Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение формирования самооценка ребенка в системе детского сада.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть понятие самооценки;
2. просмотреть развитие самооценки на протяжении дошкольного детства;
3. продемонстрировать на примере экспериментального изучения условия развития самооценки у старшего дошкольника.
Введение.
Глава 1.Анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
1.1. Понятие самооценки в детской психологии.
1.2. Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
1.3. Факторы формирования самооценки у старшего дошкольника в системе детского сада.
1.4. Влияние личности воспитателя на формирование самооценки старшего дошкольника в системе детского сада.
Глава 2.Эксперементальное исследование условия развития самооценки у старшего дошкольника.
Заключение.
Список литературы.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Курсовая работа
Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада
Выполнила:
студентка 2 курса,
Чепурная С.Н.
Научный руководитель: Беляева Р.А.
Новосибирск – 2010
Содержание
Введение.
Глава 1.Анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
Глава 2.Эксперементальное
Заключение.
Список литературы.
Введение
Объектом настоящей курсовой работы является самооценка ребенка.
Предметом – условия развития и механизмы формирования самооценки. Эти части будут подробно рассмотрены в первой главе
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что вопросы воспитания волновали всегда и всех, а на сегодняшний день к ним проявляется особый интерес как со стороны СМИ, так и со стороны родителей, и педагогов.
Гипотеза – взаимодействие со взрослыми и сверстниками оказывает влияние на самооценку ребенка.
Целью исследования является рассмотрение формирования самооценка ребенка в системе детского сада.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
3. продемонстрировать на примере экспериментального изучения условия развития самооценки у старшего дошкольника.
.
Цели и задачи работы определили её композицию. Курсовая работа состоит из следующих частей:
Глава 1АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка своей внешности, различных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
Заниженная самооценка - проявляется в недооценке человеком своих качеств, возможностей. В детском возрасте она возникает после неоднократных, низких оценок и негативного отношения к деятельности человека со стороны окружающих - учителей, родителей, сверстников - тем более, если они солидарны в данной оценке. Заниженная самооценка чаще всего последствие слабого знания личностью своих возможностей или стимулируемая значимыми другими недооценка ею самой себя. Она ведет к пассивности личности в связи с боязливым ожиданием плохих результатов, к высокой тревожности, к постоянному самоунижению. Дети и взрослые с низкой самооценкой всегда более остро реагируют на критику, смех, порицание. В общении с окружающими они чувствуют себя неловко, заранее уверены в том, что партнеры о них плохого мнения. Низко оценивающие себя люди принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, не стремятся на выборные должности, склонны к самоизоляции и одиночеству. В эмоциональном плане для них свойственен постоянный страх: субъект не только охвачен всевозможными подозрениями, но, накапливая опыт своих ошибок и поражений, он может почувствовать себя совершенно безнадежно, склониться к суициду.
В деятельности для них характерен низкий уровень мотивации, неуверенность в достижении цели, отказ от попыток добиться какого-то успеха: "Меня не интересует...", "Это не для меня..." В реализации своих ролевых функций, такому человеку свойственны неуверенность, негативные ожидания в результатах: "Я никогда не смогу достичь таких успехов...", "Зачем волноваться, у меня все равно шансов нет". Даже положительную оценку такой человек воспринимает с подозрительностью: "Вы, конечно, на самом деле так не считаете".
Адекватная, т.е. соответствующая, соразмерная внутренним потенциалам самооценка может проявляться в целом спектре своих вариантов - от адекватно низкой до адекватно высокой. Между конкретными модификациями адекватной самооценки естественно наблюдается определенная, порой существенная несхожесть и каждый из них при их многообразии очень трудно охарактеризовать. Поэтому рассмотрим лишь крайние проявления адекватной самооценки.
Адекватно низкая самооценка - человек видит ограниченность своих возможностей в каких-то видах деятельности и творчества, свои слабости и недостатки, не позволяющие ему претендовать на определенные посты и должности, но совершенно не удручается этим, поскольку "нашел себя" в других делах и видах досуга, сумел выработать компенсаторные механизмы, способствующие сохранению уровня собственного достоинства, внутриличностного комфорта.
Адекватно высокая самооценка - признание человеком высокого значения своих потенциалов для социального окружения и для его самого. Имеет основой объективную оценку личности со стороны окружающих, а также знание ею своих положительных и отрицательных сторон с опорой, прежде всего на сильные стороны личности. Адекватная самооценка означает, что человек принимает и уважает себя, положительно относится к себе как к личности, а это ведет к уверенности в своих действиях и поступках, к стабильности настроения, к высокому уровню самостоятельности. В силу его личностных характеристик избранные виды деятельностей выполняются им без особых затруднений, как «сами собой», принося ощутимые результаты. Такой человек активно участвует в общественной работе, объективно, с пониманием принимает критику со стороны окружающих. Отношения с другими людьми обычно ровные, строящиеся на равноправии и уважении. Именно потому, что индивид принимает свою собственную высокую ценность, он способен видеть, принимать и уважать достоинство других.
Когда жизнь ставит перед
таким человеком сложные
Завышенная самооценка - переоценка человеком своих задатков, навыков и умений, возможностей. Формируется обычно после частых захваливании в семье и школе, необоснованного восхищения талантами "вундеркинда" или "грандиозными успехами" специалиста и профессионала. Такая самооценка нередко ведет к сознанию собственной исключительности, к зазнайству. К окружающим такой человек относится с явным превосходством, любит, чтобы все восхищались его деятельностью и успехами, высказывали ему благодарственные чувства. Если вовремя не принять меры, в таком человеке могут сформироваться серьезные негативные качества: поверхностность, высокомерие, карьеризм. Взаимодействие с людьми, имеющими завышенную самооценку, также затруднено, поскольку амбиции, зазнайство или самодовольство, характерные для многих из них, детерминируют неправельные реакции на внешние воздействия. Необходимо признать нормальным и естественным для любого человека стремление к адекватно высокой самооценке. Он будет «искать» такие обстоятельства, которые обеспечивают достижение данного состояния и, наоборот, всеми средствами и способами стремится уйти от ситуации, которые не дают ему такой комфортности, «принуждая» формировать адекватно низкую, тем более заниженную самооценку.
Психологическая восприимчивость оценивания усиливается для индивида в связи с подключением к этому процессу эмоций и чувств. Частая невысокая или негативная оценка или даже возрастание вероятности получения таковой ведет к отрицательным эмоциям, которые объект оценки стремится минимизировать - ослабить, прервать, предотвратить. Наоборот, одобрение результатов и хода деятельности, позитивное подкрепление самооценки индивида со стороны других порождает положительные эмоции, активно максимализируемые оцениваемым с целью их усиления, продления, повторения.
Таким образом, и рациональные и эмоциональные аспекты самооценки показывают ее особенную весомость в структуре личности, стремление любого индивида высоко держать над собой "'знамя собственного достоинства", подчеркивать перед другими значимость своего "Я".
К концу третьего года
жизни происходит "отделение"
ребенка от других людей и осознание
собственных возросших
Успех, неуспех конкретного действия не отделяется от переживания благополучия-неблагополучия своей личности. Если в общении со взрослыми первоначально закладывается ядерная структура образа, то в контактах со сверстниками в образе себя и в образе ровесника отражаются, в первую очередь, представления, организующие содержательно определяющие его периферическую структуру. Младший дошкольник имеет явление доминирования ядерных структур над периферическими. В тех случаях, когда он не находит необходимого отклика, у ребенка складывается заниженная самооценка. Важные источники представления о своих возможностях – самостоятельная деятельность, контакты со сверстниками и деловое общение со сверстниками. Однако опыт игры и контактов со сверстниками откладывается в периферических структурах по началу мало воздействует на ядерные образования. Между ядром и периферией начинают устанавливаться двусторонние отношения, при которых не только центр определяет эмоционально и содержательно периферию, как было ранее, но намечается обратное влияние. В старшем дошкольном возрасте складываются двусторонние связи между ядром и периферией. Это выражается в развитии самооценки, в знании ребенком предметной и социальной ситуации.
Таковы тенденции развития осознания себя ребенком, становления его самооценки.
По мере развития ребенка влияние разных факторов, определяющих его самооценку, меняется. В исследовании Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко были выявлены следующие данные:
4-4,5 года жизни |
самооценка связывается с успешностью предметной деятельности |
4,5-5,5 |
В отношение ребенка к себе начинает проникать оценка сверстника. Самооценка также связана с предметной деятельностью, но в отношение к себе начинает проникать опыт взаимоотношений ребенка со сверстниками в предметной деятельности. |
5,5-6,5 |
Утрата предметной деятельности своего ведущего положения. Ни один вид детской деятельности (в т.ч. и игра) не имеет связи с самооценкой ребенка. Самооценка также не связана и с социальной сферой дошкольников. В этом возрасте успешность предметной деятельности связана только с предполагаемыми ребенком оценками этих деятельностей другими людьми. |
6,5-7 |
Отношение ребенка к себе опосредуется оценками сверстников, мамой и воспитателем, а результативность деятельности становится важной. |
7-7,5 |
Сфера общения ребенка со сверстниками и взрослыми напрямую определяет отношение ребенка к себе. |