Развитие речевого общения и диалогической речи в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму - форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Содержание

Введение 3
Роль подготовительного периода в развитии речи детей.

Развитие общения детей на первом году жизни. Содержание и методика работы с детьми по развитию подражания и самостоятельной речевой активности.


Развитие понимания и активной речи у детей раннего возраста.

Выпишите и выучите наизусть несколько потешек ,пестушек, игр с пальчиками для детей раннего возраста.


Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по МРР.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

3.Развитие  понимания и активной  речи у детей  раннего возраста.

Для детей этого  возраста характерна большая потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение  ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения  .Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С развитием речи ребенка становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки (например: Это паркет»,— объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю).

Однако способность  к различению и обобщению в  этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в  разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения  у детей второго года жизни. Рассматривая картины, иллюстрации, игрушки, он безошибочно  называет знакомые объекты. У детей  третьего года жизни речь развивается  и формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка —это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Морковка это».) Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию

воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года — 300 слов, в 3 года 6 месяцев — 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи неоднократно подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000—1200 слов.

Говоря о характерном  для детей этого возраста интенсивном  количественном и качественном росте  словаря, исследователи указывают  на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений:

  1. ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;
  2. узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);
  3. понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную  работу, выбирая те или иные приемы и методы развития речи, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.). Овладение речевыми навыками зависит: от органа слуха, от сформированных речевых зон в коре больших полушарий, от артикуляционного аппарата, от эмоционального состояния ребенка, адекватного удовлетворения его потребности в движениях и познании окружающего мира, т.е. в удовлетворении его сенсомоторной и умственной активности. Взрослые должны реагировать на душевное состояние ребенка. Не стоит думать, что он еще слишком мал, чтобы что-то понимать. Он уже в состоянии многое понять. Ребенок чувствует отношение взрослого к окружающему миру и у него накапливается чувственный опыт, сочетающийся со словом взрослого. Ребенок не просто познает мир, он учится любить его. Так на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинается «диалог» между взрослым и младенцем. 

Способы взаимодействия малыша с окружающим миром формируются  в определенной последовательности и специально организованные игры-занятия  обеспечивают своевременное их формирование. Организовывая занятия с детьми, педагогу необходимо учитывать особенности  развития детей раннего возраста, учитывать закономерности, по которым  развивается малыш, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Потешки , пестушки, игры с пальчиками для детей раннего возраста.
 

    Потягунюшки, порастунюшки,  
    Поперек толстунюшки,  
    А в ручки фатюнюшки,  
    А в роток говорок,  
    А в головку разумок.  
    Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:  
    Большие ноги  
    Шли по дороге:  
    Топ, топ, топ,  
    Топ, топ, топ.  
    Маленькие ножки  
    Бежали по дорожке:  
    Топ, топ, топ, топ,  
    Топ, топ, топ, топ!
     

    «Сорока»  
    Вариант 1.  
    Сорока-ворона (Водя пальчиком по ладошке  
    Сорока-ворона  
    Деткам отдала.  
    (загибают пальчики)  
    Этому дала  
    Этому дала  
    Этому дала  
    Этому дала  
    А этому не дала:  
    - Зачем дров не пилил  
    - Зачем воду не носил!  
     
     
     

    Вариант 2. (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка»):  
    Сорока-ворона  
    Кашу варила,  
    Деток кормила:пе  
    Этому дала,  
    Этому дала,  
    Этому дала,  
    А этому не дала  

    «Ладушки» (на ударных  слогах хлопают в ладоши)  
    Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!  
    А что ели? Кашку!  
    А что пили? Брашку! (варианты: пили простоквашку, Простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька!)  
    Кашка масленька!  
    Брашка сладенька!  
    (Бабушка добренька!)  
    Попили, поели, ш-у-у-у...  
    Шуууу!!! (Домой) Полетели!  
    На головку сели! ("Ладушки" запели)  
    Сели посидели,  
    Дальше (Домой) полетели!!!
     

    Игра «хома-хомячок» 
    Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит: 
    Хома, хома, хомячок, 
    Разожми мой кулачок, 
    Ну-ка, ну-ка разожми, 
    Что найдешь, себе возьми.
     
     

    Хочется привести еще один пример пальчиковой игры. Сложите пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец находится  напротив всех остальных – получится  раскрытый клюв. Открывайте и закрывайте клюв. Поднимите руки вверх и помашите кистями. Стучите указательными  пальцами по столу, как курочка клювом. Спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны. Взмахните  руками, как крыльями, и прокукарекайте: 
    Наши уточки с утра – 
    Кря-кря, кря-кря. 
    Наши гуси у пруда – 
    Га-га, га-га. 
    Наши гуленьки вверху – 
    Гу-гу, гу-гу. 
    Наши курочки в окно – 
    Ко-ко, ко-ко. 
    А как Петя-петушок 
    Рано-рано поутру 
    Нам споёт «ку-ка-ре-ку» 
     
     
    Очень хорошо в занятии с малышом использовать артикуляционную гимнастику с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Так, при изучении сказки «Репка» каждому из персонажей сказки приписывается определенное движение, ярко характеризующее персонаж.  
    Например: дед должен надуть щеки; баба – вытянуть губы «трубочкой»; внучка – растянуть губы в улыбке; Жучка – высунуть язык; кошка – облизать губы языком; мышка – поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. 
    Необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности: ребенку должно быть интересно!
     
     
     
     

    Это "пальчиковая  гимнастика" 
     

    Мой Мизинчик, где  ты был? 
    С Безымянным щи варил,  
    А со Средним кашу ел,  
    С Указательным запел.  
    А Большой меня встречал 
    И конфетой угощал.  
    Указательный на правой 
    Вел в поход нас всей оравой.  
    Средний брат несет рюкзак,  
    Безымянный ходит так,  
    А Мизинец стал играть:  
    Братьев слушать приглашать.  
    Правый же Большой плясал.  
    И на танец приглашал.  
    Раз-два-три-четыре пять!
     

    Малыш сидит у  вас на коленках:

    Мы ехали, мы ехали 
    За грецкими орехами (качаете ребеночка на коленках) 
    С бугра на бугор 
    За ягодами в бор (слегка подбрасываете) 
    По рытвинам по кочкам  
    За аленьким цветочком (слегка трусите малыша) 
    Прямо, прямо и вдруг 
    В огромную ямку бух! (держите ручками малыша, а коленки раздвигаете и ребеночек будто проваливается в ямку)!

    Вы читаете стишок, а малыш просто пытается имитировать  игру на разных музыкальных инструментах:

    Кот играет на баяне,  
    Зайка наш - на барабане.  
    Ну а мишка - на трубе, 
    Поиграть спешит тебе.  
    Если станешь помогать,  
    Будем вместе мы играть.
     
     

     
    Хочется привести еще один пример пальчиковой  игры. Сложите пальцы обеих рук  щепотью, при этом большой палец  находится напротив всех остальных  – получится раскрытый клюв. Открывайте и закрывайте клюв. Поднимите руки вверх и помашите кистями. Стучите  указательными пальцами по столу, как  курочка клювом. Спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в  стороны. Взмахните руками, как крыльями, и прокукарекайте: 
    Наши уточки с утра – 
    Кря-кря, кря-кря. 
    Наши гуси у пруда – 
    Га-га, га-га. 
    Наши гуленьки вверху – 
    Гу-гу, гу-гу. 
    Наши курочки в окно – 
    Ко-ко, ко-ко. 
    А как Петя-петушок 
    Рано-рано поутру 
    Нам споёт «ку-ка-ре-ку»
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение

    В раннюю пору детства  язык -- нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место -- вещь как предмет познания и речи. Об этом говорил еще Коменский.

    Вне конкретного  мира язык развиваться не может, а  мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.

    Для того чтобы  развивался язык ребенка, понимаемый как  отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая, вредная  болтовня, дети должны быть округ жены нощами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и  труде, и результаты наблюдений отражать в слове.

    Расширение круга  представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли  и.ч нес непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка -- тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обусловливает развитие языка.

    Необходимо приспособлять  к интересам развития детей уже  существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять  и этим расширять круг представлений  детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении  пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при  поддержке слова процессом его  ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку  в неразрывном единении -- таковы требования, которые должны быть предъявлены к воспитателю.

    Функции и формы  речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными  формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и  деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью  ведут к интенсивному овладению  языком, его словарным составом и  грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все  более связной. Степень связности речи прежде всего зависит от ее задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания. 
     
     

Литература:

  1. Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста// Вопросы педагогики раннего детства/ Под ред. Н.М.Аксариной, Е.И.Радиной.- М.,1967
  2. Громова О.Е. Методика формирования детского лексикона.- М.,2003.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под ред. С.Л. Новоселовой.-М.,1985.
  4. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте.- М..1964.
  5. ПавловаЛ.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.- М..1987.
  6. Самостоятельно подобранная литература.
  7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей ( раннего и дошкольного возраста)- М.,1981.

Информация о работе Развитие речевого общения и диалогической речи в раннем возрасте