Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа
Цель работы: провести анализ методов развития познавательного интереса на уроках биологии
Задачи:
-изучить теоретическую основу развития познавательной деятельности школьников;
- определить способы развития познавательной деятельности на уроках биологии в 9 классе.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Активизация учебного процесса как педагогическая проблема ………4
1.1 Дидактические основы активизации учения школьников ………………......4
1.2. Проблемное обучение как способ активизации познавательного
интереса на уроках биологии………………………………………………………9
Глава 2. Развитие познавательных интересов на уроках биологии в
9 классе……………………………………………………………………………...17
2.1 Обзор публикаций журнала «Биология в школе»…………………………....17
2.2 Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Среды жизни.
Экологическая ниша"……………………………………………………………….21
2.3 Исследование актуальности изучаемой проблемы……………………….......30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………........35
Из результатов анкетирования видна актуальность активизации познавательного интереса учащихся на уроках биологии: более 50% ответов в каждом блоке голосуют за использование в учебном процессе проблемного обучения и против рутинной формы урока, закрепления и проверки знаний.
Заключение
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увеличением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения в воспитательном отношении: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем.
Биологические проблемные задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
Центральное место среди всех методов изучения экологии занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.
Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
Существует большое количество учебников по естествознанию и эколгии, содержащих вопросы и задания проблемного характера, которые способ ствуют развитию мотивации, аналитического и прогностического мышления учащихся, их творческой деятельности и принятию нестандартных решений. Экология: Образовательный комплекс. 10-11 класс / под ред. А.К. Ахлебнина, В.И. Сивоглазова; Швец И. М. Экология. Биосфера и человечество. 9 кл.; Федорова М.З. Экология человека 8 кл. и др. Современные учебники по экологии и естествознанию в той или иной степени обладают потенциалом для организации эвристических бесед, уроков с изложением проблемного типа, проблемных дискуссий и исследовательской работы учащихся. | |
Актуальность данной темы и необходимость использования проблемных заданий на уроках биологии подтверждается результатами анкетирования учащихся. |
|
Список литературы
1.Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа.- № 1- 2003. С.19-25.
2.Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.// Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.
3.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М., 1983 .
4.Бурнашев С.И.Исследовательский метод / Первое сентября Биология. 2002, № 4. С.27-28.
5.Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983.
6.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2- М., 1982.
7.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика 1986. 8.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации.- М.,- 1985.
9.Исследования познавательной деятельности/ Дж. Брунер, Р. Оливер, П. Гринфилд.- М., 1971.
10.Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений В.В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
11.Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. 2007. № 1. С.35-38.
12.Михайлова Г.Н. Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности. Биология в школе №1., 2008. С.- 23-27.
13.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1989.
14.Мягкова, А.Н. Методика обучения общей биологии. М.: Просвещение, 1985.
15.Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.,1990.
16.Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении. - М., 1997.
17.Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Биология: Программы элективных курсов: 10-11 классы: Профильное обучение - М: Дрофа, 2005 - 128 с.
18.Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов: Лицей, 2005. - 128 с.
19.Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн: Юнипресс, 2004. - 192 с.
20. Экология. ч.1-2. – М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.- Учебное электронное издание.
21. Экология: Образовательный комплекс. 10-11 класс / под ред. А.К. Ахлебнина, В.И. Сивоглазова. – М.: ЗАО «1С»; Дрофа, 2004. – Учебное электронное издание.
22.Федорова М.З. Экология человека 8 кл.М.2009.
23.Харченко М. В. «Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения». 2010. http://tana.ucoz.ru/l
23. Швец И. М. Экология. Биосфера и человечество. 9 кл.М.,2010.
Информация о работе Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии