Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения. Данное новообразование является важным для ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются общие психологические требования сознательной целенаправленности и управляемости. В период дошкольного возраста ребёнок овладевает способностью контролировать свои действия, планировать эти действия, после овладения данными способностями деятельность ст

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи……………………………………
1.1 Развитие произвольного поведения у детей
1.2 Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4 Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1 Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
2.2 Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1 Организационные аспекты исследования
3.2 Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 170.33 Кб (Скачать)

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                    ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра коррекционной психологии и педагогики 
 
 

Курсовая  работа на тему: 

По специальности 050706 «Дошкольное воспитание» 
 

                                                                    Выполнила:

                                                                    студентка 2 группы 3 курса

                                                                    заочной формы обучения

                               отделения «Дошкольное воспитание»

                                   психолого-педагогического факультета

                 Житенева Юлия Николаевна 

          Научный руководитель:

                      кандидат педагогических наук

                                                доцент кафедры коррекционной психологии и                                         

                                                                    педагогики

                          Арзыбова Лариса Владимировна 

                                          ___________________________________

                                                   оценка

                                                                    ___________________ «____» ________________2011 г.

                                                      подпись                                              дата 
 
 

Воронеж 2011 
 
 

 

                                                   Содержание 

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Проблема развития произвольного  поведения у детей с нарушением речи……………………………………

1.1 Развитие  произвольного поведения у детей

1.2 Особенности  развития произвольного поведения  у детей дошкольного возраста

1.3 Развитие  произвольного поведения у детей  с общим недоразвитием речи

1.4 Показатели  развития произвольного поведения  у детей с общим недоразвитием  речи

Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением

2.1 Взаимосвязь  речевого развития и развития  произвольного поведения у дошкольников

2.2 Особенности  регулирующей функции речи у  детей с общим недоразвитием  речи

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения  у детей с нарушением речи

3.1 Организационные  аспекты исследования

3.2 Констатирующий  эксперимент

Заключение

Список  литературы

Приложение

 

Введение

     На  сегодняшний день главной задачей  детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его  возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов  активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых  задач. Одним из важнейших новообразований  дошкольного возраста является возникновение  у детей произвольного поведения. Данное новообразование является важным для ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются  общие психологические требования сознательной целенаправленности и  управляемости. В период дошкольного  возраста ребёнок овладевает способностью контролировать свои действия, планировать  эти действия, после овладения  данными способностями деятельность становится целенаправленной. Не достаточно полноценное развитие произвольного  поведения у детей дошкольного  возраста значительно затрудняет процесс  усвоения знаний, формирования учебной  деятельности. Поэтому развитие произвольного  поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста является актуальным направлением работы воспитателей.

     Сегодня одной из актуальных проблем современности  становится увеличение детей с нарушениями  речи различной степени тяжести. При этом большое количество детей  страдают такими тяжёлыми нарушениями  речи, как алалия, дизартрия. Данные нарушения речи связаны с органическим поражением головного мозга, при  этом нарушается весь ход психического развития ребёнка. У детей нарушены мышление, память, внимание, но также  существенно нарушаются волевые  процессы, эмоциональное развитие, произвольное поведение.

     Коррекционная система обучения и воспитания данного  контингента детей направлена на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексического и грамматического  строя языка, на развитие связной  речи, развитие дыхания, но в современной системе коррекционной работы не рассмотрено направление по развитию произвольного поведения детей с нарушениями речи. Отсюда возникают противоречия: между необходимостью развития произвольного поведения детей с нарушением речи и слабой разработкой данного направления в работах исследователей. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каково влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.

     Цель  исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.

     Объект  исследования: развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.

     Предмет исследования: регулирующая функция речи и её влияние на развитие произвольного поведения дошкольников.

     Гипотеза  исследования: мы предположили, что регулирующая функция речи влияет на развитие произвольного поведения детей дошкольного возраста с нарушением речи, так как речь позволяет фиксировать цель, последовательность, этапы выполнения действий, результаты действий и поэтому делает возможным управление своим поведением. Произвольное поведение зависит от сформированности регулирующей функции речи.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития произвольного поведения у детей с нарушением речи.
  2. На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у детей в норме и с нарушением речи.
  3. Экспериментально изучить влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.

     Методы  исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, материалов научных исследований;
  • тестирование;
  • эксперимент;
  • математические методы обработки данных эксперимента.
 

 

      Глава 1. Проблема развития произвольного поведения  у детей с нарушением речи.

     1.1 Развитие произвольного поведения  у детей.

     Рассмотрение  произвольного поведения у детей  дошкольного возраста начнём с основных определений, составляющий категориальный аппарат исследования.

     Понятие «произвольность» в психологических  исследованиях определено неоднозначно. Так, ряд учёных (Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, Б.Н. Смирнов и др.) рассматривают  произвольность как волю. Воля является, по Выготскому, одним из механизмов, позволяющих человеку управлять собственным поведением, психическими процессами, мотивацией. В своих развитых формах произвольная регуляция опосредована искусственными знаками и осуществляется путем объединения различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую регуляцию деятельности или какого-либо психического процесса.

     В. И. Селиванов также выделяет, наряду с побудительной, регулирующую функцию  воли. Для него воля — это способность  человека сознательно регулировать свое поведение. «...Воля есть регулирующая функция мозга, — пишет он, —  выраженная в способности человека сознательно управлять собой  и своей деятельностью, руководствуясь определенными побуждениями и целями».

     По  Л. М. Веккеру (1957), воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, а именно та, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия. Необходимость волевой регуляции этот исследователь связывает с потребностью в переводе регуляции на личностный уровень.

     Регулирующую  роль воли отмечали также А. Ц. Пуни (1966), Б. Н. Смирнов (1983), П.А. Рудик (1945, 1962), Н. П. Рапохин (1981), М. Брихцин (1989) и другие.

     Р. Мэй (1974) характеризует волю как категорию, определяющую способность личности организовывать свое поведение таким образом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. В отличие от желания воля подразумевает возможность выбора, несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.

     В. К. Калин считает, что исследования феномена воли в рамках анализа предметного  действия не привели к успеху в  раскрытии сущности воли. По его  мнению, специфику понятия воли нельзя выделить и при анализе мотивации, равно как и при рассмотрении воли только как механизма преодоления  препятствий. Специфику воли указанный  исследователь видит в регуляции  человеком собственных психических  процессов (перестройке их организации  для создания оптимального режима психической  активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Как и  Л. С. Выготский, В. К. Калин главную  задачу воли видит в том, чтобы  обеспечить человеку овладение своим  собственным поведением и психическими функциями. Это означает, что в  воле отражаются самосубъектные отношения, т. е. активность человека, направленная не на внешний мир или на других людей, а на самого себя.

     В. К. Калин дает следующее ее развернутое  определение: «Волевая регуляция (процессуальный аспект воли) есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирование этой активности в нужном направлении, т. е. выбор и реализация субъектом деятельности наилучшего способа (формы) преобразования исходной актуальной функциональной организации психики в необходимую, адекватную целям и условиям деятельности, позволяющую достичь наибольшей ее эффективности» (1989). Это, говоря другими словами, процесс самоорганизации психики для достижения цели наиболее эффективным способом.

     В сознании большинства людей, несведущих в психологии, слово «воля» выступает  как синоним волевой регуляции, т. е. способности человека преодолевать возникающие затруднения. Однако и  многие психологи понимают волю только как психологический механизм, способствующий преодолению препятствий. К. Н. Корнилов, в связи с этим, утверждает, что  о воле человека судят прежде всего по тому, насколько он способен справляться с трудностями. Аналогичное понимание воли можно найти и в других публикациях. Например, по Б. Н. Смирнову (1984), воля в единстве с разумом и чувствами регулирует поведение и деятельность в затрудненных условиях; по П. А. Рудику (1967), воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия; в «Психологическом словаре» (1983) воля определяется как способность действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления. В приведенных выше определениях воля является синонимом волевой регуляции, функция которой — преодоление трудностей и препятствий.

Информация о работе Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи