимо, чтобы их обеспечивала та же самая личность, дотрагиваясь до него и разговаривая с ним.
б) Ему нужно слышать тот же самый человеческий голос и ощущать те же самые прикосновения, это помогает ему осознать существование и предсказуемость хотя бы одного «другого».
3. Ребенку нужно научиться, как влиять на реакции окружающих и как предсказывать эти реакции.
4. Ребенку необходимо научиться структурировать мир.
5. Ребенку необходимо оценить самого себя в двух аспектах: как человека что-то умеющего, и как человека, относящегося к тому или другому полу.
6. Половая самооценка ребенка будет развиваться только в том случае, если оба родителя признают его половую принадлежность.
С течением времени в сознании каждого человека складывается обобщенный "образ Я" - своего рода "Я-концепция'', интегрирующая в себе весь опыт жизнедеятельности человека.
Одним из важных составляющих "Я-концепции" являются самооценка личности, которая выступает как оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. От того, какая самооценка сложится у личности, во многом зависит эффективность ее деятельности, ее общественные позиции и отношение к другим людям.
Рассмотрим основные из механизмов формирования самооценки.
Во-первых, самооценка человека рождается, прежде всего, в деятельности, когда происходит неоднократная оценка его действии, поступков, сформированных для реализации деятельности знаний, умений, навыков, способностей и т.д. Чем раньше и успешнее человек включается в практическую полезную, престижную или высокооцениваемую деятельность, тем быстрее формируется высокий уровень его самооценки. Хорошим примером здесь выступают повышенные и обостренные самооценки детей, чьи творческие успехи рано проявляются: музыкантов, певцов, танцоров, математиков и т.д.
Во-вторых, каждый индивид в обществе обладает определенным материальным достатком, т.е. наличие и уровень собственности выступает мощнейшим стимулом самооценки личности (бедность и нищета редко укрепляют достоинство человека).
В-третьих, на формирование самооценки личности будут влиять вкупе с его материальным благополучием стартовые и групповые особенности его окружения. Чем выше положение группы по социальной лестнице, тем скорее можно ожидать от человека соответствующей оценки своего положения в обществе, своего профессионального и должностного статуса.
В-четвертых, характер отношения к человеку в семье, школе, трудовом коллективе и т.д. также отразится на уровне самооценки.
В-пятых, некоторые природные данные также играют свою роль в формировании самооценки: красивая девочка, которой любуются и восхищаются окружающие и которой предугадывают в будущем роль известной фотомодели скорее, чем другие, почувствует свою самоценность, перенеся ее со своей привлекательности на все качества личности. Точно так же незаурядные физические данные (сила, ловкость, борцовские качества и т.д.) формируют в человеке снисходительное отношение к людям, не имеющим таких достижений.
Оценочное суждение
дошкольника «непрерывно
Эффективность влияния взрослых на формирование самооценки дошкольника определяется в значительной степени уровнем их педагогического мастерства. Исследования психологов (Б.Г. Ананьев, П. Р. Чамата, Н. Е. Анкудинова, В. А. Горбачева, А. И. Сильвестру и др.) показывают, что относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием педагогом как жизни группы, межличностных отношений в ней, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Важную роль при этом играет владение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих (Б. Г. Ананьев) функций педагогической оценки. Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе дошкольников достигаются, когда воспитатели идут путем развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки их. Это способствует укреплению уверенности детей в своих силах, самоуважению. В этом убеждают как передовой педагогический опыт, так и специально проведенные исследования.
Характерно, что работа воспитателей-мастеров по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов и др.) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в группе, изменению их положения в системе личных отношений.
Работа в направлении
Становление самооценки, без которого невозможно формирование личности,— сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
3.1. Социометрический
эксперимент. Метод
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).
Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов. Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного. Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание коммуникативной сети. Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "лидеров", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её моральные и деловые качества.
3.2. Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)
Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
Пример шкалы:
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пяти-бальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.
В результате определились следующие диагностические показатели (см.график 1):
статусные категории каждого ребенка:
лидеры – 7 человек.
предпочитаемые – 2 человека.
принебрегаемые – 6 человек.
отверженные – 4 человек.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод (см. график 2):
в экспериментальной группе более 52% детей имеют неблагоприятный статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам;
Результаты проведения представленной методики в группах старшего дошкольного возраста выглядят следующим образом:
в экспериментальной группе (см. график 3) из общего количества детей:
28% имеют высокий уровень
56% имеют средний уровень
16% имеют низкий уровень
В результате исследования связи самооценки дошкольника с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка в целом тем ниже, чем ниже статусное положение ребенка в группе.